Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:38, курсовая работа
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.
Введение2
Глава 1. Социальные предпосылки и отличительные черты философии французского просвещения 4
Глава 2. Социально-философские концепции французских просветителей8
Глава 3. Французский материализм 11
Заключение14
Библиографический список15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение2
Глава 1. Социальные предпосылки и отличительные черты философии французского просвещения 4
Глава 2. Социально-философские
Глава 3. Французский материализм 11
Заключение14
Библиографический список15
ВВЕДЕНИЕ
В XVIII веке развитие философской
мысли во Франции осуществлялось
под эгидой просвещения. Практически
все французские философы этого
столетия были просветителями. Идейными
оппонентами просветителей
Просвещение как широкое
культурно-идеологическое движение общественной
мысли впервые оформилось именно
во Франции, где его основные черты
выразились с классической точностью,
последовательностью и
В социально-классовом
отношении французское
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр(Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.
Просветители, как следует
из самого слова, заботились о распространении
просвещения среди народных масс.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали
объявлять, что первой и главной
обязанностью любого “истинного друга
прогресса и человечества”
Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
История Франции второй половины
XVIII века - классический пример того,
как в политической оболочке феодального
общества развивается и зреет
общественный уклад нового, капиталистического
общества. Уже усиление абсолютизма
в XVII – XVIII веках во Франции способствовало
развитию производительных сил общества.
Но вместе с тем расцвет абсолютизма
сообщил значительную силу инерции
политической системе «старого режима».
Эта инерция обострила
Противоречие это отражалось
и в идейном состоянии
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Ее начало связывают с 1718 годом, когда в Париже впервые была поставлена трагедия «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века.
Французское Просвещение, как
и английское, возникло на основе успехов
новой науки, и само было могучим
поборником и борцом науки. Мыслители–просветители
Франции идеологически
Непосредственными предшественниками
просветительской философии во Франции
были Бейль Пьер (1647-1706) и Мелье
Жан (1664-1729). П. Бейль в созданном
им «Историческом и критическом
словаре» отстаивал мысль о том,
что все теоретические
20 – 40 годы XVIII века –
первый этап развития
В 40 – 80 годы XVIII века просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период создается «Энциклопедия». Просветители – материалисты – Ламетри Жюльен (1709-1751), Дидро Дени (1713-1784), Гельвеций Клод (1715-1771), Гольбах Поль Анри (1723-1789) – создают достаточно последовательное атеистическое мировоззрение, опирающееся на научные труды того времени.
Философия французских просветителей неоднородна. Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения:
Радикализм философии французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий.
Необходимость решения этой
задачи была вызвана тем, что в
дореволюционной Франции
Только путем избавления
«просвещенного разума» от религиозных
предрассудков можно
Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители. Христианство и католическая церковь, писали они, создают благоприятную среду для духовной тирании, проповедуя зависимость человека от божественного промысла, призывая к смирению и повиновению.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано Вольтером в трактате «Все о боге», в философской «Поэме о естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Одновременно с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро в своем сочинении «О достаточности естественной религии».
Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие принципы нравственности.
Утверждая независимость моральных категорий добра и зла от Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ
КОНЦЕПЦИИ ФРАНЦУЗСКИХ
Центральное место в философии французского Просвещения заняла проблема человека.
При всех различиях основным
социально-философским понятием французских
просветителей стало понятие
«природа человека». Человек рассматривался
ими как всецело физическое, природное,
материальное существо. Поэтому главным
моментом философской антропологии
французских просветителей
Философская антропология французских просветителей тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещенного разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал «просвещенного правления». Если бы монархи, писал Ламетри, всегда были достаточно просвещенными людьми, все народы наслаждались бы «спокойной и сладостной жизнью и повсюду царила бы полная гармония между теми, кто управляет, и теми, кем управляют».
Только разум, «просвещенный светом философии», утверждал Ламетри, способен дать твердую опору для построения справедливого общества. Необходимыми «формами общественной связи» Ламетри считал мораль и религию. Также он допускал возможность существования нравственного безрелигиозного общества, состоящего из атеистов, ибо «добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто у набожного человека держатся… на одной нитке».
Вместе с тем в работе
«Анти-Сенека, или Рассуждение о
счастье» Ламетри утверждал, что
люди от природы вероломны, коварны,
злы и поэтому дурных людей
всегда больше, чем добродетельных,
живущих своим собственным
Не все французские просветители разделяли точку зрения Ламетри. Совершенно неприемлема она оказалась для Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который, напротив, считал, что «человек – по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставлял своей эпохе – эпохе сословных привилегий и лицемерия – простоту, невинность и добродетель первобытных людей.
Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение.
В своем труде «Об общественном
договоре, или Принципы политического
права» (1762) Руссо утверждает концепцию
гражданской свободы. Считая равенство
естественным состоянием человеческого
общества, Руссо главную причину
неравенства видит в
Реализация свободы и
равенства возможна, по мнению Руссо,
лишь при республиканском образе
правления, так как только в республике
подлинным творцом законов
Теория общественного
договора, развиваемая Руссо, подверглась
значительному изменению у П.
Гольбаха (1723-1789 – французский философ-
Свою социально-философскую концепцию П. Гольбах тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого».
Сущность общества Гольбах
видел, прежде всего, в удовлетворении
жизненных потребностей и интересов
людей, в их стремлении к счастью.
Необходимость удовлетворить
Источник пороков и
бедствий общества Гольбах