Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:54, реферат
Фридрих Ницше. Почему-то имя его знают с детства. Учитывая практически патологическое отсутствие здорового интереса к нему, - вероятно, это одно из тех имен, которое мы сначала запоминаем, случайно услышав где-то, и лишь потом приходит его образ, туманный, часто противоречивый.
1. Предисловие………………………………………………………….3
2. Религия……………………………………………………………….5
3. Мораль………………………………………………………………..8
4. Теория сверхчеловека………………………………………………16
5. Заключение………………………………………………………….20
6. Список литературы:………………………………………………...23
Иначе говоря, вся работа Ницше над моралью сводилась к достижению сверхчеловека. Что же такое сверхчеловек Ницше? Ответ на этот вопрос находится в одном из самых выдающихся его произведений, произведении, которое с легкостью можно назвать вершиной его творчества. И если в “Генеалогии морали” Ницше предстает нам как филолог и историк, то здесь он в первую очередь является нам как поэт и музыкант. Имя этого труда - “Так говорил Заратустра”.
“Заратустра” занимает
“Заратустра” практически не переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, к примеру, волшебник языка - Гоголь. Необычная игра слов, россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе.
Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию (кто бы подумал, что критику христианства можно писать в стиле книги книг), а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д. Но цель всех этих пародий одна: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. “Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Слишком еще похожи они друг на друга. Поистине, даже и самого большого из них нашел я – слишком человеком!” - так говорил Ницше в лице Заратустры. И опять там же: “Человек есть нечто, что должно превзойти”. Что же касается самого сверхчеловека, то, по утверждению самого Ницше, такого вида пока не существует. Конечно, существовали в истории человечества личности, которые мнили из себя сверхлюдей, но, в результате оказывалось, что зачастую они не тянули даже на звание человека, оставляя за собой, но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип.
Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.
Сверхчеловек - это не вождь, возглавляющийся над массой людей, не фюрер, не дуче и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного рассвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным - нравственным устремлением человечества.
Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно принимать это возмущение как опровержение Ницше. Он мыслил сверхчеловека как долгий процесс величайших самоопределений, как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.
Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом “поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниями порабощенных”.
Действительно, господство
Первое Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его “господство” относится к сфере духа - это власть силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленно писал: “Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: “Все для меня”.
Тогда станет понятно, что аристократия в учении Ницше вовсе неравнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях “знать” и “чернь” всегда употребляются не как социально- политические, а исключительно как моральные категории.
Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости, но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа.
То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не может быть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как, моральное принуждение исходит из собственного “я”, то психологически оно более чувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставал против морального принуждения, основанного на страхе наказания, общественного осуждения либо на расчете на награду. Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное будет одновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся в индивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной принудительности моральных норм и законов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За сорок четыре года жизни, прожитых с ясным рассудком (с 1844 по 1889 годы) Фридрих Ницше успел создать теории, не имевшие и не имеющие себе аналогов как по высказанным в них идеям, так и по масштабам охвата. Интересы Ницше как философа простирались буквально всюду. Ещё будучи начинающим философом, он ловил себя на чересчур широком спектре интересов, став же философом и приобретя, хоть и малое, но уже звучное имя на этой стезе, он со свойственной ему активностью бросился к анализу и переоценке не просто какого-либо направления, но человека, совмещающего в себе весь накопленный им опыт.
Ницше можно не любить, не принимать, оспаривать с полным на то правом. Как говорит сам философ: “Вы - верующие в Заратустру. Но что толку в Заратустре? Вы ещё не искали себя, когда нашли меня”. Что толку во всех тупо следующих своим учителям? Но игнорировать Ницше вообще глупо, более того - преступно. Конечно, легко сказать, что Ницше- фашист, идеолог жестокости и вседозволенности, но это в первую очередь будет означать глупость самого сказавшего подобные слова. Конечно были в нашей истории факты, не с лучшей стороны показавшие Ницше, и в первую очередь - это казус с его архива, борьба за который началась сразу же после начала душевной болезни философа. В дальнейшем архив перешёл к сестре - Элизабет Фёрстер-Ницше, его единственной ученице, впрочем, так и непризнанной великим братом из-за явных расхождений в теориях. Прикрываясь именем брата, она приложила все усилия для фальсификации его трудов. Для изображения масштабов фальсификации следует сказать лишь то, что, к примеру, “ Воля к власти “ ,к которой Ницше при жизни успел написать 372 заметки, так и не отшлифованные , оставшиеся в первоначальном варианте , была составлена уже после потери им разума, причём, кроме уже упомянутых заметок в книгу вошли и другие его черновые записи; в результате общее число заметок перевалило за тысячу и существенно исказило общую модельность задуманного сочинения. В последствии “Воля к власти” стала одной из самых скандальных книг Ницше, за что сам он, как мы видим, ответственность не несёт.
Далее были Гитлер и его приспешники, антигитлеровская пропаганда, мнение толпы, церковь. Дошло до того, что само имя Ницше приобрело чуть ли не ругательный оттенок. И всё от того, что среднестатистический человек более пологается на мнение своего соседа, не шли на своё, полученное в результате самостоятельного изучения проблемы.
Всё это может означать лишь
одно: Ницше должен быть
интересным, должен изучаться, обсуждаться
вновь и вновь. Более того - его идеи
должны развиваться, не оставаться
в одной точке. Мы просто
ещё недостаточно “выросли” как
люди, не достигли своей высшей
ступени, чтобы понять. Каковым
бы ни казался нам он:
ангелом или демоном – его нельзя
игнорировать.
Список использованной литературы:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. "Этика", - М.: «Гардарики», 1999.
2. Михайлов А.В. "Предисловие к публикации"// Вопросы философии, 1995, № 5.
3.Ницше Фридрих "Так говорил Заратустра", - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
4. Ницше Фридрих "Избранные произведения"/ Сост., авт. Вступ.
5.
Севасьян К.А. Фридрих Ницше: история одного
поражения // Ф. Ницше: избранные произведения.
- М.: “Просвещение”, 1993 - стр. 30