Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель моей работы: прежде всего, дать общую характеристику философии жизни; раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность; показать характерные особенности этой философии на примере наиболее ярких ее представителей – В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и рассмотреть философские аспекты психоанализа.

Содержание работы

1.
Введение.
3
2.
Философия жизни.
4
3.
Философские аспекты учений психоанализа.
14
4.
Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше.
17
5.
Заключение.
19
6.
Список литературы.
20

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили  евреи в Ветхом Завете. Наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве, прежде всего, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По словам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = любимый Богом) евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами безграничной ненависти, ненависти бессилия. По их логике, только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие - хорошие, только страждущие, терпящие лишения,  больные, уродливые - благочестивы, блаженны. Только им предназначено вечное блаженство, а знатные, могущественные - злые, жестокие и похотливые отвергнуты Богом и им навсегда быть проклятыми и отверженными.

Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов «восстания рабов в морали» и возрождении «морали господ». В основе «морали господ», с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы:1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность, 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти», 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем  этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Сверхчеловек - «белокурая бестия» - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими антисемитскими и антихристианскими идеями, было заимствовано у Ницше идеологами фашизма. Учение Ницше было объявлено чуть ли не официальным философским учением фашизма. И для этого, как мы видим, были определенные основания. Наряду с генетической характеристикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с определенными фенотипическими признаками («нордический тип»), Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных тормозов и руководствуются  в своих действиях  инстинктами. Внешней особенностью  сверхчеловека Ницше считал «врожденно, благородство», «аристократичность». Он презирал  современных господ – буржуа - за их происхождение или занятие, а прежде всего, за недостаток у них этих качеств, способных, по его мнению, автоматически обеспечивать власть над людьми. Ницше считал, что массы готовы повиноваться, если господин доказывает право повелевать уже своей  внешностью, манерой держаться. Если же аристократический облик отсутствует, то массу легко навести на мысль, что только случай и нечаянное счастье возвышает одного над другим. А коли так, попытаем и мы однажды счастье и случай, бросим и мы жребий - отберем богатство, построим социализм. Обладатель власти, сверхчеловек становится не в силу рождения членом определенного сословия или класса, а предназначен к этому самой природой. И эта антибуржуазная направленность учения Ницше, конечно, находилась в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был категорическим противником любых форм господства массового сознания, которое наивысшим образом проявилось в фашистской Германии. Его сверхчеловек - это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его  необходимо вырастить. И в этом состоит  цель человечества. Заратустра - это не сверхчеловек, а «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, «навоз», необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили - возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

«Творческая эволюция» А. Бергсона. В отличие от других представителей «философии жизни» А.Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции «жизни» он стремился построить картину мира, которая по новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А.Бергсона - жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая вес новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.

Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта. Но он считает, что мир и его движение «схватываются» интеллектом примерно также, как он «схватываются» в кинематографе, где естественное течение жизни заменяется искусственным с помощью движения кинопленки, состоящей из отдельных мертвых кадров. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы и в будущем.

Однако  интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.

Интеллекту  принципиально недоступен «жизненный порыв». Его познание возможно только на основе интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и, следовательно, невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в самую суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией. С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной. В «пограничных» ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое «я», его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит так же эстетическую способность,  с наибольшей силой проявляющуюся у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы  помочь, человеку овладеть рассеивающимися интуициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философские аспекты учений психоанализа.

Основоположник  психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Разработанный им в конце XIX в. начале XX в. психоанализ, с одной стороны представлял собой метод лечения психических заболеваний, а с другой - теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры (фрейдизм). Мы рассмотрим философские аспекты психоанализа, связанные с его второй стороной. Основные идеи психоанализа изложены в его работах: «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.), «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921 г.), «"Я" и "Оно"» (1923 г.) и др.

Философия жизни оказала большое влияние  на идеи З. Фрейда, и прежде всего философия Ф.Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистичного и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно уже в конце XIX в. жизнь не возможно объяснить механистическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению. Второе основание возникновение фрейдизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своем анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.

Открытие  бессознательного, исследование его  структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной  заслугой З.Фрейда.

Фрейд представляет психику человека состоящей  из противостоящих друг другу сфер -  сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Согласно  Фрейду, главными факторами, которые  руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение  энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Тиатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна  из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя  сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам  межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.

По  Фрейду, каждый человек стремится  к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы  и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На  основе учения Фрейда в конце 30-х  годов возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм. С различных сторон они не только развивали его теорию, но и выступали с критикой его идей.

  Они попытались соединить психоанализ  Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это было сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать.

Так, Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

 

 

Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше.

Я охраняет себя от подобной опасности [смещения реальности], прибегая к проверки на реальность, действия которой преостанавливается во время сновидений, в связи теми условиями, которые преобладают в состоянии сна.¹

Здесь под опасностью или смещением  реальности, подразумевается какое-то психическое заболевание или  отклонение. И разумеется, Я пытается огородить себя от этого. Так как во время сновидений активно действует Оно, то человек подвергается действию инстинктивного влечения. И Я вынуждено сдерживать влечения своего Оно, то есть идет постоянная и непримиримая борьба между «принципом реальности» и «принципом удовольствия». Таким образом «проверка на реальность» - способ защиты от воздействия инстинктов и от психических отклонений.

Детское Я под властью реального мира избавляется от нежелательных инстинктивных запросов при помощи так называемых подавлений.²

Ребенок, то есть детское Я, из-за боязни пытается подавить свое Оно - инстинкты или запросы. Причиной этого может являться, например, боязнь потери любви родителей. Но эти попытки не являются сильно действующими. И в силу «незрелости Я», инстинкты не могу быть подавленны. Это может привести к развитию у ребенка невроза.

  Он [человек] создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность.³

________________________________________________________________

¹ Фрейд  З. Основные принципы психоанализа. «Рефл  – бук» «Ваклер», 1998 г. с.192

² Фрейд  З. Основные принципы психоанализа. «Рефл  – бук» «Ваклер», 1998 г.с.129

³ Ницше  Ф. Воля к власти. М., 1994 с. 40

 

«Целое» создается, потому что постепенно возникает осознание того, что в мире нет никакой «цели», достижением которой озабочен весь мир, в мире нет «единства», которое до сих пор было основой его спокойствия, нет «истины». С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценности всех вещей. Он создал мир, подтверждающий его собственную значимость.

Жить – это, значит, быть иным, нежели природа, не подчиняться ни природной, ни человеческой необходимости.¹

Нет двух миров – мира в себе и  мира для нас, есть один мир –  мир жизни, борьбы и поражения, столкновения с неизвестным. Жизнь в ее «человеческом» исполнении находится между природой и культурой, это единство природности и духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

Информация о работе Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа