Философия Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

Возрождение - важный этап в истории философии, охвативший три столетия от гуманизма до натурфилософии. Слово «Возрождение» по отношению к эпохе величайшего перелома в истории европейской культуры впервые появилось спустя сто лет после рождения Леонардо да Винчи, в 1550 году на страницах книги итальянского художника Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Подразумевая возрождение античных идеалов по сравнению с прошедшей эпохой средневековья, Вазари именно таким термином определил деятельность итальянских художников ХV и ХVI веков .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности философской мысли эпохи Возрождения……………………..5
2. Натурфилософия эпохи Возрождения...............................................................7
3. Социально-политические и этические взгляды гуманистов Возрождения……………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Философия Возрождения.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

      Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу  опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все  явления можно свести к их точному  количественному соотношению. А  поэтому, полагал он, математика и  механика лежат в основе всех наук.

      Он  был страстным пропагандистом опыта  как пути, который только и может  привести к истине. Он считал, что  к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный — это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно, и образует научную методологию, которая включает также эксперимент.

      Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный  и абстрактно-дедуктивный способы  исследования природы.

      Научная методология Галилея опиралась  в первую очередь на математику и  механику и таким образом определила характер его мировоззренческой ориентации как механистического материализма. Галилей всячески подчеркивал, что природу, ее тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. В произведении «Пробирщик золота» он указывает, что частицам материи присуща определенная форма, величина, определенное место в пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют собой восприятия субъекта. Так он выступил против гилозоизма материи, но одновременно открыл пути к отрицанию объективной основы таких качеств, как вкус, цвет, запах, звук.

      Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и ХУШ вв.4 

 

    3. Социально-политические  и этические взгляды  гуманистов Возрождения

      Выразителями гуманизма были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

      Обращают  на себя внимание философские воззрения  итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407—1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики — это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь — высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

      Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла — сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.

      Ощущения  имеют основное значение и в его  этическом учении. Он пытается осмыслить  такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду  стремятся и которое заключается  в удовольствии души и тела», и  именно наслаждение объявляется  «высшим благом»5.

      Лоренцо Валла подчеркивает различие между  тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо — это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо — это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

      Аскетическим  добродетелям он противопоставляет  светские добродетели: добродетель  не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

      Если  Лоренцо Валла — гуманист первого периода Возрождения, то Мишель Монтень (1533—1592) — второго периода.

      М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его  книги «Опыты», то поймем, что Монтень  пишет нечто вроде «учебника  жизни»: «Час переговоров — опасный  час», «О наказании за трусость», «Выгода  одного — ущерб другого», «Об  умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь  одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально  «Опыты» задумывались как изложение  извлеченных им из морально-философских  сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

      Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную  противоречивость, которую Монтень  и стремился устранить. Он искал  истину.

      Он  выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог  — абсолютное бытие, а человек, как  его творение — исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к  этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей... Монтень  не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней  помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами, и лишен нога божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа...»6

      Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие  вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы  и пути, ведущие к ней и тем  самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» В  отличие от скептиков Монтень  не отказывается от истины, он исследует  разнообразные точки зрения. Но для  него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня  направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.

      Своими  философскими рассуждениями Монтень  дал мощный заряд, как позднему Возрождению, так и философии Нового времени. Его «Опыты» представляют несомненный  интерес и для современных  людей.

      Одним из первых социальных философов эпохи  Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой  государство зависит от церкви как  якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469—1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

      Макиавелли  заявляет, что церковь расшатала  устои государственной власти, пытаясь  соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях  стремление служить государству. В  трактате «Государь» он рассматривает  способы создания сильного государства  в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение  государя по отношению к подданным  и союзникам, имея в виду, что человек  не может иметь одни только добродетели  или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но вместе с тем, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.

      Макиавелли  рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Советники государей», «Как избежать льстецов?» и др. Очень современно звучат многие советы Макиавелли. Так, он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»7.

      Макиавелли  также предупреждает о такой  слабости, от которой трудно уберечься  правителям, если их не отличает особая мудрость и знание людей, — это  лесть. Он считает, что благоразумный  государь должен найти несколько  мудрых людей и им предоставить право  высказывать все, что они думают, не боясь государя, и при этом советники должны знать, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю. Однако государь должен идти к принятию решения сам.

      Макиавелли  подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти.

      Итак, философия этого периода являлась новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем  продолжив все лучшее из того, что  дало средневековье. Эпоха Возрождения  являет собой не узкоевропейское, а мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Из  особенности нового философского подхода эпохи Возрождения – философия устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом» устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.

      Философия в эпоху Возрождения - и это  одна из ее особенностей - была включена в культуру, была феноменом, явлением культуры, что прослеживается более явно, чем в иные периоды историко-философского процесса, когда философия представляла собой скорее автономную интеллектуальную традицию, самостоятельную настолько, что более точным был бы разговор не о включенности, а о противостоянии философии и культуры, о противостоянии философа и культуры.

      Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии. 

 

       Список литературы 

  1. Геташвили Н.В. Леонардо. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 128 с.
  2. Бруно Дж. Диалоги. М., 1989.
  3. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003. Гл. 3.
  4. Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1992.
  5. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
  6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.
  7. Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 12.
  8. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1979-1980.
  9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Юристъ, 2006

Информация о работе Философия Возрождения