Философия Всеединства В.Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1. Биография В.C. Соловьева……………………………………………………4
2. Философия всеединства В.C. Соловьева………………………………….…8
Заключение………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы…………………………………….…15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

Окружающий  мир по Соловьеву не может рассматриваться  как совершенное создание, непосредственно  исходящее из воли одного божественного  художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей  или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании  всякого предмета или явления. Эти  элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями  образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или  идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического  подхода к действительности. Общий  признак всего живущего состоит  в последовательности изменений. Для  обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая  выступает субъектом всех изменений  и представляет собой энергию, которая  одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София - мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству.

Механизм  сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением  которого является Иисус Христос. Его  образ служит не только идеалом для  индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического  процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Христос  открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного  совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству  веры и справедливости, когда его  объединяющим началом станет воплощенный  в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства  реализуется через концепцию  цельного знания, представляющего собой  неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное  знание предполагает в существование  абсолютного начала – Бога. Эмпир  знание раскрывает внешнюю сторону  явлений, рациональное – особенности  мышления. Однако истина постигается  через непосредственное созерцание, интуицию.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции  Соловьева является теургия — мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность “цельного знания”, которое вместе с “цельным творчеством” образует “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого является магия любви, эстетическое творчество как “общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности”.

Сам акт  творения, преображающий хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс  мистического соединения “лучезарного небесного существа Софии” с реальной стороной, материей мира. Человек как  интенция всеединой сущности в этом процессе является посредником, связующим  звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей  весь человеческий мир, является искусство, красота которого демиургична по отношению к природе и теургична  с точки зрения окончательного состояния  будущего мира. Элементы эстетической теургии в учении “ Становящегося  Абсолютного”, т.е. Богочеловечества, проявляются в своеобразной эротической  утопии Соловьева, в его магической концепции любви и творчества. Задача эротической магии Соловьева  — преодоление в единичной  человеческой телесности односторонностей мужчины и женщины, что, с его  точки зрения, должно способствовать “воскрешению природы для вечной жизни” и восстановлению истинного  “цельного” человека. Таким образом, магия любви и эстетического  откровения у Соловьева являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству, являющемуся центральной категорией историософии мыслителя.

Воплощение  для философа есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс и общий метод спасения человечества и вместе с тем одухотворения  мира. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают  природу, которая, обратиться в светлую  телесность царства очищенных духом. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока. В 3-й речи о Достоевском (1885) Соловьев, отклоняясь от идей писателя, развивает и утверждает свои мысли. Он видит задачу христианства в примирении Запада и Востока. Симптомом “упразднения... многовекового раздора между Западом и Востоком” он считает “упразднение спора между славянофилами и западниками” в русской мысли. “Россия достаточно показала Востоку и Западу, свои силы в борьбе с ними, — теперь предстоит ей показать им свою духовную силу в примирении”.6

Идея  “ взаимной необходимости ” христианского  Востока и Запада является развитием  “христианской политики” Соловьева  в свете очерченной им же всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в Богочеловечестве. Идея “вселенской  культуры”, культуры богочеловеческой, у мыслителя приобретает теократические черты, характеристики “нового средневековья”, о необходимости наступления  которого уже прямо будет писать его почитатель и продолжатель идей Н.Бердяев.

Идея  “собирания” христианского общества в живое “всечеловеческое” единство как “внутренняя русская задача”, идея России, “снимающей” все противоречия между Западом и Востоком, сознание неразрывности, единства исторического  процесса сохранялись и проповедовались  Соловьевым до конца его дней. “Сцена всеобщей истории страшно выросла  за последнее время и теперь совпала  с земным шаром”, — писал он незадолго  до своей смерти.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Таким образом, в философии Владимира Соловьева соединились, казалось бы, несоединимые тенденции. Философия исходила из признания единосущного начала, имеющего два полюса, каждый из которых равно значим и велик. Его идеи поражают безоглядной верой в прогресс, в науку, в богоизбранность русского народа наряду с глубоким ощущением нарастающей опасности гибели и уничтожения. Соловьев призывает человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства. Может быть другими словами, можно сказать, что Соловьев философским языком, объясняет и обосновывает традиционные христианские ценности и призывы. Такие как “Все люди – братья”, “Бог есть любовь”, “Возлюби ближнего своего” и т.д.

Идея  всеединства - органического соединения максимально развитого личностного  начала с всеобщим, одухотворения  материального, грубого мира по-новому прочитывается в настоящее время, когда перед человечеством стоит  угроза самоуничтожения, когда разворачивается  и углубляется экологический  кризис, не прекращаются политические баталии. Русская же идея чрезвычайно  важна сегодня, когда ведется  поиск основ для духовного  возрождения нации, для отыскания  ею нового мира в столь сильно изменившемся, но все-таки цельном мире. Может быть есть смыл поискать ответы на самые  злободневные вопросы, стоящие пред сегодняшней Россией в работах  великих соотечественников непростительно надолго забытых? Если бы русские  чувствовали ту моральную ответственность  перед Богом и историей, о которой  говорит Владимир Соловьев, то не было бы Чечни и много другого. Великие  идеи потому и велики, что они  вечные. Идея национального возрождения  на основе глубоко воспринятой идеи ценности других культур и народов, поиск таких способов объединения, которые не предполагали унижения, подавления, порабощения одного народа другим, постепенное, медленное, естественное движение к всеобщему единству - такой путь обозначил Владимир Соловьев для России.

Список использованной литературы:

 

  1. В. Соловьев: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. // СПб.: Изд-во Русс. христиан. гуманитар. Ин-та.-2000.
  2. Гайденко П.П. В. Соловьев и философия Серебряного века / МГУ, Ин-т мировой культуры. М.: Прогресс-Традиция.-2001.
  3. Евлампиев И.И. История русской метафизики в ΧΙΧ–ΧΧ вв. Русская философия в поисках абсолюта. // СПб.: Алетейя.- 2000.
  4. Моисеев В.И. Логика всеединства. // М.: Per Se. - 2002.
  5. Рудницкая Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Владимир Соловьев // Вопросы истории.- 2005.
  6. Россия и Вселенская церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / под редакцией В.Паруса. // М.: Библейско-Богослов. ин-т св. Апостола Андрея.- 2004.
  7. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М.- 1998
  8. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, М.- 2005
  9. http://slova.org.ru/solovevv/about/

 

1 http://slova.org.ru/solovevv/about/

2 http://slova.org.ru/solovevv/about/

3 В. Соловьев: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. // СПб.: Изд-во Русс. христиан. гуманитар. Ин-та.-2000

4 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М.- 1998

5 Россия и Вселенская церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / под редакцией В.Паруса. // М.: Библейско-Богослов. ин-т св. Апостола Андрея.- 2004

6 Моисеев В.И. Логика всеединства. // М.: Per Se. - 2002




Информация о работе Философия Всеединства В.Соловьева