Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение времени как психологической реальности.
В соответствие с целью работы, задачами исследования являются:
1. Изучение времени как психологической реальности в античной и средневековой философии.
2. Изучение времени как психологической реальности в философии нового времени.
Введение…………………………………………………………….….3
1. Философия времени …………………………………………...4
2. Свойства времени ……………………………………………...7
3. Время и культура……………………………………………... 8
4. Социальное время………………………………………………9
Заключение………………………………………………………….….12
Список литературы……………………………………………………13
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Вот лишь некоторые из представлений о времени, выработанные различными культурами в течение тысячелетий человеческой истории:
* Время - это мера изменчивости систем;
* Время - это своеобразные часы, служащие для синхронизации событий;
* Время - это субъективные
ощущения длительности
* Время - это мера строго
повторяемых процессов, которые
протекают в статичных
* Время - это объективная реальность, являющаяся формой бытия материи;
* Время - это удобный способ
описания движения тел и
Объектом исследования в контрольной работе является время как психологическая реальность.
Целью исследования является изучение времени как психологической реальности.
В соответствие с целью работы, задачами исследования являются:
Согласно реляционной концепции, не существует времени самого по себе, отдельно от объектов. Время - это специфическое проявление свойств объектов и происходящих с ними изменений. У истоков реляционной концепции стоит Аристотель, который, рассматривая движение физических тел, пришел к выводу, что это движение не может быть понято без анализа времени. Он дал такое определение: "... время есть ничто иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему".
Современная реляционная концепция времени находит опору в специальной теории относительности, рассматривающей время как систему отношений между физическими событиями и телами. Пространство-время определяется как множество всех событий в мире, связанных общей структурой отношений воздействия одних событий на другие и ничем иным. В этой структуре фундаментальную роль играет предельная скорость передачи сигналов.
В статической модели времени все события рассматриваются как существующие. Ничего само по себе не возникает и не исчезает; сознание встречается с различными событиями и фиксирует их как моменты настоящего. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению "раньше-позже", заданному на универсальном пространственно-временном многообразии. В статической модели стрелы времени не существует. Американский физик и писатель Алан Лайтман, опираясь на статистическую модель времени, продемонстрировал возможность конструирования бесконечного множества вселенных, - на любой вкус.
Динамическая концепция времени распределяет все события на временной шкале как прошлые, настоящие и будущие. События приходят из будущего в настоящее, обретая подлинное событие, и уходят в прошлое, но не бесследно. Динамическая концепция позволяет говорить об общем направлении развития мироздания от более вероятных состояний к все менее вероятным: от "Большого Взрыва" до наших дней. Развитие предполагает образование нового и преемственное влияние прошлого на будущее, сохранение цельности, неизменной идентичности при наличии изменений. Принцип становления предполагает тенденцию считать процесс более фундаментальными, чем материя и пространство. Динамическая концепция помещает время в жесткие рамки линейной структуры.
Согласно мифологическому мировоззрению время циклично, оно представляет собой неизменное повторение уже бывшего. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего. Единицы времени служат для измерения расстояния. Время неоднородно. Особой частью является время, когда первопредки создавали мир.
В монадологии Лейбница время (как и пространство) субъективны — это всего лишь способы восприятия монад.
В философской системе И. Канта время рассматривается как априорная (доопытная) форма чувственного созерцания. И. Кант: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта…Время есть чистая форма чувственного созерцания…Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния…Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще…Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения».
В философии Г. В. Ф. Гегеля время и пространство являются категориями абсолютного духа. Г. В. Ф. Гегель: «Пространство представляет собой следующее противоречие: оно обладает отрицанием, но обладает им так, что это отрицание распадается на равнодушные друг к другу прочные существования. Так как, следовательно, пространство представляет собой лишь это внутреннее противоречие, то снятие им самим его моментов является его истиной. Время и есть наличное бытие этого постоянного снятия; во времени, следовательно, точка обладает действительностью».
В философии А. Бергсона первоосновой всего является длительность — чистая нематериальная сущность. Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А Бергсон: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед».
В диалектическом материализме время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отдалённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие В. И. Ленин: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней».
Время обладает набором свойств, обладающих различной степенью общности - от универсальных до специфичных. Это следующие свойства:
* Вечность;
* Длительность;
* Направленность;
* Непрерывность;
* Специфичность проявления;
Длительность - продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни. Длительность как свойство времени дает возможность измерять его с помощью часов, на основе эталонов, мер и стандартов времени. С длительностью времени связана его направленность. Оно бывает необратимым и обратимым. Необратимость времени означает, что все наши состояния и состояния других существ следуют одно за другим, никогда не возвращаясь к пережитому.
Упорядоченность времени по направлению называется полярностью. Полярность вектора времени означает, что прямое и обратное направление не совпадают.
Различают качественное и количественное время. Первое связано с изменчивостью мира, с последовательностью между качественными стадиями в развитии объектов. Качественное время служит выражением состояния одного и того же объекта, с его помощью нельзя сравнивать изменения, происходящие в разнородных объектах.
Количественное время - это внешнее по отношение к определенному событию время, которое служит для измерения его длительности посредством соотнесения с внешней шкалой или с другими событиями.
Будучи всепроникающей чертой жизни, время неодинаково ощущается и сознается людьми. Именно это обстоятельство лежит в основе различных моделей времени в культуре. С наступлением постиндустриальной эры отношение к времени кардинально меняется, переходит из разряда добродетелей в ряд несущественных факторов. В современном мире человека на каждом шагу подстерегают случайности, не поддающиеся рациональному прогнозированию: из-за дорожной пробки можно опоздать на работу, а нелетная погода сорвет заранее назначенную встречу в другом городе. Выход из подобных ситуаций видится в "приватизации" времени: видеомагнитофон позволит посмотреть футбольный матч не вместе со всеми, а в другое время и в другом месте, а благодаря компьютеру можно работать, не выходя из дома. Каждый индивид в постиндустриальном обществе живет в своей временной капсуле, по своим часам, со своим ощущением длительности. И не нуждается в третьей инстанции, которая помогала бы ему согласовывать свои действия с действиями других людей.
Статус времени в культуре определяются и по тому, как в ней относятся к прошлому и будущему. Некоторые культуры или социальные группы живут будущим (американцы, к примеру), некоторые - прошлым (патриархальные общества). У китайцев главной перспективой является настоящее, из которого поток времени растекается в обе стороны. Представители некоторых маргинальных групп - бродяги, бомжи - живут исключительно настоящим. В экстремальных ситуациях для многих людей время как бы "сжимается", а в ситуации ожидания какого-либо события - удлиняется.
То обстоятельство, что время неодинаково проявляется в определенном бытии, лучше всего наблюдать на примере социального времени. Под ним чаще всего понимают время человеческого бытия и человеческой деятельности. Люди давно, на уровне повседневного сознания, отметили ценность времени как ресурса, предопределяющего успех во многих видах деятельности. Отсюда - внимание к "бюджету времени", исследование факторов, влияющих на неэффективное использование времени при выполнении различных работ. По мере расширения знаний об обществе, появления новых дискурсов общества, таких как социология, антропология, культурология и других, стало очевидным и то, что социальное время не является некой самодовлеющей субстанцией общества, а выражает специфику конкретной социальной системы.
Социальное время делится на: "время индивида", "время поколения", "время истории". Многозначность человеческой деятельности делает социальное время "трехмерным": "Длина" - продолжительность жизни индивида в единицах астрономического времени и необратимая последовательность этапов жизненного цикла. "Ширина" - экстенсивная величина, характеризующая количество и разнообразие видов деятельности человека и обилие связей индивидов с окружающим миром. "Глубина" - величина интенсивная и определяется уровнем и степенью вовлечения человека в его виды деятельности,
Свойства социального времени нагляднее всего проявляются в периоды социальных кризисов, которые предстают, в том числе, и как рассогласованность в социальном времени, нарушение временной координации: во-первых, ломается само эволюционное течение времени, ведущей становится сторона его дискретности; во-вторых, происходит дробление времени сверх обычного; в-третьих, учащаются инверсии, нарушается последовательность исторических событий, принятый порядок отношений между людьми, и, в-четвертых, углубляется разброс в темпах протекания разнородных общественных процессов.
В периоды плавных эволюционных изменений в обществе непрерывность и дискретность его временных связей в целом уравновешиваются. Когда же социально-исторический процесс претерпевает "сбои", то длительность событий неизменно сокращается, а способы и формы переходов между ними становятся едва ли не важнее самих событий. Вперед выдвигается дискретность, которая, будучи непременным свойством истории, сама может иметь различные проявления и модификации, может быть многоступенчатой, гибкой, а может оказываться резкой, взрывчатой. Отсюда и время приобретает соответствующую форму. Иногда говорят о "прогрессивном", "регрессивном", "революционном", "эволюционном", "свертывающемся" и т.д. времени.
Разновидностью социального времени является субъективное время индивида, называемое психологическим временем. Оно формируется на основе переживания человеком причинно-следственных связей между основными событиями жизни. Часто физическое и психологическое время оказываются рассогласованными. Психологическое время может сжиматься или растягиваться, в зависимости от того, какой тип эмоции преобладает в деятельности индивида.
Индивидуальное время личности, по-видимому, опосредовано и функциональной асимметрией мозга: правое полушарие функционирует в настоящем времени с опорой на прошлое, левое - в настоящем с обращенностью в будущее. Человек может вполне сознательно изменять скорость течения этого своего внутреннего времени, обращаясь к сенсорной депривации (аутотренинг, медитация) для выхода в измененные состояния сознания. Отчетливая проявленность смыслов, их большая личная значимость - вот что ускоряет темп человеческого времени.
Информация о работе Философия времени как психологическая реальность