Философия Возрождения и Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 12:18, реферат

Описание работы

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца.

Файлы: 1 файл

3_Filosofia_Vozrozhdenia_i_Novogo_vremeni.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

 

Философия Возрождения и Нового времени

 

1.Гуманизм  и антропоцентризм  эпохи Возрождения.

   Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за  начавшегося возрождения в этот  период важнейших принципов духовной  культуры античности. Эта эпоха  была ориентирована на искусство  и центральное место в ней  занимает культ художника –  творца.

   Если в центре  внимания средневековой философии  был Бог, то в философии Возрождения  это  уже человек , т.к. происходит переход к городскому образу жизни и развитию промышленности. Именно здесь и выявляется особая значимость человека, его  творческой активности. Различные открытия и изобретения (ткацкий станок, порох, книгопечатание, компас, самопрялка, доменная печь, микроскоп, телескоп и т.д.) еще больше раздвинули возможности человека. Все это способствовало раскрепощению человека, изменению его образа жизни, повышению его образованности, а также изменению производственных отношений, кризису церкви и схоластики.

   В эту эпоху  было выработано новое философское  мировоззрение благодаря творчеству  целой плеяды выдающихся философов: Н.Коперника, Н.Кузанского, Д.Бруно. Т.Кампанеллы, Т.Мора, Э.Роттердамского и т.д.

   Н.Кузанский сближает Бога с природой. Возникает новое направление в философии – пантеизм. Он же утверждает, что возможности человека безграничны. Другие астрономы увидели множество миров, увидели, что Земля не является центром Вселенной, и что она только крутится вокруг Солнца, а не наоборот.

   Самое главное  достижение эпохи – это то, что была сломлена диктатура  церкви. Мыслителей больше интересуют  творчество и красота человеческой  личности, а не религиозные догмы.

   Основными чертами идеологии Возрождения становятся:

  • гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни

  • антропоцентризм – человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности

  • рационализм, который утверждает примат разума над верой.

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие направления:

  • гуманистическое –основоположник Ф.Петрарка, в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви

  • натурфилософское – оно изменило представления о Космосе

  • реформационное  - Э.Роттердамский, М.Лютер, Т.Мюнцер попытались пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью

  • политическое  - Н. Макиавелли рассматривает проблемы  возникновения государства и управления государством. Выступает как реалист – практик по сравнению с социалистами-утопистами

  • утопическо-социалистическое – Т.Мор и Т. Кампанелла, искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Их идеи оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

   Значение философии  Возрождения заключается в том, что благодаря ей стало формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Ренессансная натурфилософия  служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей.

2.Особенности  философии Нового времени:рационализм и эмпиризм в теории познания.

 

Эпоха научной революции.

   XVII – XVIII в. – эпоха выдающихся достижений философии, науки, культуры, эпоха крупных перемен в истории человеческого общества. Для Европы это, прежде всего, этап классического капитализма. В философии и науке произошел революционный скачок в познании и объяснении мира и общества. Философия пронизала естествознание и медицину, технику и технологию, идеологию и политику. А развитие мануфактуры в экономике обусловило радикальное изменение во всех формах жизнедеятельности человека и способствовало формированию  новой системы ценностей.

Все это значительно ослабило религию и усилило роль науки и просвещения. С этого времени берет начало современная философия и современная наука, философия стала генератором идей ученых с помощью своей методологии.

Эмпиризм и индукция Бэкона

   Символом философии  раннего Нового времени и его  ключевой фигурой стал Френсис Бэкон – английский мыслитель и государственный деятель, ученый-гуманист. Он родоначальник материализма Нового времени (философии материализма). Философия должна приносить пользу обществу, она должна объединиться с наукой и выполнять тот заказ, который ставит перед ней жизнь: нужны не рассуждения о Боге и о божественной благодати, а нужны научные исследования и технические разработки, которые бы помогали побеждать в конкурентной борьбе, обрести власть над природой, стать ее господином. Его лозунг - «Знание - сила» - означает познание природы и могущество над ней. Знание и могущество человека. В знании, как в силе, достигается полезность человеческого разума.

   В познании природы  он отдавал предпочтение чувственному  опыту, эксперименту. Это направление  получило название эмпиризм ( греч. empirio - опыт).

   Ф.Бэкон классифицирует науки, предлагает для исследования бытия (природы, общества, человека) метод индукции (от частного к общему, от фактов к выводам), а также предлагает использовать методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Индуктивный метод познания известен еще со времен Аристотеля, но метод Бэкона был уже открытым и  усовершенствованным.

Ф. Бэкон считает процесс познания сложным. Но истину все-таки можно найти, освободившись от «идолов», которые мешают познанию. «Идолы» - это предвзятые идеи, предрассудки, слепая вера в авторитеты, недостаток знания ( невежество) человека. Новая философия, отбросив свои заблуждения, стремилась войти в законное «супружество» с естествознанием, чтобы быть способной «приносить детей». Значительное место у Бэкона занимала и медицина, как способ познания и лечения человека. Он считал, что на философию должен опираться каждый медик. Только опираясь на философию, медик будет лучше понимать естественные процессы, протекающие в организме человека. Особое внимание он уделял взаимосвязи души и тела. Учение Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии.

   Наиболее крупными  последователями Бэкона были  сенсуалисты Т. Гоббс и Д. Локк  Т.Гоббс  является одним из  создателей  буржуазной теории  общества и государства В работе  «Левиафан»он показал, что государство создано не богом, как считали в Средние века, а является установлением общества. Люди, прежде воюющие друг против друга, заключили между собой «общественный договор» - создали государство, которое необходимо для поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина.

   Д.Локк считал, что  «нет ничего в разуме, чего  раньше не было в ощушениях, чувствах», отстаивал идею веротерпимости, был сторонником парламентской конституционной монархии, поддерживал идею разделения властей.

Рационализм и дедукция Декарта

   Рене Декарт- - французский философ, математик (его аналитическая геометрия, система координат  широко используются современной наукой), физик. Он один из родоначальников философии Нового времени. Декарт – представитель дуализма: в основе мира лежит не только материальная, но и духовная субстанция ( дух и материя).

Человеческое мышление невозможно объяснить законами механики, применимые в материализме. Атрибутом ( свойством) материи он считал протяженность, а атрибутом духа – мышление. Учение Декарта материалистично, но оно спотыкается  о наличие человеческого мышления.  Это говорит о его исследовательской добросовестности. И затруднение в этом (дуализме) могла в опыте преодолеть только наука XIX-XX в.

 Как и Бэкон, Декарт  выступил с глубокой критикой  схоластики и теологии. Однако  Бэкон считал, что новая наука  должна преодолеть средневековые  предрассудки путем обращения  к опыту, эксперименту, а Декарт  предложил сделать это, опираясь  на свет человеческого разума. Такой подход получил название рационализма.

      Самая  первая идея декартовского рационализма  – это идея о всемогуществе  и непогрешимости разума.

Р. Декарт, как и  Ф.Бэкон, отмечал большое значение для науки правильного метода. Он предлагал метод дедукции ((от общего к частному). Главное в этом методе – сомнение

( пересмотреть все накопленные  знания). Сомнению следует подвергать  и данные органов чувств, и  математические положения. Здоровый  интеллектуальный скепсис – необходимое  орудие познания.

«Мыслю, следовательно, существую». Мысль, по Декарту, - высшая ценность бытия.

   С позиции законов механики  ученые пытаются объяснить работу  двигательного аппарата, механизм  вентиляции легких, функции почек  и т.д. Большой популярностью пользовалась  концепция животных-автоматов, развиваемая Декартом, который распространял принцип механического движения и на нервную систему животных. Он выдвинул идею рефлекса как отражения "«животных духов", переходящих с одного нерва  на другой, и, таким образом, разработал в простейшем виде рефлекторную дугу. Используя законы оптики, Декарт пытался объяснить работу глаза человека. Механистические взгляды Декарта, для того времени, были прогрессивными и оказали положительное влияние на дальнейшее развитие естествознания.

   У Декарта были  последователи. В основу философского  учения Б. Спинозы о развитии  мира положено учение о единой  субстанции – Бога т.е. создал монистическую картину мира. Бог - субстанция, проявляющая себя то как мыслящая, то как протяженная. Слияние Бога и природы называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, что это иной Бог. Он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие, как начало и причина всего сущего.

   Его главное произведение  «Этика». В «Этике» он настаивает  на безраздельном господстве  необходимости. Человеческая свобода  возможна в рамках необходимости. Весь  мировой процесс совершается  в силу абсолютной необходимости,  и человеческая воля ничего  не в состоянии изменить. Человек  может только постигнуть ход  мирового процесса, чтобы сообразовать  с ним свою жизнь. Таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».

   Готфрид Лейбниц  – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение  о множественности субстанции  ( монадах). Монады – простые духовные единицы, они вечны, неуничтожимы, деятельны, различаются по уровню сознательности. Сейчас-то мы знаем, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами.

   Законы мира и  его причины могут быть по-настоящему  познаны лишь усилиями разума.

Французское просвещение

   Дени Дидро – философ, писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-томной Энциклопедии ( Словарь наук, искусств и ремесел), исследователь природного мира. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека.

3.Немецкая классическая  философия 

   Становление классической  философии начинается с античных  времен – по ХIХ век включительно Особенно выделяются периоды  ХVII в., ХVIII в., ХIХв. Выделяются следующие направления в классической философской традиции:

I.Философия Просвещения (ХVII – ХIIIвв)

1.Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц

2.Эмпиризм: Гоббс, Локк и  др.

3.Французское Просвещение: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций

II.Немецкий идеализм  (ХVIII – ХIХвв.): Кант, Гегель.

   Рационалистическая  философия и философия эмпиризма  имели просвещенческий характер. А что касается классической  немецкой философии , то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

   В немецкой классической  философии были продолжены прогрессивные  традиции раннего нового времени:

- вера в могущество  разума, в способность человека  с его помощью познавать мир, общественную жизнь

- признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности  и закономерности бытия. Общества, человеческих действий и поведения

- осознание человека как  творческого, деятельного субъекта

- разработка целостной  концепции диалектики

- систематическое и целостное  объяснение мира, которое основывается  на естественной упорядоченности  и гармонии мира

Философия И.Канта.

Информация о работе Философия Возрождения и Нового времени