Философия Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

Возрождение - важный этап в истории философии, охвативший три столетия от гуманизма до натурфилософии. Слово «Возрождение» по отношению к эпохе величайшего перелома в истории европейской культуры впервые появилось спустя сто лет после рождения Леонардо да Винчи, в 1550 году на страницах книги итальянского художника Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Подразумевая возрождение античных идеалов по сравнению с прошедшей эпохой средневековья, Вазари именно таким термином определил деятельность итальянских художников ХV и ХVI веков .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения……………………..5
2. Натурфилософия эпохи Возрождения...............................................................7
3. Социально-политические и этические взгляды гуманистов Возрождения……………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Философия Возрождения.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения……………………..5

2. Натурфилософия  эпохи Возрождения...............................................................7

3. Социально-политические  и этические взгляды гуманистов  Возрождения……………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18 

 

      

      Введение

      Возрождение - важный этап в истории философии, охвативший три столетия от гуманизма до натурфилософии. Слово «Возрождение» по отношению к эпохе величайшего перелома в истории европейской культуры впервые появилось спустя сто лет после рождения Леонардо да Винчи, в 1550 году на страницах книги итальянского художника Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Подразумевая возрождение античных идеалов по сравнению с прошедшей эпохой средневековья, Вазари именно таким термином определил деятельность итальянских художников ХV и ХVI веков1.   

      В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию.

      Baжнeйшeй  отличительной чертой мировоззренческой  эпохи Boзpoждeния является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была пpиpoднo-кocмичecкaя жизнь, а в средние века – религиозная жизнь – проблема «спасения», то в эпоху Boзpoждeния на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Филocoфия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

      В новой философской культуре выделялись характерные черты:

      1) антисхоластический характер;

      2) пантеизм как главный принцип  мировоззрения;

      3) антропоцентризм и гуманизм.

     Целью контрольной работы является анализ философии эпохи Возрождения. Проведенный анализ дает нам представления об особенностях возникновении и развитии философской мысли эпохи Возрождения.

     В этой связи были сформулированы следующие  задачи: определить особенности философии:

     1) проанализировать и определить основные взгляды и исторические периоды в натурфилософии;

     2) проанализировать особенности нового философского метода: гуманистический подход, как новое стремление познания видимого мира и человека в этом мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Особенности философской  мысли эпохи Возрождения

      Светской  формой выражения нового мировоззрения  является гуманизм. Идеалом этого  мировоззрения выступает человек  в его земном предназначении. Человек - центр бытия. Отношения человека с природой и Богом рассматриваются  в рамках пантеистического понимания  мира. Эпоха Возрождения не приемлет авторитеты схоластической философии. Старый идеал презрения к земному  миру уступил место идеалу земного  человека. Решение онтологической проблемы конечного и бесконечного поставило  вопрос о соотношении философии  и теологии в пользу философии. Открытие Коперника взорвало теоцентризм  средневекового сознания, обеспечило заявку рассматривать природу, «исходя  из её собственных начал». Усилиями мыслителей этой эпохи были подготовлены теоретические предпосылки капиталистического способа производства. В целом эволюция философской мысли эпохи Возрождения прошла три периода: гуманистический, неоплатонический и натурфилософский.

      Светские  интересы, полнокровная земная жизнь  человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.

      Огромное  влияние на развитие идей гуманизма  оказали замечательные итальянские  живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения — произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения, Микеланджело Буонарроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.

      Вся культура Возрождения, ее философия  наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

      Новая культура и философия появились  в Италии. В дальнейшем Возрождение  охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения или Ренессанса.

      Каковы  же основные черты философии эпохи  Возрождения?

      Во-первых, это отрицание «книжной мудрости»  и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

      во-вторых, использование, прежде всего материалистических произведений философов античности — Демокрита, Эпикура;

      в-третьих, тесная связь с естествознанием;

      в-четвертых, исследование проблемы человека.

      Философия превращается в антропоцентрическую по своей направленности. 

 

       2. Натурфилософия  эпохи Возрождения

      Возвращение к античным традициям в эпохе  Возрождения выражалось в формировании новой натурфилософии (философии  природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского осмысления сути бытия  природы и ее законов посредством  философии. Поскольку еще сохраняется  традиционный взгляд на философию как "науку наук".

      Натурфилософия  Возрождения в понимании и  истолковании сущности бытия природы  и мира опирается на естественно-научные  и географические открытия того периода. Особую роль сыграли открытия и естественно-научные  теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Николая  Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая  концепция устройства вселенной  совершила подлинно революционный  переворот во взгляде на мироустройство, которому присущи объективные, собственные  и универсальные законы бытия  и движения. Доказательство их существования  строится на научных фактах, полученных в ходе наблюдения, экспериментов, опытной  проверки как научных методов  познания. Математика становится всеобщим методом доказательства законов  бытия природы и Вселенной  и методом анализа эмпирических данных, получаемых в ходе наблюдения за движениями небесных тел. Усиливается  рационалистическое и вместе с тем  доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства.

      Натурфилософия  зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования  Бога, она отождествляла его с  природой. Подобную натурфилософию развивали  Бернардино Телезио (1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

      Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи  Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог, как «Абсолютный максимум». Но все же нельзя считать его и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми заключен; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, и конечность в природе.

      Глубокие  идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества - безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности2.

      Философские воззрения Николая Кузанского оказали  воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

      Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548—1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...»3.

      Вместе  с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог — это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

      Натурфилософские  взгляды Бруно соединяются с  элементами стихийной диалектики, которую  во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек — часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

      Немаловажное  философское значение имеют труды  Галилео Галилея (1564—1642). Он стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т.п.

      Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника, а Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.

      Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о  том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это позволило Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира — птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Галилея, но и Коперника, Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем.

Информация о работе Философия Возрождения