Философия в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности возникновения китайской философии 4
2. Школы философской мысли Китая 7
2.1. Конфуцианство 7
2.2. Даосизм 10
2.3. Буддизм 14
2.4. Маоисткий марксизм 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

В тот период любой человек  — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или  окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве. Чувство потерянности побуждало  обращаться к старым авторитетам  учителей, знающих иные жизненные  пути и способных вывести из бедствий реального мира.

В даосизме в это время  возродились древние божества, заново выстроилась их иерархия. Не замедлили  появиться и новые учители, которые  в очередной раз по-своему истолковали  древние предания и открыли новых  богов. Характер происходивших изменений, отражённый в философской и жизнеописательной литературе той поры, можно обобщить приблизительно следующим образом.

Мир Неба начинает стремительно приближаться и обживаться. Там появляются дворцы и сады; между Небом и  Землёй снуют гонцы; ладья-дракон пересекает границу между Небом и Землёй — Небесный океан; боги и духи заселяют небесное пространство. Это уже не абстрактное Небо, а девятислойный  полуводяной - полувоздушный оазис, в котором есть свой ландшафт —  горы, реки, озёра, дома, улицы и переулки, а в них — хозяева и управители. Боги проявляют вполне человеческие чувства: они испытывают любовь и  ненависть, им знакомы радость и  печаль, усталость и гнев, их обуревают  страсти и желания.

Боги отличаются от людей  тем, что живут долго, по нескольку  тысяч лет, и не стареют, парят  в небесах, пьют нектар, едят персики, дающие долголетие, ведают судьбами людей, хранят тайны искусства бессмертия в недоступных простому смертному  книгах. Они светозарны, облачены в  прекрасные лёгкие одежды и обладают чарующей внешностью. Однако они могут карать нарушителей традиций не менее грозно, чем древние боги.

Открыв, что Небо не есть нечто бесконечно далёкое и что  существуют проводники туда, человек  обращается к богам за помощью  в житейских делах.

На первый план в средневековом  даосизме выходят некоторые персонажи  древнекитайской мифологии. Прежде всего, это Хуанди, которого стали почитать как первого бессмертного, основателя даосизма, а также богиня Сиванму, обладательница плодов бессмертия. Особенно почитались и восемь бессмертных, творивших чудеса и покровительствовавших различным искусствам и ремёслам. Популярностью пользовалось также древнекитайское предание о трёх мифических островах-горах, плавающих в океане: Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, где обитали бессмертные.

Древние мифы рассказывали, что первый человек Паньгу умер, и только тогда из его тела родилась Вселенная. Теперь космос представляется человеком, новым Паньгу, а человек — космосом с бушующими стихиями, с особым внутренним ландшафтом. Ещё Чжуан-цзы полагал, что Небесное царство зеркально отображается на земле. Во II в. до н. э. эта мысль развивается в «Хуайнань-цзы».

Автор древнего трактата рассуждал  следующим образом: «Во мне, как  в капле воды, — весь мир, я  — микрокосм, Паньгу — макрокосм. Если я буду шириться, я познаю ширь Паньгу; если я буду сокращаться, я растворюсь в Паньгу. Я подобен Дао, которое может быть широким и узким, великим и малым, сильным и слабым, объединять в себе все противоположности и при этом оставаться самим собой. Если оно Бог, я тоже искра Божья, если оно мать всех вещей, то все мы его дети. Надо искать его внутри себя и вовне — ведь частица его живёт в каждом его творении. Природа озарена Божественным светом, а я — часть её».

Наряду с этим наблюдался противоположный ход мысли. Небо слишком высоко и далеко, оно правит свою волю независимо от людей. Счастлив ты, если попадёшь в унисон с ней, а нет — погибнешь со всеми  своими талантами. Ведь человеческий век  — лишь миг в сравнении с  вечностью, составляющей миг Дао.

Помимо всех этих перемен  важно и то, что в первые века новой эры в Китай пришёл буддизм (см. подробнее статью «Буддизм. Возникновение, распространение»). История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них повествует о «золотом сне». Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это Будда. Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой версии, начало буддизма в Китае относится к I в. н. э. Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае первых буддийских храмов в конце II — начале III в.

Ранние переводы буддийских текстов были выполнены индийскими и среднеазиатскими миссионерами. Переводчики  хорошо изучили собственно китайские  учения, в первую очередь даосизм. При переводе терминов они широко использовали словарь даосов, примешивая к нему слова из буддийского лексикона, порой просто добавляя их к китайскому термину. Буддисты проявляли большую гибкость, вводя в свой пантеон китайские божества, а свои «перекодируя» в китайские. Так, культ бодхисаттвы Авалокитешвары слился с народным культом китайской Великой (или Нерождённой) Матери, и Авалокитешвара превратился в женское божество — богиню милосердия Гуаньинь, спасительницу и заступницу, ныне очень популярную в китайском буддийском пантеоне.

Даосизм первых веков новой  эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма. Не без влияния  буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, задачах и целях человека. Новое богостроительство было обращено к простым людям. В результате, конечно, снизились его высокий пафос и требования (они остались прежними для избранных и приобщённых к закрытым школам даосизма).

Первым шагом к официальному признанию даосской религии считается состоявшееся в 165 г. жертвоприношение новому божеству — Лао-цзы, торжественно совершённое на государственном уровне.

Впоследствии Лао-цзы стал восприниматься как Лао-цзюнь, что означает «Господь Лао» (обычно слово «цзюнь» переводят как «господин», но здесь уместнее именно «господь»). В более поздней даосско-буддийской литературе он выступает как божество, принимающее в разные времена различные обличья и даже, по одной из версий, облик отца Будды. Так или иначе, Лао-цзы в новом качестве прочно вошёл в даосский пантеон.

    1. Буддизм

В Китай буддизм попал  морским путем с юга. Одним  из величайших индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был  Бодхидхарма. От мастера Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.

Буддизм всегда стремится  приспособиться к той культуре, в  которую он входит. В южном Китае  также происходит адаптация буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное" просветление. Это  согласуется с конфуцианской  идеей о том, что человек добродетелен по своей природе, и исходит из концепции, что каждый обладает природой будды. Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет преодолеть все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно наступит просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что развитие способностей идет в рамках постепенного длительного процесса создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее путем активной помощи другим людям.

В это время в Китае  существовало огромное количество воюющих  княжеств: в стране царил хаос. В  течение длительного времени  Бодхидхарма сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало известно как боевые искусства, и начал обучать этим искусствам.

В Индии не существовала традиция боевых искусств; что-либо подобное не развилось позднее ни в Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии. Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. Поскольку  разработанная для Китая система  боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями тела, она  согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела описываются с точки зрения принятого  в Китае традиционного представления  об этих энергиях, которое мы находим  в даосизме.

Буддизму свойственно  стремление развить этическую самодисциплину и способность к концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии  сосредоточиться на реальности, мудро  проникая в суть вещей и преодолевая  заблуждения; а также разрешить  собственные проблемы и максимально  помочь окружающим. Боевые искусства  являются техникой, дающей возможность  развить те качества личности, которые  могут быть использованы для достижения той же самой цели.

В Китае и в Восточной  Азии наиболее популярной буддийской школой является школа Чистой земли, которая особое внимание уделяет  перерождению в Чистой земле Будды  Амитабы. Там все способствует тому, чтобы быстрее стать Буддой и быть в состоянии скорее приносить пользу другим. Особое внимание в Индии всегда уделялось медитативным практикам концентрации с целью достижения этой же цели. В Китае учили, что все, что надо делать, это повторять имя Амитабы.

Популярность этой школы  в регионе распространения китайской  культуры даже в наше время объясняется, вероятно, тем, что идея перерождения Будды Амитабы в находящейся на западе Чистой земле согласуется с даосской идеей о попадании после смерти в "западный рай" бессмертных. Таким образом, мы рассмотрели различные аспекты и модификации классического китайского буддизма.

Вследствие суровых преследований  буддизма в Китае в середине IX в. большинство имеющих философскую ориентацию школ заглохло. Основными сохранившимися формами буддизма были школа Чистой земли и чань-буддизм. В более позднее время буддизм смешался с конфуцианским культом почитания предков и даосскими практиками гадания с палочками.

В течение многих столетий буддийские тексты переводились на китайский  язык с санскрита и индоевропейских  языков Центральной Азии. Китайский  канон более обширен, нежели палийский, ибо он включает также тексты Махаяны. Правила дисциплины и обеты для монахов и монахинь несколько отличаются от принятых в традиции Тхеравады, так как китайцы, как уже упоминалось выше, следуют другой школе Хинаяны, а именно школе Дхармагупты. Несмотря на то, что 85% обетов монахов, и монахинь те же самые, что и в текстах Тхеравады, незначительные различия существуют. В Юго-Восточной Азии монахи носят оранжевые или желтые одежды без рубашек. В Китае предпочитают одежду принятых в этой стране черного, серого и коричневого цветов с длинными рукавами, что вызвано традиционными конфуцианскими представлениями о скромности. В отличие от Тхеравады и поздних тибетских традиций в Китае существует традиция полностью посвященных монахинь2. Эта преемственная пиния посвящения продолжается в настоящее время на Тайване, в Гонконге и Южной Корее.

Собственно китайская  буддийская традиция существует в наше время в очень ограниченных масштабах  в Китайской Народной Республике. Она наиболее распространена на Тайване, а практикуется в Гонконге, в заморских  общинах китайцев на Сингапуре, в  Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах, а также в Соединенных  Штатах и других странах, где осели китайцы.

Ранние формы буддизма, обнаруженные как в Западном, так  и в Восточном Туркестане, помимо Китая, распространились на другие культуры стран Центральной Азии, однако часто  к ним примешивались некоторые  элементы китайской культуры. Достойным  внимания является распространение  буддизма среди тюрков, первого известного народа, говорившего на тюркском языке  и получившего это же название. Тюркский каганат возник во второй половине VI в. и скоро распался на две части. Северные тюрки сосредоточились в районе озера Байкал, где позднее образовалась Бурятия, а южные - в долине реки Енисей, на территории Тувы - в Восточно-Сибирском регионе СССР. Тюрки населяли также значительную часть Монголии. Западные тюрки имели своими центрами Урумчи и Ташкент.

Китайская форма буддизма распространилась также во Вьетнаме. На юге, начиная с конца II в. н.э., преобладали  индийская и кхмерская формы  буддизма, причем следует отметить смешение Тхеравады, Махаяны и индуизма. В XV в. они были вытеснены китайскими традициями. На севере была первоначально распространена традиция Тхеравады, попавшая сюда по морю, а также буддийские влияния из Центральной Азии, которые были занесены осевшими здесь купцами. Во II-III вв. имели место различные китайcкие культурные влияния. К концу VI в. относится появление чань-будцизма, известного во Вьетнаме как Тьен. Практики Чистой земли также стали частью Тьен, они были ориентированы на социальные и политические проблемы. Традиция Тьен в значительно меньшей степени, чем Чань, отстранялась от мирских дел.

    1. Маоисткий марксизм

 

Труды Карла Маркса, формировавшие  революционные умы в XIX и ХХ вв., базировались на рационализме эпохи  Просвещения и иудео-христианских нравственных ценностях. Не избежали воздействия  христианского осознания добра  и зла Сунь Ятсен и новые  ранние китайские революционеры, воспринявшие базовые задумки социальной справедливости, равенства, заботы о беднейших членах обществах. Данным революционерам необходима была идеология, которая обосновала бы их борьбу за свободу крестьян и  рабочих от того, что они называли употреблением со стороны землевладельцев, хозяев фабрик и мельниц, состоявших в альянсе с правящей элитой.

Информация о работе Философия в Китае