Философия в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь (17-9 вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве и земледелии. В 12 веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до 3 века до н.э.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности возникновения китайской философии 4
2. Школы философской мысли Китая 7
2.1. Конфуцианство 7
2.2. Даосизм 10
2.3. Буддизм 14
2.4. Маоисткий марксизм 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

Коммунистическая партия Китая много позаимствовала у  соседей из Советского Альянса, и  всего лишь начиная с 1949 г. Мао  Цзэдун принялся мыслить самостоятельно. Мао последовательно приучал китайцев идентифицировать себя с беднейшими членами общества, и лозунг «Чем беднее, тем лучше» владел умами на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х п. Люди научились презирать каждые украшения, вплоть до картин на стенах, а в случае если у кого имелась другая куртка либо пара брюк, их прятали под старыми и рваными. Метафора «железная миска риса» как запрещено лучше характеризует философию Мао. Людей обеспечивали на всю жизнь незамещенной должностью (однако, малооплачиваемой) и железной миской, из которой следовало есть скудную порцию низкокачественного риса.

Первоначально коммунисты следовали  собственной своей философии, впрочем, данная самоотверженность продолжалась недолго. Уже в 1960-е г.г. за высокими стенами собственных дворцов свежие коммунистические императоры вовсю вкушали запретные для свежих радости жизни. Ныне деятельность Мао анализируется китайцами как «на 70% замечательная, на 30% плохая», а «культурную революцию» называют ошибкой. Впрочем его портрет все еще украшает вход в Запретный город, а забальзамированное тело (ходят упорные слухи, что оно давно уже заменено восковой куклой) покоится в мавзолее на площади Тяньаньмынь. Дети все еще изучают в школе определенные его труды и пишут сочинения о его роли в освобождении Китая от японских захватчиков и гоминьдановской армии. И однако лозунг «Чем беднее, тем лучше» давно уже сменился значительно более известным дэнсяопиновским «Стать богатым - почетно» и сами китайцы многократно осуждают Мао, критика и его адрес со стороны иностранца будет воспринята как невежливость.

 

Заключение

В качестве заключения я  хочу привести две весьма характерные  притчи : даосскую и конфуцианскую.

Знание странствовало  на Севере у истоков реки Темная вода, взошло на холм Незаметный и встретилось  с Недеянием.

  – Мне хочется тебя  спросить, – сказало Знание Недеянию, – как размышлять, как думать, чтобы познать путь? Где находиться, чему покориться, чтобы утвердиться в пути? За кем следовать, какой дорогой, чтобы обрести путь?

Ни на один из трех вопросов Недеяние не ответило. Не только не ответило, но и не знало, что ответить.

Ничего не добившись, Знание вернулось на южный берег реки Светлая вода, взошло на холм Конец  Сомнений и, заметив Возвышающегося Безумца, задало ему те же вопросы.

     – Я это  знаю, сейчас тебе скажу, –  ответил Возвышающийся Безумец,  но тут же забыл, что хотел  сказать.

    Ничего не добившись,  Знание вернулось во дворец  предков, встретило Желтого Предка  и задало ему те же вопросы. 

    – Не размышляй,  не думай и начнешь познавать  путь. Нигде не находись, ничему  не покоряйся и начнешь утверждаться  в пути. Ни за кем не следуй, ни по какой дороге не ходи  и начнешь обретать путь, –  ответил Желтый Предок.

   – Мы с тобой  это знаем, – сказало Знание. – А оба встреченные мною  прежде не знали. Кто же из  них прав?

   – Один, по имени  Недеяние, воистину прав; другой, Возвышающийся Безумец, ему подобен, – ответил Желтый Предок. – Ни я, ни ты к ним до конца не приблизимся, ибо “Знающий не говорит, говорящий не знает”. Поэтому “мудрый и осуществляет учение безмолвно”. Пути нельзя постичь в словах, свойств нельзя добиться речами. Милосердием можно действовать, справедливостью можно приносить ущерб, церемониями можно друг друга обманывать. Поэтому и говорится: “После утраты пути появляется добродетель, после утраты добродетели появляется милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, после утраты справедливости появляются церемонии. Церемонии – это украшение учения и начало смуты”. Поэтому и говорится: “Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает, утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием же все совершает”. Если ныне, уже став вещью, некто захочет вернуться к своему корню, не будет ли это ему трудно? Это легко лишь великому человеку. Ведь жизнь следует за смертью, а смертью начинается жизнь. Разве кому-нибудь известен их порядок? Рождение человека – это скопление эфира. Соберется эфир, образуется жизнь, рассеется – образуется смерть. Если смерть и жизнь следуют друг за другом, зачем же мне горевать? Для всей тьмы вещей это общее: и то, чем любуются, как божественным чудом, и то, что ненавидят как разложение. Разложившееся снова превращается в божественное чудо, а божественное чудо снова разлагается. Поэтому и говорится: “Единый эфир пронизывает всю вселенную”, поэтому и мудрый ценит единое.

Знание сказало Желтому  Предку:

    – Я спросило  у Недеяния, а Недеяние мне не ответило. Это не значило, что не ответило мне, – не знало, что мне ответить. Я спросило Возвышающегося Безумца,

Возвышающийся Безумец хотел  мне поведать, но не поведал. Это  не значило, что не поведал мне - хотел, но забыл, о чем собирался сказать. Ныне я спросил у тебя, и ты это знал. Почему же мы к ним не приблизимся?

  • Один воистину прав благодаря своему незнанию, - отвечал Желтый Предок, - другой ему подобен благодаря своей забывчивости. Ни ты, ни я к ним до конца не приблизимся из-за своего знания.

 

 

Однажды Ученик пришел к  Учителю: «Мне нужно решить очень  важную проблему, и я хочу спросить, каким способом — вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать  какой-то другой?» В ответ Учитель  взял свой толстый деревянный посох  и слегка ударил Ученика по лбу. «За  что?!» — вскричал тот. «Глупец, сколько  раз тебе повторять: один добытый  опыт важнее семи правил мудрости», —  изрек Учитель.

.

Список  использованной литературы

  1. “Китайская философия”. Энциклопедический справочник.  М., “Мысль”,  1994.
  2.   А.Е.Лукьянов. “Истоки Дао:  древнекитайский мир”. М., “Инсан”, 1992.
  3. “История китайской философии”.  М., “Прогресс”, 1989.
  4. “Введение в философию”.  Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003
  5. “Древнекитайская философия”  Ян Хин-Шун— М.: Мысль — тт. 1-2 — 1972—1973 г.г

.

 


Информация о работе Философия в Китае