Философия в эпоху Просвящения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

Содержание работы

Введение2
Глава 1. Социальные предпосылки и отличительные черты философии французского просвещения 4
Глава 2. Социально-философские концепции французских просветителей8
Глава 3. Французский материализм 11
Заключение14
Библиографический список15

Файлы: 1 файл

Философия france.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

Важной стороной социально-философской  концепции просветителей был  просветительский пацифизм. Осуждение  агрессивности, экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом  произведений Вольтера, Монтескье, Гольбаха. Рассматривая войну, как состояние  тревог и насилий, «противоположное счастью общества», французские  просветители считали неизбежными  и справедливыми лишь те войны, которые  связаны с отражением нападения  «несправедливых захватчиков».

Причины экспансии и захватнических войн французские просветители видели преимущественно в психологических  чертах правителей, в их «страсти к  славе», в «честолюбии».

У французских просветителей  не было единства в вопросе об источниках присущих обществу социальных противоречий и катаклизмов. Если Руссо видел  этот источник в возникновении частной  собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная  собственность, а природное неравенство  сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению  общественного богатства.

 

ГЛАВА 3. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

 

Представление о природе  у просветителей в целом носило механистический характер. Следствием механистического понимания природы  был механистический детерминизм  - представление, согласно которому все  процессы в мире жестко предопределяются их физическими (точнее говоря, механистическими) причинами. Большинство из философов  видели в природе единственно  возможную субстанцию, порождающую  все многообразие явлений бытия. Некоторые считали ее творением  Бога (Вольтер, Руссо), однако при этом все же признавали ее дальнейшее развитие по естественным законам. Отождествление природы с Богом для XVIII века уже  не характерно. Существование духовных субстанций подвергается сомнению. Под  огонь критики, направленный ранее  на средневековую схоластику, теперь попадает метафизическая философия, прежде всего картезианство (учение Декарта). Просветителям оно казалось слишком  отвлеченным, умозрительным и отдаленным от опыта.

 Принципиально новым  в философии природы этого  периода было утверждение материализма. Философия французского материализма  слагается из материалистического  учения о природе и из учения  о человеке и обществе.

Зачинатель французского материализма – Жюльен Ламетри (1709-1751), в общей форме высказал почти  все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри  доказывал, что не только всякая форма  неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой коренится  не только способность к движению, но и потенциальная способность  к чувствительности или к ощущению.

Ламетри лишь наметил ряд  основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом этого  учения стал Поль Гольбах (1723-1789). Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась «Система природы» Гольбаха (1770), в написании которой кроме Гольбаха приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др.

Главная мысль трактата –  мысль о сводимости всех явлений  природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в  своей совокупности вечную несотворенную  природу. Основу всех процессов природы  составляет материя с присущим ей свойством движения.

Фундаментальные положения  о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной, Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступило в  противоречие с господствующей в  то время механистической картины  мира. Влияние материализма сохраняется  при рассмотрении Гольбахом проблемы причинности и необходимости. «Всякая  причина, - пишет Гольбах, - производит следствие, не может быть следствия  без причины… Необходимость есть постоянная и нерушимая связь  причин с их следствиями.… Таким  образом, все связано во Вселенной: последняя есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга".

Учение о природе Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в  работах Дени Дидро. Дидро исходит  из положения о вечности и бесконечности  природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего.

Дидро внес в учение о  природе некоторые черты и  идеи диалектики. По мысли Дидро, все  изменяется, исчезает, только целое  остается. Мир беспрерывно зарождается  и умирает, в каждый момент он находится  в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого  мира.

Дидро был сторонником  мысли о всеобщей чувствительности материи. В «Разговоре Д' Аламбера с  Дидро» он доказывал, что признание  того, что различие между психикой человека и животных обусловлено  различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что  способность ощущения есть всеобщее свойство материи.

В своих гносеологических и методологических взглядах Дидро  следовал английскому материалисту Дж. Локку, утверждая познаваемость  мира. Опираясь на принципы материализма, Дидро разрабатывал свою эстетическую теорию. Представления о прекрасном формируются у человека как отражение реальных отношений внешнего мира. Основой этической концепции мыслителя была его убежденность в прирожденной нравственной способности большинства людей любить добродетель и отвращаться от порока. Счастье личности неотделимо от ее нравственности. Воспитать человека – воспитать у него приоритет духовных удовольствий над удовольствиями чувственными.

На основе учения о природе  французские философы выдвинули  учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, которые преобразуются  в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Методами познания Дидро и другие французские материалисты признали эксперимент и наблюдение. Борясь против идеализма Лейбница, дуализма Декарта и богословия, французские философы, начиная с Ламетри, доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается от того, что он опирается на данные внешних чувств, на опыт и наблюдение. Именно на этой основе знание может достигнуть высокой степени вероятности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии  и духовной культуры Европы. В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл, причем в  самом широком значении: в сфере  природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей  «свету разума» доступны все аспекты  бытия. Просветители культивировали разум  научный. Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем.

Представление о природе  у просветителей в целом носило механистический характер. Следствием механистического понимания природы  был механистический детерминизм.

Принципиально новым в  философии природы этого периода  было утверждение материализма. Французский  материализм XVIII века – новая историческая ступень в развитии философии. Французские  материалисты – Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – несли свои идеи в широкие круги общества, излагая  свои философские взгляды преимущественно  в форме широкодоступных изданий.

Существенное внимание в  философии XVIII века уделяется проблеме человека. Сущность человека механистические  материалисты сводили к его чувственной  биологической природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным  существом, просветители пытались обосновать равенство людей.

Философия Французского Просвещения  подготовила духовные основы Французской  буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Она  выдвинула и обосновала такие  принципы гражданского общества, как  свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Философия  франузского просвещения  сумела утвердить на долгие десятилетия  веру в прогресс, в возможность  переустройства общества на началах  справедливости и гуманизма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
  2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004
  3. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1991
  4. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  5. Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999.
  6. «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.
  7. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

 

 

 

 


Информация о работе Философия в эпоху Просвящения