Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель моей работы: прежде всего, дать общую характеристику философии жизни; раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность; показать характерные особенности этой философии на примере наиболее ярких ее представителей – В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и рассмотреть философские аспекты психоанализа.

Содержание работы

1.
Введение.
3
2.
Философия жизни.
4
3.
Философские аспекты учений психоанализа.
14
4.
Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше.
17
5.
Заключение.
19
6.
Список литературы.
20

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему:

«Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа».

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:        Голубева Н.А.

Работа выполнена: Собинкова В.В.


 

                                                    Факультет: Менеджмента и маркетинга

                                                    Личное дело: № 06МЭБ01894

                                                    Группа: вечерняя

 

 

 

 

Калуга, 2007

 

Содержание.

1.

Введение.

3

2.

Философия жизни.

4

3.

Философские аспекты учений психоанализа.

14

4.

Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше.

17

5.

Заключение.

19

6.

Список  литературы.

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философия жизни, иррационалистическое философское  течение,  выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как  некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Данное течение отвергало механистическое объяснение явлений и процессов. Воззрения представителей философии жизни весьма разнообразны. Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах философии жизни.

Иррационалистические  тенденции философии жизни продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению нервов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления. Основатель психоанализа - австрийский врач, психолог, З. Фрейд. 

Итак, цель моей работы: прежде всего, дать общую характеристику философии жизни; раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность; показать характерные особенности этой философии на примере наиболее ярких ее представителей – В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и рассмотреть философские аспекты психоанализа.

Следует отметить, что идеи философии жизни и психоанализа явились достаточно значимыми и актуальными, так как затронули весьма интересные и противоречивые вопросы, а именно: «Что есть жизнь?», «Что побуждает человека к действию?», «Какова роль культуры в жизни человека?» и др.

Так же важно то, что основные принципы психоанализа легли в основу современной психиатрии.

 

 

 

Философия жизни.

Заметное  место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает философия жизни.

«Философия  жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная связь с литературой и искусством. Она оказала большое влияние на творчество австрийского поэта Р.М.Рильке, австрийского писателя Гофмансталя, швейцарского писателя Германа, Гессе, немецкого композитора Рихарда Вагнера и др. Во Франции под влиянием этого философского направления находился крупнейший писатель Марсель Пруст.

Представители этого течения сходятся, прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток» («порыв», «длительность» и т.д.), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, к которому в полной мере применимы слова Гераклита «panta rei (все течет), необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Поэтому такие тезисы - символы рационализма, как «мыслю, следовательно, существую» (Декарт), «все действительное разумно» (Гегель) в новой философской парадигме перестают носить знаковый характер. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью (которую можно описать в терминах науки), а «длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу.

«Философия  жизни» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения  рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Собственно жизнь - это и есть бытие. Такова онтологическая сущность философии жизни. «Философия жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление, по мнению ее сторонников, это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь-это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь - это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни. Представители этого философского течения нередко при описании жизни используют образ реки, атмосферных потоков и т. п.

В гносеологическом  аспекте главная её идея состоит в том, что на смену опирающейся на разум классической философии должна придти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания  заступает «вчувствование» в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни - не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не «науки и природе», а «науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т. д.

Основные  представители философии жизни: Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммелъ, А. Бергсон, О. Шпенглер, Л. Клагес и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и иные авторы вкладывали в него различное содержание. Так, у Ницше жизнь наполнена, прежде всего биологическим смыслом, Бергсон понимает ее в космологическом плане, для Дильтея, Зиммеля и Шпенглера главное в жизни - это культурно-исторический аспект. Так, в «философии жизни» можно выделить три основных школы: академическую «Философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель), «Творческую эволюцию» А.Бергсона (1859 - 1941) и его последователей, «Философию воли» Ф.Ницше (1844 - 1900) и его последователей.

Академическая философия жизни. В. Дильтей и Г. Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность - это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. В. Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, «практическом» отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к «Я», а с другой - к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни - это переживание, «жизненный опыт».

«Жизненный  опыт» и выступает объектом познания. «Жизненный опыт», подчеркивают Дильтей и Зиммель, несводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное. Представители академической «Философии жизни» провозглашают методом «наук о духе» непосредственно переживание исторических событий. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и «пережить» ее заново, «истолковать и воспроизвести в ее жизненности».

Следует отметить, что здесь в «философии жизни» ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения памятников материальной культуры можно с объективной достоверностью констатировать изменения, происшедшие в материальных условиях жизни людей - в производстве, технике, быту и т. д. - то иначе обстоит дело при изучении побудительных мотивов поведения людей. Выявление этой субъективной стороны исторического процесса имеет немаловажное значение уже потому, что без него невозможно понять ту или иную материальную форму их выражения. Тем более это важно для изучения истории духовной культуры. Это изучение действительно подразумевает «вживание» исследователя в предмет своего исследования - в картину, в скульптуру, симфонию и т. д.

Однако, следует иметь в виду, что раскрытие субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов, идей и эмоций, оказывается значимым в научном отношении лишь в тех случаях, когда субъективные мотивы оцениваются в свете объективных фактов истории. Иначе наука превращается в беллетристику.

Далее продолжим конкретизировать концепции  философии жизни на примере учений Шопенгауэра.

У истоков  философии жизни стоит Артур Шопенгауэр (1788 - 1860), концепция которого концентрируется вокруг центральной тории - «воля». Основной его труд имеет характерное название - «Мир как воля и представление», в котором выражена онтологическая и гносеологическая сущность его философии.

В качестве главного принципа жизни и познания Шопенгауэр рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля - это «вещь сама в себе», которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Например, птица не имеет представления о яйцах, для которых она вьет гнездо, паук - о разбое, для которого натягивает паутину, - в обоих случаях воля действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием.

Понятие воли, по Шопенгауэру, означает «то, что  составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления». Это весьма важное положение, свидетельствующее о претензии Шопенгауэра «углубить» Канта, который остановился перед «вещью в себе», объявил ее непознаваемой. Шопенгауэр раскрывает её сущность как волю. Объяснив сущность «вещи в себе», можно было переходить и к сущности мира. «Мир как воля» - вот основной тезис Шопенгауэра. Можно только уточнить, что когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего, каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Шопенгауэра.

С его  онтологией неразрывно связана и  гносеология. Исходной предпосылкой ее является истина, которая имеет силу для «каждого познающего существа», а именно - «мир есть мое представление». Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Налицо, таким образом, духовное родство не только с Кантом, но и с Беркли. Но Шопенгауэр и здесь пытается идти дальше. Если у Беркли познание имеет для человека самостоятельную ценность, то по Шопенгауэру его исходным пунктом и конечной целью является воля.

Вообще  познание, как разумное, так и  созерцательное, исходит таким образом первоначально из самой воли... Предназначенное к служению воле, к исполнению ее целей, оно почти неизменно вполне к ее услугам: по крайней мере у всех животных и почти у всех людей. ¹

С этим связано и его представление  о наиболее эффективном способе познания мира. Поскольку воля «сама по себе бессознательна и слепа», постольку рациональное познание изначально чуждо ей, даже враждебно. Поэтому основным является интуитивное или непосредственное познание, которое реализуется через переживание мира. Отсюда следует, что высшим видом познания является не наука, а искусство, которое основано на интуиции и способно «в качестве ясного зеркала мира» в большей степени раскрыть волю к жизни.

Таким образом, воля Шопенгауэра - это демиург, первоначало и сущность мира. Она является определяющим принципом онтологии, эпистемологии, этики и эстетики. Воля - это все, ибо: «Нет воли - нет представления, нет мира». На место провиденциализма Средневековья и разума классической философии заступает мифология воли. Применительно к человеку эта воля проявляется, прежде всего, в качестве «воли к ________________________________________________________________

¹ Шопенгуэр А. избранные произведения. – М.:Просвещение, 1993 – с.162

 

жизни». После этого оставалось сделать еще один шаг и ответить на вопрос: а какова сущность самой «воли к жизни», что является в ней определяющим и, следовательно, что отличает рядового человека с его волей к жизни от «героя», «сверхчеловека»? На эти вопросы и попытался ответить Ф. Ницше.

Он  развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».

Понятие Воли, как  основы всего существующего, Ницше  заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. «Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти». «Воля к власти» - это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хорошо?» - вопрошает Ницше. - Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. «Что дурно?» - Всё, что вытекает из слабости. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению «воли к власти»?

- Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активность, деятельностью рассуждений. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.

«Воля к власти»  - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. В том числе, право сильного - основа власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ницше: «идешь к женщине - бери плетку». Всякое стремление к уравнению прав мужчины и женщины - показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется Ницше и на другие демократические институты, и на демократию, как институт, в целом,  поскольку,  по его мнению,  в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.

Информация о работе Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа