Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 12:18, реферат
Описание работы
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название из-за начавшегося возрождения в этот период важнейших принципов духовной культуры античности. Эта эпоха была ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника – творца.
И.Кант, основоположник
немецкой классической философии,
как и многие другие немецкие
философы, совершенно по – новому
поставил многие философские
и мировоззренческие проблемы, которые
не в состоянии были решить
ни рационализм, ни эмпиризм, ни
просвещение. Более всего его
интересовали «звездное небо надо
мной» и «нравственный закон во мне».
Его космология («небулярная теория»)
– теория возникновения вселенной «из
первоначальной (газовой) туманности»
за счет закона притяжения. Это была первая
диалектическая идея в науке (гипотеза
Канта – Лапласа), идея самообразования
Вселенной.
Его теория познания (трансцендентальная
философия) надолго заставила задуматься
лучшие умы человечества. В этой теории
Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?»,
а ставит вопрос «возможно ли достоверно
познать предметы, их сущность?» Кант говорит
здесь о способностях познающего субъекта.
И. Кант разделил
действительность на два одновременно
существующих мира: «вещь для
себя» - этот мир мы познаем
с помощью органов чувств, в
результате получаем ощущения, накапливаем
чувственный материал. И все это
закрепляется в образах сознания.
Этот мир познаваем. А мир «вещь
в себе» - это невоспринимаемая и
непознаваемая действительность. И. Кант
выделяет три ступени познания:
-чувственное познание
– способность к ощущениям
-рассудочное познание
– на основе чувственного познания
(ощущений) формируются понятия и
суждения рассудка. Возникает понятийное
мышление (способность к простым
понятиям и суждениям). Рассудок
выполняет важную часть мыслительной
деятельности
- разумное познание –
способность человека делать
умозаключения в форме идей (это
высшее знание). Именно здесь и
возникает проблема логических
противоречий (антиномий) Бог есть и Бога
нет. Мир прост и мир сложен.Мир конечен
и бесконечен. Это диалектика противоречий
в познании. Но Кант прошел здесь только
половину пути.
Рассуждая обо
всем этом, Кант сделал вывод
о слабости человеческого разума
и всегда противоречивом его
состоянии, за которым наступают
неизвестность, хаос, неустойчивость.
Следовательно, мир «вещей в себе»
можно познать лишь в рамках
чувственности и рассудка, а за
пределами этих ступеней они
остаются для человека «вещами
в себе».
Таким образом, трансцендентальная
философия – это философия
неспособности человеческого познания
выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный
метод познания – метод ограничения
разума рассудочностью и опытом.
В своем учении
о морали И.Кант исследует проблему
свободы человека. Человек ,по Канту,
существо, способное к самостоятельному
(автономному) поведению и нравственному
совершенствованию. Однако свобода должна
предполагать не произвол, а самоограничение
и уважение к свободе и интересам других
членов общества. Человек – существо нравственное.
И его нравственность врожденна. Каждый
человек несет в себе закон (категорический
императив): другой человек для тебя высшая
ценность. Поэтому свобода – это не произвол,
а умение добровольно подчиниться нравственному
закону и следовать долгу.
Абсолютный идеализм
Гегеля и его диалектика.
Г.Гегель – субъективный идеалист.
Действительность у него не субстанция
, а субъективность: Субъект, Мысль, Дух,
Абсолют, как бесконечная мощь и неисчерпаемое
богатство, исток всего сущего.
В системе абсолютного
идеализма исходным является
принцип тождества (совпадения, слияния)
мышления (сознания) и бытия, т.е. весь
существующий мир(природа, общество,
человек) представляют собой воплощение
и проявление абсолютной идеи. В ходе своего
развития абсолютная идея отчуждает (проявляет)
себя в виде парироды, общества и человеческой
истории. Поэтому мировой процесс разумен,
логичен и закономерен, развивается от
низшего к высшему. «Все действительное
разумно, все разумное рано или поздно
станет действительным»
Методом философии
Гегеля является диалектика –
главное открытие в его творчестве.
Диалектика полагает развитие
всего сущего из абсолютной
идеи. Вечное рождение, становление
и неизбежную гибель всего. А
философская система состоит
из трех частей: логика (диалектика),
философия природы. Философия духа.
В логике рассматриваются три закона диалектики:
развитие бытия идет через борьбу противоположностей
(наследственность – изменчивость), благодаря
переходу количества в качество (с нарушением
меры наступает скачок. Развитие всегда
носит скачкообразный характер) и развитие
идет через отрицание старого и возникновение
нового с удержанием лучшего старого.
Отрицание происходит в форме триады:
тезис – антитезис – синтез. Эта схема
фиксирует постоянный переход от низшего
к высшему в природе и обществе, от анализа
к синтезу в познавательной деятельности.
В логике также рассматриваются парные
категории.
В философии природы
(органической, неорганической) пытается
вывести природный мир за пределы
диалектического анализа. Здесь
проявилась в полной мере традиция
Платона воспринимать материю как нечто
низшее и косное.
В философии духа
рассматривает учение о субъективном
духе (физиология человека, соотношение
души и тела, отличие человека
от животных, его нравственность
и личностные качества). Важнейшим
свойством духа является свобода,
состояние творчества. В учении
об объективном духе дает анализ
таким его проявлениям, как семья,
право и нравственность, государство,
гражданское общество.
А всемирную историю
Гегель рассматривает не как
хаос, и не цепь случайных событий,
а воплощение необходимости, закономерности.
Роль творчества
Гегеля велика. Его диалектика
– наиболее рациональное зерно
философии. Но диалектика у него
носит идеалистический характер.
Гегель поставил мир на голову,
создал искаженный образ действительности.
Система абсолютного
идеализма – это учение об
абсолютной идее и формах ее
проявления.
Между методом
и системой Гегеля существует
очевидное противоречие. Диалектический
(антидогматический) метод не соответствует
стремлению философа придать своей системе
характер абсолютного, законченного
и потому догматичного знания.
Антропологический
материализм Л.Фейербаха.
Л.Фейербах – материалист.
Подвергнув критике идеализм
Гегеля, он выдвинул целостную
материалистическую картину мира.
Он рассматривает материю как
природное объективное начало
мира, как единственную реальность,
а человека - как ее продукт,
завершение эволюции. Он считал,
что человек – это совершенная
часть природы. Критикуя религиозные
представления о человеке как
творении Бога, Фейербах утверждал,
что «не Бог создал человека,
а человек создал Бога». В этом
плане он является родоначальником
антропологического материализма,
но в то же время он оставался идеалистом
в понимании общества. Фейербах разрабатывает
также теорию познания, в которой высоко
оценивает роль чувств в познании мира.
Философ также отстаивает объективную
ценность человека в системе мира.
Заслуга Фейербаха
в том, что он вернул в философию
человека, отстоял материализм. Правда,
его материализм остается на
уровне ХVIIIв. – метафизическим, механистическим.
метафизическим, механистическим.
Марксистская философия
– синтез диалектики и принципа материализма.
Марксизм возник
в середине ХIХ в. И зарождается как
теоретическое мировоззрение рабочего
класса, возникает не на пустом месте.
У него были: 1) социально-экономические
предпосылки (зрелая форма капиталистического
общества)
2) конкретно – научные
предпосылки (крупные открытия в
естественных и общественных
науках)
3) философско – теоретические
предпосылки (немецкая классическая философия,
английская политэкономия и французский
утопический социализм.
Марксизм формировался
путем критического усвоения
всех этих идей.
Марксизм имеет
три части: марксистскую философию,
политэкономию, научный коммунизм.
Важной составляющей марксистской
философии стала материалистическая
диалектика, которая по существу
своему критична и ни перед
чем не «преклоняется».
Историю общества
(общественное бытие) марксизм рассматривает
с точки зрения материализма.
В реальной жизни общества
подчеркивается особая роль способа
производства , практики вообще в жизни
общества.
Материальное производство
и интересы социальных групп,
классовая борьба и революции
– вот что на самом деле
является подлинными «пружинами»
исторического процесса.
Общество проходит
в своем развитии через ряд
ступеней или общественно-экономических
формаций, которые отличаются друг
от друга способами производства,
т.е. уровнем развития производительных
сил, объективно складывающихся
на их основе отношений, а также
юридической надстройкой и духовной
культурой. Переход от формации
к формации озн0430ает революцию,
скачок в развитии общества.
Уровень экономики,
материальное производство, производственные
отношения определяют судьбу
государства и ход истории. Человеческая
история – это естественно
– исторический процесс.
4. Философия позитивизма
и эволюционизма.
О.Конт решил поставить
философию на твердую научную
основу. По его мнению, философия
должна основываться на позитивном
(научном) знании. Это значит, что:
- философское знание должно
быть абсолютно точным и достоверным
- философия должна исследовать
лишь факты, а не их причины,
внутреннюю сущность окружающего
мира, и другие, далекие от науки
проблемы
- философия должна освободиться
от ценностного подхода при
исследовании
- философия не должна
стремиться стать особым общетеоретическим
мировоззрением, а должна стать
конкретной наукой и занять
свое место среди наук.
Методология позитивизма
оказала сильное влияние на
развитие социальных исследований.
Неопозитивизм –
это пристальное внимание к
формальной стороне познания. Он
исследует те формы, в которых
осуществляется процесс познания.
Он изучает проблемы языка, формальной
и математической логики, структуры
научного познания. Неопозитивизм
– это логический позитивизм.
Постпозитивизм
– критика и самокритика неопозитивизма.
Постпозитивисты считают, что любое знание
может быть опровергнуто с помощью данных
опыта. Поэтому любое научное знание может
быть опровергнуто с помощью данных опыта.
Поэтому любое научное знание носит лишь
гипотетический характер и подвержено
ошибкам.
Философское открытие
бессознательного принадлежит З.Фрейду.
В основе психоанализа лежит положение
о роли бессознательного в жизни людей,
которое рассматривается психоаналитиками
как мощное энергетическое начало. В эту
область «спрятаны» все запрещенные культурой
влечения и страхи, что порождает постоянные
неврозы и психические расстройства человека.
Но бессознательное
может и должно стать предметом
научного познания, поскольку у
бессознательных процессов есть
свой смысл. Психоанализ и есть
средство научного познания тайн
бессознательного. Развитие культуры
ведет к росту неврозов и
несчастий, к отказу от собственных
желаний. Культура мешает осуществлению
сущности человека. Таким образом,
Фрейд пытался понять природу
человека довольно односторонними
методами, опираясь только на внутренние
закономерности психической деятельности
(путем коррекции переживаний, сохраняющихся
в психике человека на уровне подсознания).
Неврозы возникают в силу несоответствия
желаний человека и их реализации в жизни.
К.Юнг дает учение
о коллективном бессознательном, К.Маркс
рассматривал человека как продукт общества,
Э.Фромм пытался дать комплексное описание
личности, объединив подходы Фрейда и
Маркса.