Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:51, реферат
Философия дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в первом тысячелетии до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.
Предмет философии как науки
Научное познание, как социокультурный феномен
Изменение стиля мышления и картины мира в истории науки
Наука в техногенном мире
Глобальные кризисы и проблемы ценности научно-технического прогресса
Министерство науки и образования РФ
ГОУ ВПО «Тамбовский
Кафедра: «Техника и технологии производства нанопродуктов»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Философия науки»
на тему:
«Введение»
Паршикова М.В.
Проверил преподаватель:
Леонтьева А.И.
Тамбов 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет философии как науки
Философия дает логическое,
научно-теоретические
Слово «философия» происходит от греческого «фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших
(житейских, мифологических) форм миропонимания
философия предстала как
Философия – это система
общих теоретических взглядов на
мир, место в нем человека, уяснение
различных форм отношения человека к миру.
Если сравнить это определение с определением
мировоззрения, то станет ясно, что они
схожи. Можно сказать, что философия –
это теоретически сформулированное мировоззрение.
И такое определение будет не случайно:
философия отличается от иных форм мировоззрения
не столько предметом, сколько способом
его осмысления, степенью интеллектуальной
разработанности проблем и методов подхода
к ним. Вот почему, определяя философию,
употребляются такие понятия, как теоретические
мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появление
особой духовной субстанции – поиска
гармонии знаний о мире с жизненным опытом
людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
В древнегреческой философии было схвачено
и передано последующим поколениям ценное
прозрение того, что познание само по себе
неполноценно, что оно – лишь одна из функций
культуры, приобретающая смысл только
в сочетании с ценностями человеческой
жизни. Гениальной догадкой, возникшей
у самых истоков философской мысли, было
и понимание того, что мудрость – это не
что-то готовое, что можно открыть, выучить,
затвердить и использовать. Это стремление,
поиск, требующий напряжения ума и духовных
сил человека, это путь, который каждый
человек, даже приобщаясь к мудрости великих,
к мудрости прошлых веков и наших дней,
все же должен пройти сам.
В философии изначально обозначились два основных комплекса проблем, определивших направление философских исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое – разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблемы определяют ценностно-ориентирующий смысл философии и определяют ее непреходящее значение для развития общества.
Специфика философского знания заключается в том, что:
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условием превращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и к самому себе.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий, которое особенно разительным стало в 19 - 20 веках. Однако представляется возможным вычленить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.Это: 1) исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Философское учение о бытие получило название онтология. 2) анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир, каковы возможности, методы и цели познания, что есть истина и др. Вопросы, которые исследуются в философском учении о познании - гносеологии. 3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Проблемы общественной жизни изучает социальная философия. 4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, раздел получивший название философской антропологии. Всё это позволяет определить философию как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2.Научное познание, как социокультурный феномен
В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима (изречение, афоризм) современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды.
В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.
Конечно же, творческий потенциал
личности может остаться нереализованным
либо оказаться подавленным
По подсчетам социологов,
наукой способны заниматься не более 6-8%
населения. Иногда основным и эмпирически
очевидным признаком науки
Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются.
Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее прикладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией» . Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать головоломки, и за всем этим скрывается большая идеология». Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.
Социально-психологические факторы, определяющие науку, требуют введения в контекст научного исследования представлений об историческом и социальном сознании, размышлений о личностном портрете ученого, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.