Философия Возрождения и Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 12:18, реферат

Описание работы

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца.

Файлы: 1 файл

3_Filosofia_Vozrozhdenia_i_Novogo_vremeni.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

   И.Кант, основоположник  немецкой классической  философии, как и многие другие немецкие  философы, совершенно по – новому  поставил многие философские  и мировоззренческие проблемы, которые  не в состоянии были решить  ни рационализм, ни эмпиризм, ни  просвещение. Более всего его  интересовали  «звездное небо надо мной» и «нравственный  закон во мне».               Его космология («небулярная теория») – теория возникновения вселенной «из первоначальной (газовой) туманности» за счет закона притяжения. Это была первая диалектическая идея в науке (гипотеза Канта – Лапласа), идея самообразования Вселенной.

Его теория познания (трансцендентальная философия) надолго заставила задуматься лучшие умы человечества. В этой теории Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?», а ставит вопрос «возможно ли достоверно познать предметы, их сущность?» Кант говорит здесь о способностях познающего субъекта.

   И. Кант разделил  действительность на два одновременно  существующих мира: «вещь для  себя» - этот мир мы познаем  с помощью органов чувств, в  результате получаем ощущения, накапливаем  чувственный материал. И все это  закрепляется в образах сознания. Этот мир познаваем. А мир «вещь  в себе» - это невоспринимаемая и непознаваемая действительность. И. Кант выделяет три ступени познания:

-чувственное познание  – способность к ощущениям

-рассудочное познание  – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и  суждения рассудка. Возникает понятийное  мышление (способность к простым  понятиям и суждениям). Рассудок  выполняет важную часть мыслительной  деятельности

- разумное познание –  способность человека делать  умозаключения в форме идей (это  высшее знание). Именно здесь и  возникает проблема логических  противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути.

   Рассуждая обо  всем этом, Кант сделал вывод  о слабости человеческого разума  и всегда противоречивом его  состоянии, за которым наступают  неизвестность, хаос, неустойчивость. Следовательно, мир «вещей в себе»  можно познать лишь в рамках  чувственности и рассудка, а за  пределами этих ступеней они  остаются для человека «вещами  в себе».

   Таким образом, трансцендентальная  философия – это философия  неспособности человеческого познания  выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный  метод познания – метод ограничения  разума рассудочностью и опытом.

   В своем учении  о морали И.Кант исследует проблему  свободы человека. Человек ,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу.

Абсолютный идеализм Гегеля и его диалектика.

Г.Гегель – субъективный идеалист. Действительность у него не субстанция , а субъективность: Субъект, Мысль, Дух, Абсолют, как бесконечная мощь и неисчерпаемое богатство, исток всего сущего.

   В системе абсолютного  идеализма исходным является  принцип тождества (совпадения, слияния) мышления (сознания) и бытия, т.е. весь  существующий мир(природа, общество, человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. В ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде парироды, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно станет действительным»

   Методом философии  Гегеля является диалектика –  главное открытие в его творчестве. Диалектика полагает развитие  всего сущего из абсолютной  идеи. Вечное рождение, становление  и неизбежную гибель всего. А  философская система состоит  из трех частей: логика (диалектика), философия природы. Философия духа. В логике рассматриваются три закона диалектики: развитие бытия идет через борьбу противоположностей (наследственность – изменчивость), благодаря переходу количества в качество (с нарушением меры наступает скачок. Развитие всегда носит скачкообразный характер) и развитие идет через отрицание старого и возникновение нового с удержанием лучшего старого. Отрицание происходит в форме триады: тезис – антитезис – синтез. Эта схема фиксирует постоянный переход от низшего к высшему в природе и обществе, от анализа к синтезу в познавательной деятельности. В логике также рассматриваются парные категории.

   В философии природы (органической, неорганической) пытается  вывести природный мир за пределы  диалектического анализа. Здесь  проявилась в полной мере традиция Платона воспринимать материю как нечто низшее и косное.

   В философии духа  рассматривает учение о субъективном  духе (физиология человека, соотношение  души и тела, отличие человека  от животных, его нравственность  и личностные качества). Важнейшим  свойством духа является свобода, состояние творчества. В учении  об объективном духе дает анализ  таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, государство, гражданское общество.

   А всемирную историю  Гегель рассматривает не как  хаос, и не цепь случайных событий, а воплощение необходимости, закономерности.

   Роль творчества  Гегеля велика. Его диалектика  – наиболее рациональное зерно  философии. Но диалектика у него  носит идеалистический характер. Гегель поставил мир на голову, создал искаженный образ действительности.

   Система абсолютного  идеализма – это учение об  абсолютной идее и формах ее  проявления.

   Между методом  и системой Гегеля существует  очевидное противоречие. Диалектический (антидогматический) метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер  абсолютного, законченного и потому догматичного знания.

 Антропологический  материализм Л.Фейербаха.

   Л.Фейербах – материалист. Подвергнув критике идеализм  Гегеля, он выдвинул целостную  материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как  природное объективное начало  мира, как единственную реальность, а человека  - как ее продукт, завершение эволюции. Он считал, что человек – это совершенная  часть природы. Критикуя религиозные  представления о человеке как  творении Бога, Фейербах утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога». В этом  плане он является родоначальником  антропологического материализма, но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Фейербах разрабатывает также теорию познания, в которой высоко оценивает роль чувств в познании мира. Философ также отстаивает объективную ценность человека в системе мира.

   Заслуга Фейербаха  в том, что он вернул в философию  человека, отстоял материализм. Правда, его материализм остается на  уровне ХVIIIв. – метафизическим, механистическим.

метафизическим, механистическим.

Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.

   Марксизм возник  в середине ХIХ в. И зарождается как теоретическое мировоззрение рабочего класса, возникает не на пустом месте. У него были: 1) социально-экономические предпосылки (зрелая форма капиталистического общества)

2) конкретно – научные  предпосылки (крупные открытия в  естественных и общественных  науках)

3) философско – теоретические предпосылки (немецкая классическая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм.

    Марксизм формировался  путем критического усвоения  всех этих идей.

   Марксизм имеет  три части:  марксистскую философию, политэкономию, научный коммунизм. Важной составляющей марксистской  философии стала материалистическая  диалектика, которая по существу  своему критична и ни перед  чем не «преклоняется».

   Историю общества (общественное бытие) марксизм рассматривает  с точки зрения материализма. В реальной жизни общества  подчеркивается особая роль способа  производства , практики вообще в жизни общества.

   Материальное производство  и интересы социальных групп, классовая борьба и революции  – вот что на самом деле  является подлинными «пружинами»  исторического процесса.

   Общество проходит  в своем развитии через ряд  ступеней или общественно-экономических  формаций, которые отличаются друг  от друга способами производства, т.е. уровнем развития производительных  сил, объективно складывающихся  на их основе отношений, а также  юридической надстройкой и духовной  культурой. Переход от формации  к формации озн0430ает революцию, скачок в развитии общества.

   Уровень экономики, материальное производство, производственные  отношения определяют судьбу  государства и ход истории. Человеческая  история – это естественно  – исторический процесс.

4. Философия позитивизма  и эволюционизма.

   О.Конт решил поставить  философию на твердую научную  основу. По его мнению, философия  должна основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

- философское знание должно  быть абсолютно точным и достоверным

- философия должна исследовать  лишь факты, а не их причины, внутреннюю сущность окружающего  мира, и другие, далекие от науки  проблемы

- философия должна освободиться  от ценностного подхода при  исследовании

- философия не должна  стремиться стать особым общетеоретическим  мировоззрением, а должна стать  конкретной наукой и занять  свое место среди наук.

   Методология позитивизма  оказала сильное влияние на  развитие социальных исследований.

   Неопозитивизм –  это пристальное внимание к  формальной стороне познания. Он  исследует те  формы, в которых  осуществляется процесс познания. Он изучает проблемы языка, формальной  и математической логики, структуры  научного познания. Неопозитивизм  – это логический позитивизм.

   Постпозитивизм – критика и самокритика неопозитивизма. Постпозитивисты считают, что любое знание может быть опровергнуто с помощью данных опыта. Поэтому любое научное знание может быть опровергнуто с помощью данных опыта. Поэтому любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

   Философское открытие  бессознательного принадлежит З.Фрейду. В основе психоанализа лежит положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека.

    Но бессознательное  может и должно стать предметом  научного познания, поскольку у  бессознательных процессов есть  свой смысл. Психоанализ и есть  средство научного познания тайн  бессознательного. Развитие культуры  ведет к росту неврозов и  несчастий, к отказу от собственных  желаний. Культура мешает осуществлению  сущности человека. Таким образом, Фрейд пытался понять природу  человека довольно односторонними методами, опираясь только на внутренние закономерности психической деятельности (путем коррекции переживаний, сохраняющихся в психике человека на уровне подсознания). Неврозы возникают в силу несоответствия желаний человека и их реализации в жизни.

   К.Юнг дает учение  о коллективном бессознательном, К.Маркс рассматривал человека как продукт общества, Э.Фромм пытался дать комплексное описание личности, объединив подходы Фрейда и Маркса.

 

 

 


Информация о работе Философия Возрождения и Нового времени