Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:51, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.
Введение 3
1. Особенности возникновения китайской философии 4
2. Школы философской мысли Китая 7
2.1. Конфуцианство 7
2.2. Даосизм 10
2.3. Буддизм 14
2.4. Маоисткий марксизм 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Коммунистическая партия Китая много позаимствовала у соседей из Советского Альянса, и всего лишь начиная с 1949 г. Мао Цзэдун принялся мыслить самостоятельно. Мао последовательно приучал китайцев идентифицировать себя с беднейшими членами общества, и лозунг «Чем беднее, тем лучше» владел умами на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х п. Люди научились презирать каждые украшения, вплоть до картин на стенах, а в случае если у кого имелась другая куртка либо пара брюк, их прятали под старыми и рваными. Метафора «железная миска риса» как запрещено лучше характеризует философию Мао. Людей обеспечивали на всю жизнь незамещенной должностью (однако, малооплачиваемой) и железной миской, из которой следовало есть скудную порцию низкокачественного риса.
Первоначально коммунисты следовали собственной своей философии, впрочем, данная самоотверженность продолжалась недолго. Уже в 1960-е г.г. за высокими стенами собственных дворцов свежие коммунистические императоры вовсю вкушали запретные для свежих радости жизни. Ныне деятельность Мао анализируется китайцами как «на 70% замечательная, на 30% плохая», а «культурную революцию» называют ошибкой. Впрочем его портрет все еще украшает вход в Запретный город, а забальзамированное тело (ходят упорные слухи, что оно давно уже заменено восковой куклой) покоится в мавзолее на площади Тяньаньмынь. Дети все еще изучают в школе определенные его труды и пишут сочинения о его роли в освобождении Китая от японских захватчиков и гоминьдановской армии. И однако лозунг «Чем беднее, тем лучше» давно уже сменился значительно более известным дэнсяопиновским «Стать богатым - почетно» и сами китайцы многократно осуждают Мао, критика и его адрес со стороны иностранца будет воспринята как невежливость.
В качестве заключения я хочу привести две весьма характерные притчи : даосскую и конфуцианскую.
Знание странствовало на Севере у истоков реки Темная вода, взошло на холм Незаметный и встретилось с Недеянием.
– Мне хочется тебя спросить, – сказало Знание Недеянию, – как размышлять, как думать, чтобы познать путь? Где находиться, чему покориться, чтобы утвердиться в пути? За кем следовать, какой дорогой, чтобы обрести путь?
Ни на один из трех вопросов Недеяние не ответило. Не только не ответило, но и не знало, что ответить.
Ничего не добившись, Знание вернулось на южный берег реки Светлая вода, взошло на холм Конец Сомнений и, заметив Возвышающегося Безумца, задало ему те же вопросы.
– Я это
знаю, сейчас тебе скажу, –
ответил Возвышающийся Безумец,
Ничего не добившись,
Знание вернулось во дворец
предков, встретило Желтого
– Не размышляй,
не думай и начнешь познавать
путь. Нигде не находись, ничему
не покоряйся и начнешь
– Мы с тобой это знаем, – сказало Знание. – А оба встреченные мною прежде не знали. Кто же из них прав?
– Один, по имени Недеяние, воистину прав; другой, Возвышающийся Безумец, ему подобен, – ответил Желтый Предок. – Ни я, ни ты к ним до конца не приблизимся, ибо “Знающий не говорит, говорящий не знает”. Поэтому “мудрый и осуществляет учение безмолвно”. Пути нельзя постичь в словах, свойств нельзя добиться речами. Милосердием можно действовать, справедливостью можно приносить ущерб, церемониями можно друг друга обманывать. Поэтому и говорится: “После утраты пути появляется добродетель, после утраты добродетели появляется милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, после утраты справедливости появляются церемонии. Церемонии – это украшение учения и начало смуты”. Поэтому и говорится: “Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает, утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием же все совершает”. Если ныне, уже став вещью, некто захочет вернуться к своему корню, не будет ли это ему трудно? Это легко лишь великому человеку. Ведь жизнь следует за смертью, а смертью начинается жизнь. Разве кому-нибудь известен их порядок? Рождение человека – это скопление эфира. Соберется эфир, образуется жизнь, рассеется – образуется смерть. Если смерть и жизнь следуют друг за другом, зачем же мне горевать? Для всей тьмы вещей это общее: и то, чем любуются, как божественным чудом, и то, что ненавидят как разложение. Разложившееся снова превращается в божественное чудо, а божественное чудо снова разлагается. Поэтому и говорится: “Единый эфир пронизывает всю вселенную”, поэтому и мудрый ценит единое.
Знание сказало Желтому Предку:
– Я спросило у Недеяния, а Недеяние мне не ответило. Это не значило, что не ответило мне, – не знало, что мне ответить. Я спросило Возвышающегося Безумца,
Возвышающийся Безумец хотел мне поведать, но не поведал. Это не значило, что не поведал мне - хотел, но забыл, о чем собирался сказать. Ныне я спросил у тебя, и ты это знал. Почему же мы к ним не приблизимся?
Однажды Ученик пришел к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом — вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?» В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» — вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», — изрек Учитель.
.
.