Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:49, контрольная работа
Совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины дохристианской Руси, где трудно установить начальную точку отсчета. Языческая идея мироздания, ставшая итогом многовекового предшествовавшего развития, приняла к 10 в. окончательные формы.
Подлинное развитие русской философии началось после крещения Руси. Основные парадигмы Древней Руси мировидения воплощены в разнообразных вербальных (летописи, сборники, жития, поучения, послания), невербальных (зодчество, иконопись, пластика), смешанных (певческое искусство, иллюминированные рукописи) источниках. Храм являлся не только местом молитвы, но также объемной моделью космоса и социума.
Введение………………………………....2
Философские идеи П. Чаадаева………..5
Славянофильство и западничество о путях развития России…………………10
Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева…………………………..13
Заключение……………………………..19
Список используемой литературы……21
Содержание
Введение.
Совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины дохристианской Руси, где трудно установить начальную точку отсчета. Языческая идея мироздания, ставшая итогом многовекового предшествовавшего развития, приняла к 10 в. окончательные формы.
Подлинное развитие русской философии началось после крещения Руси. Основные парадигмы Древней Руси мировидения воплощены в разнообразных вербальных (летописи, сборники, жития, поучения, послания), невербальных (зодчество, иконопись, пластика), смешанных (певческое искусство, иллюминированные рукописи) источниках. Храм являлся не только местом молитвы, но также объемной моделью космоса и социума. Тогда же возникло почитание Софии Премудрости Божией, положившее начало отечественной софиологии. Постепенно на основе отечественного наследия и заимствованных византийских образцов выработался тип православной рус. культуры и соответствующей ей филос. мысли, являющихся частью общеевропейской цивилизации в восточно-христианском ее варианте. Концептуальной основой филос. построений были идеи, заимствованные из переводной с греч. языка литературы: Библии, окружающих ее экзегетических и апокрифических сочинений, творений патристики, исторических хроник, агиографии. В Киевской Руси сформировались основы отечественного философствования, наметились типологические особенности Р. ф. (панэтизм, историософичность, антропологизм, антисхоластичность, софийность, рассредоточение в контексте культуры).
В Московской Руси сложились новые идеи: евразийское геополитическое мышление, пришедший с Афона исихазм, проимперская доктрина "Москва - Третий Рим". Споры о путях развития страны и способах правления нашли отражение в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского. Максим Грек вместе с нестяжателями отстаивал принципы "духовного делания", но победили иосифляне, предлагавшие взаимодействие гос-ва и церкви. Новые идеи содержатся в сочинениях Епифания Премудрого, Нила Сорского, Зиновия Отенского, Вассиана Патрикеева, Артемия Троицкого, Ивана Пересветоваи др.; 17 век ознаменовал переход от средневекового типа мышления к новоевропейскому. В рамках стиля барокко происходит типологическое сближение отечественной культуры с европейской. В усиливающемся зап. влиянии ведущую роль играли латинисты во главе с Симеоном Полоцким. Важным событием явилось основание в Москве в 1687 Славяно-греко-латинской академии, где братья Лихуды впервые стали преподавать этику, метафизику, логику в духе поздней схоластики. Пропагандистом концепции просвещенного абсолютизма, апологетом идеи славянского единства явился хорват Юрий Крижанич, различавший мудрость (постижение Бога, мира, человека), знание (понимание природы вещей) и философию ("желание мудрости", которое присуще каждому индивиду, но у философов становится всепоглощающим влечением).
В допетровский
период были заложены основы и традиции
русской философии. В Новое время
она получила ускоренное развитие,
испытав сильное влияние
Основные философские идеи
П.Я. Чаадаева.
П. Я Чаадаев
родился в 1794 году, 27 мая, в Москве,
в семье отставного полковника Якова
Петровича Чаадаева. С 1808 по 1811 Пётр
учился в Московском университете.
12 мая 1812 возраст зачислен подпрапорщиком
в лейб-гвардии Семёновский
Долгое время Чаадаев находился в состоянии
углублённого поиска и создания нового
единства собственной сплетня и мысли.
Большое значение в его творчестве имело
знакомство с двумя молодыми женщинами
- Авдотьей Сергеевной Норовой и Екатериной
Дмитриевной Пановой.
Норова происходила из старинной дворянской
семьи и получила типичное ради того времени
домашнее образование. В сельской глуши,
как и в присутствии “белой публики”,
Пётр Яковлевич не терял ни праздничности
одежды, ни важности осанки, ни блистательности
ума. Обаянием его сплетня и беседы и была
увлечена, вернее, покорена Дуня Норова,
в лице которой Чаадаев находит по началу
едва ли не единственную слушательницу,
с молчаливым благоговением внимавшую
его умным речам. Своеобразные отношения
Чаадаева с женщинами очень важны чтобы
понимания его характера и философии.
В природной женской пассивности и сердечной
предрасположенности к самоотречению
Чаадаев видит гарантия развития необходимой
для подлинного творчества способности
покоряться “верховной воле”.
Предрасположенность женского сердца
к самоотречению Пётр Яковлевич ощущает
будто точку приложения сил, ведущих к
последней степени совершенства человеческого.
Авдотья Сергеевна оказалась первой в
числе тех женщин, которых Пётр Яковлевич
пытался “обратить” и направить их искреннюю
религиозность к “совершенству”. Петра
Яковлевича настораживали полные робкой
и нежной застенчивости взгляды вразумляемой
им женщины, который не входило в расчёт
возложенной им на себя миссии “пророка”
и “сеятеля” взыскуемого “царства истины”.
Скоропостижно эта миссия позволяла Чаадаеву
сохранять необходимую дистанцию, сокращение
которой налагало бы на него непривычные
обязательства и посягало желание на его
независимость и свободу.
Такое же сложное смесь чувств у Петра
Яковлевича проявляется и в его взаимоотношениях
с другой соседкой - Екатериной Дмитриевной
Пановой. В пору знакомства с Петром Яковлевичем
ей было 23 года. Вот уже 5 лет, как она вышла
замуж, но детей не имела. Они встретились
нежданнонегаданно. Чаадаев увидел существо,
томившееся пустотой окружавшей среды,
безотчетно понимавшее, что время его
чем-то извращена, инстинктивно искавшее
выхода из заколдованного круга душившей
его среды. Чаадаев не мог не принять участия
в этой женщине; он был увлечён непреодолимым
желанием повинность ей руку помощи, объяснить
ей, чего именно ей недоставало, к чему
она невольно стремилась, не определяя
себе точной цели. Между ними завязалась
переписка.
Чтобы систематизировать свои воззрения
на бумаге, Чаадаев дословно уединяется
от общества. Сидит безраздельно в заперти,
читая и толкуя по-своему Библию и отцов
церкви. Реальные и мнимые заболевания
заставляют его владеть воплощение философского
замысла с тщательным изучением медицинской
литературы. В заботах о здоровье и путях
материализации своей мысли Пётр Яковлевич
предался некоторого рода отчаянию. Человек
света и общества по преимуществу, сделался
одиноким, угрюмым, нелюдимым... Уже грозили
помешательством его разуму...
В таком состоянии Чаадаев получает послание
послужившее внешним формообразующим
толчком для систематизации его философии.
В дневальный единовременно писала Панова,
печалясь по поводу потери его благорасположения
и делясь с ним своими затруднениями. Обдумывая
ответное цедулка и набрасывая первые
его строки Чаадаев не мог сдержать наплыва
мыслей, которых метаморфозы собственного
сознания и душевного неустройства Пановой,
различные общественно-исторические ситуации
и мировые цели перекликаются и просматриваются
друг изза друга. Всё это подсказывает
ему милый жанр выражения накопившихся
проблем, достойный не только духовному
своеобразию адресату, но и сообразно
характеру его философии, её широкому
предназначению. Днесь начальные строки
переделываются, привлекается дополнительный
существо и личное грамотка в процессе
работы превращается в знаменитое первое
философское грамотка.
“...необходимо постараться безбоязненно
и самоотверженно отдаваться сердечным
движениям, пробуждаемым религиозным
чувством. Воеже сохранить и закрепить
эти движения, надобно чинить в покорном
служении богу, т.е. строго удовлетворять
неотлучно церковные обряды, внушённые
высшим разумом и обладающие животворной
силой. надо также и в повседневности оберегать
их дух. Однако осуществлению подобных
намерений мешает “печальный порядок
вещей”, абсентеизм в повседневной русской
действительности “необходимой рамки
жизни, в которой естественно размещаются
постоянно события дня” и которая нужна
для нравственного здоровья, точно чистый
воздух для здоровья физического. Аллокуция
идёт не о каких-то моральных принципах
тож философских истинах, а “просто о
благоустроенной жизни, о тех привычках
и навыках сознания, которые сообщают
непринужденность уму и вносят праведность
в повседневную время человека”. Лишить
убеждений же и правил в повседневном
обиходе постепенно переходит он через
личных проблем к социальным, не созревают
семена добра и в русском обществе, где
нет развития элементарных идей долга,
справедливости, права, порядка и никто
не имеет “определённой сферы существования”.
Идеи, связанные с таинственным смыслом
исторического процесса, с ролью России
в судьбах всего человечества занимают
центральное место в его мыслительной
деятельности и составляют важнейший
стержень первого философского письма.
Во втором философском письме, говоря
о пралелезации материального и духовного
миров, о путях и средствах познания природы
и человека, о пространстве, времени, движении,
он разворачивает философские и научные
доказательства своей главной идеи: “В
человеческом духе нет никакой подобный
истины, вдобавок той, которую своей рукой
вложил в него бог, коли извлекал его из
бытия”.
Значительная абзац третьего философского
письма посвящена рассмотрению подчинения
человеческого жизнепонимания высшему
началу, внешней силе, своеобразию обнаруживающей
своё проявление и в физическом и в нравственном
мире.
В четвёртом философском письме, переходя
к анализу движения физических тел, Чаадаев
заключат, который неумолимая логика заставляет
говорить о нём примерно о следствии находящегося
вовне источника. А поскольку ход является
всеобщей формой существования любых
явлений в мире, то ход умственное и нравственное
также имеет внешний побудитель.
В пятом философском письме автор как
желание подводит итог рассмотрению единства
духовного и материального порядка бытия.
В шестом и седьмом философских письмах
аллокуция идёт о движении и направлении
исторического процесса.
В восьмом, и последнем, философическом
письме, отчасти носящем методологический
изображение, автор заключает: “Истинна
едина: господствовать божие, вседержитель
для земле, все евангельские обетования
- всё это не иное что, словно прозрение
и махинация соединений всех мыслей человечества
в единой мысли; и эта единая мысль пользоваться
мысль самого бога, сиречь говоря - осуществленный
нравственный закон.”
Удалившись от московского общества в
1828 сообразно 1830 годах, Чаадаев в основном
завершил работу над циклом философских
писем, что явилось чтобы него событием
огромного значения, дающем проникновение
личной полноты и твёрдости нового социального
качества и способным следовательно из
тяжёлого кризиса.
Славянофильство
и западничество о путях
ЗАПАДНИЧЕСТВО
И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — направления рус.
общественной мысли 1840—1850-х гг., представители
которых вели между собой полемику о путях
общественно-исторического и культурного
развития России.
Активными участниками московского западнического
кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н.
Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д.
Кавелин и др. С участниками кружка был
также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее
видные представители славянофильства
(С.) — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский,
А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков,
Ю.Ф. Самарин.
Если западники настаивали на том, что
страны Зап. Европы и Россия развиваются
по единым для всего человечества законам,
то славянофилы полагали, что важнейшей
исторической задачей России является
развитие самобытных общественных и культурных
начал. Западников объединяла критическая
установка по отношению к славянофилам,
уверенность в приоритете общих закономерностей
исторического развития над особенными
и специфическими. Вместе с тем западники
по-разному трактовали особенности зап.
цивилизации и, соответственно, по-разному
представляли себе перспективы исторического
развития России.
В основном линии размежевания в среде
западников определялись расхождением
социально-политических позиций. Постепенно
оформилось противостояние двух течений
— революционно-демократического и социалистического,
с одной стороны, и умеренно-либерального
— с другой. Лидерами первого направления
в западничестве (З.) были Белинский, Герцен,
Огарев, второго — Грановский, Кавелин,
Боткин и др.
Полемика между западниками и славянофилами
началась после публикации в 1836 первого
«Философического письма» П.Я. Чаадаева,
написанного в западническом духе.
Филос. основу З. составляло преимущественно
гегельянство. Принимался в основных чертах
гегелевский взгляд на исторический процесс,
характерными особенностями которого
было учение о трехступенчатом саморазвитии
воплощенной идеи от наличного бытия к
разумной действительности и представление
о переходе от господства необходимости
к царству свободы. Соответственно, западники
истолковывали исторический процесс как
однонаправленный, т.е. как процесс прогрессивного
развития. Конечной целью исторического
движения признавалось достижение такого
устройства общества, при котором были
бы реализованы идеалы общественной свободы,
создававшие условия для гармонического
развития личности. Вслед за Гегелем западники
разделяли народы на «неисторические»,
т.е. находящиеся на патриархально-
Подобно индивидам и человечеству, народы
как идеальные личности проходят две стадии
развития: эпоху естественной непосредственности
и эпоху сознательного существования.
Перед «историческими» народами открыта
перспектива перехода к состоянию разумной
действительности. Западники отвергали,
однако, объективизм и панлогизм Гегеля
с позиции персоналистически ориентированного
представления о центральном значении
человеческой индивидуальности в мироздании.
В западнической концепции рус. исторического
процесса начало перехода от племени к
нации связывалось с реформаторской деятельностью
Петра I. Западническая концепция рус.
истории сыграла важную роль в формировании
государственной школы в рус. историографии,
представленной
именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.
Типичными для западников политическими
требованиями были: предоставление гражданам
элементарных прав и свобод, отмена крепостного
права, телесных наказаний, ограничение
самодержавия конституцией и др.
Важнейшие положения славянофилов формулировались
в тесной связи с размышлениями о всемирной,
зап. и рус. истории. Всемирная история
понималась славянофилами как драматическое
противостояние начал духовной свободы
и материальной ограниченности. В цивилизациях
и культурах различных народов эта борьба
отразилась и воплотилась неодинаково.
Перелом во всемирной истории был связан
с появлением христианства. Но христианство
оказалось по-разному воспринятым зап.
народами и Русью: на Западе христианство
подверглось искажению, а на Руси сохранилось
в совершенной чистоте. Искажение было
обусловлено принятием Западом языческих
начал римской образованности. По мнению
славянофилов, перед Россией стоит великая
задача — донести начала истинного христианского
духа до народов Запада. Различная судьба
христианства у зап. и рус. народов определила
и черты своеобразия их исторического
пути: на Западе преобладают начала индивидуализма,
формальной рассудочности, внешней свободы;
на православном Востоке — коллективизм,
цельная вера, истинная соборность.
В философско-мировоззренческом плане
славянофильство (С.) опиралось на идеи
патристики и романтизма в нем. классической
философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная
роль в философии С. отводилась концепции
веры, под которой понималось не столько
сверхчувственное восприятие, сколько
начало, объединяющее сущностные силы
человека — разум, волю, чувство.
Политические воззрения славянофилов
были противоречивы. С одной стороны, они
выступали против ущемления прав личности
и подавления общества бюрократическим
гос-вом, с другой — за сохранение самодержавной
монархии.
Взгляды основоположников С. — Киреевского
и Хомякова, — несмотря на принципиальное
сходство, не были тождественными, что
создавало почву для полемики между ними
по поводу оценки уровня культурного развития
допетровской Руси.
Многие филос. идеи С. оказали существенное
влияние на творчество крупнейших представителей
рус. религиозно-философской мысли — B.C.
Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева
и др.
Религиозная философия В.С. Соловьева.
Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – начале XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы – «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1878-1881), «Оправдание добра» (1897). Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии — славянофилы.
В творческой
деятельности Соловьева важное место
занимает проект воссоединения церквей,
попытки его осуществления. Философ
видит в мире противостояние двух
соблазнов: соблазн Запада – «безбожный
человек», соблазн Востока – «
Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как «всеединстве». Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает «другое» - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир – это несовершенное бытие. Природе присуща рознь, стремление к самоутверждению отдельного бытия. В то же время природа не отличается принципиально от Бога, это только иная комбинация элементов, менее совершенная: «Природа (в своем противоположении Божеству) может быть только другим положением или перестановкой элементов, пребывающих субстанционально в мире божественном». Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через человечество, в котором сохраняется «вечная душа мира». Человечество, таким образом, это богочеловечество.
Учение
о богочеловечестве, об особой роли
человека – важная составная часть
философии «всеединства». В философии
Соловьева важную роль играет понятие
«душа мира», берущее начало в
философии Платона и
Торжество Софии (Божественной премудрости)
означает восстановление всеединства.
Но понимание Софии у Соловьева мистично.
Вместе с тем его учение о Софии открывает
традицию софиологии в русской религиозной
философии.
Информация о работе Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева