"Философия жизни" Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Фридрих Ницше. Почему-то имя его знают с детства. Учитывая практически патологическое отсутствие здорового интереса к нему, - вероятно, это одно из тех имен, которое мы сначала запоминаем, случайно услышав где-то, и лишь потом приходит его образ, туманный, часто противоречивый.

Содержание работы

1. Предисловие………………………………………………………….3
2. Религия……………………………………………………………….5
3. Мораль………………………………………………………………..8
4. Теория сверхчеловека………………………………………………16
5. Заключение………………………………………………………….20
6. Список литературы:………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Философия жизни Ницше.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

          Иначе говоря, вся работа Ницше   над  моралью  сводилась   к  достижению сверхчеловека.  Что же  такое  сверхчеловек  Ницше?  Ответ  на  этот  вопрос находится в  одном  из  самых  выдающихся  его  произведений,  произведении, которое с  легкостью  можно  назвать  вершиной  его  творчества.  И  если  в “Генеалогии морали” Ницше предстает нам как филолог и историк, то  здесь  он в первую очередь является нам как поэт и музыкант. Имя этого  труда  -  “Так говорил Заратустра”.

          “Заратустра” занимает исключительное  место в творчестве Ницше.  Именно с этой книги в его умонастроение происходит резкий поворот к самосознанию  в себе человека - рока. Но вряд ли следует считать,  что  эта  поэма  означает начало третьего, уже собственно  “ницшеанского”  этапа  его  творчества  ибо “Заратустра” вообще стоит особняком в творчестве Ницше. 

          “Заратустра” практически не  переводима с немецкого  на  другие  языки, как не переводим, к примеру, волшебник языка - Гоголь.  Необычная  игра  слов, россыпи   неологизмов,   сплошная   эквилибристика    звуковых    сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого  чтения,  а  декламации.  Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе.

          Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых  пародий на Библию (кто бы подумал, что критику христианства  можно  писать  в  стиле книги книг), а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера,  Гете, Вагнера и т.д. Но цель всех этих пародий одна:  показать, что человек -  это еще бесформенная масса, материал требующий талантливого ваятеля  для  своего облагораживания. “Нагими видел я обоих, самого большого и самого  маленького человека. Слишком еще похожи они друг на  друга.  Поистине,  даже  и  самого большого из них нашел я – слишком человеком!” - так  говорил  Ницше  в  лице Заратустры. И опять там же: “Человек есть нечто, что должно превзойти”.  Что же касается самого сверхчеловека, то, по утверждению  самого  Ницше,  такого вида пока  не  существует.  Конечно,  существовали  в  истории  человечества личности, которые мнили из себя сверхлюдей, но,  в  результате  оказывалось, что зачастую они не тянули даже на звание человека, оставляя  за  собой,  но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем  случае.  Его сверхчеловек  -  результат культурно-духовного    совершенствования    человека,     тип,     настолько превосходящий  современного  Ницше  человека,  по   своим   интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы  новый  и  особый  биологический тип.

          Аргументы  сверхчеловека   не  пистолет  и  дубинка:  они  сводятся   к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над  прежним  уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради  нового  бытия,  к  которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

          Сверхчеловек - это не вождь,  возглавляющийся   над  массой  людей,  не фюрер, не дуче и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому  хотелось  бы думать.  Это  нравственный  образ,  означающий  высшую   ступень   духовного рассвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов,  любовь  к которым  Ницше  стремился  сделать  главным  -   нравственным   устремлением человечества.

          Очень  просто  возмутиться   идеей  сверхчеловека,  но  непозволительно принимать это возмущение как опровержение  Ницше.  Он  мыслил  сверхчеловека как  долгий  процесс  величайших  самоопределений,  как  великое   торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.

          Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования  сверхчеловека у Ницше, заключается в  том,  что  Ницше  объявляют  философом  “поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниями порабощенных”.

          Действительно, господство знати  - одна из главных основ общественно- морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо  уяснить,  что  вкладывает он в понятие “господство” и “знать”.

          Первое Ницше понимал  не  как  политическую  или  юридическую   и,  тем более, не экономическую власть над  людьми.  Его  “господство”  относится  к сфере  духа  -  это  власть  силу  выдающихся  духовных  качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром  Ницше недвусмысленно писал: “Но ужасом является  для  нас  вырождающееся  чувство, которое говорит: “Все для меня”.

           Тогда  станет  понятно,  что   аристократия  в  учении   Ницше   вовсе неравнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех  его произведениях “знать” и  “чернь”  всегда  употребляются  не  как  социально- политические,  а  исключительно  как   моральные   категории.  

          Существует миф о Ницше как  об аморальном певце насилия   и  жестокости, но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа. 

          То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали.  Она  не может  быть  не  чем  иным,  как  принуждением,  обязанностью.  А  так  как, моральное принуждение исходит из собственного  “я”,  то  психологически  оно более  чувствительно,  нежели  принуждение  внешнее.  Потому-то  Ницше так восставал против морального принуждения, основанного  на  страхе  наказания, общественного осуждения либо на  расчете  на  награду.  Ницше  настаивал  на воспитании таких моральных  качеств,  когда  должное  будет  одновременно  и желаемым,   когда   моральные   установки   превратятся   в   индивидуальные потребности, когда исчезнет  чувство  тягостной  принудительности  моральных норм и законов.

          

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          За сорок четыре года жизни,  прожитых с  ясным  рассудком   (с 1844  по 1889 годы) Фридрих Ницше успел создать теории, не имевшие и не имеющие себе аналогов как по  высказанным  в  них  идеям,  так  и  по  масштабам  охвата. Интересы  Ницше  как  философа  простирались  буквально  всюду.  Ещё  будучи начинающим философом, он ловил себя на чересчур широком  спектре  интересов, став же философом и приобретя, хоть и малое, но  уже  звучное  имя  на  этой стезе, он со свойственной ему активностью бросился к  анализу  и  переоценке не просто какого-либо направления, но человека, совмещающего  в  себе  весь накопленный им опыт.

              Ницше можно не любить, не принимать,  оспаривать  с  полным  на  то правом. Как говорит сам философ: “Вы - верующие в Заратустру. Но  что  толку в Заратустре? Вы ещё не искали себя, когда нашли меня”. Что  толку  во  всех тупо следующих своим учителям? Но игнорировать  Ницше  вообще  глупо,  более того -  преступно.  Конечно,  легко  сказать,  что  Ницше-  фашист,  идеолог жестокости  и вседозволенности, но это   в  первую  очередь  будет  означать глупость самого сказавшего  подобные слова. Конечно были   в  нашей  истории факты, не с лучшей стороны  показавшие Ницше,  и  в  первую  очередь  -  это казус с его  архива, борьба  за  который  началась  сразу  же  после  начала душевной болезни философа. В дальнейшем архив перешёл к  сестре  -  Элизабет Фёрстер-Ницше,  его  единственной  ученице,  впрочем,  так  и   непризнанной великим братом из-за явных расхождений в теориях. Прикрываясь именем  брата, она приложила все усилия  для  фальсификации  его  трудов.  Для  изображения масштабов  фальсификации следует сказать лишь то, что, к примеру, “  Воля  к власти “ ,к которой Ницше при жизни успел написать 372  заметки,  так  и  не отшлифованные , оставшиеся  в первоначальном варианте , была составлена  уже после  потери им  разума, причём,  кроме  уже  упомянутых  заметок  в  книгу вошли и другие его  черновые  записи;  в  результате   общее  число  заметок перевалило за тысячу и существенно исказило  общую  модельность  задуманного сочинения. В последствии “Воля к власти” стала одной  из  самых  скандальных книг Ницше, за что сам он, как мы видим, ответственность не несёт.

            Далее были Гитлер и его   приспешники,  антигитлеровская  пропаганда, мнение толпы, церковь. Дошло до того, что само имя Ницше приобрело  чуть  ли не ругательный оттенок. И всё от того, что   среднестатистический  человек более  пологается на мнение своего соседа, не  шли  на  своё,  полученное  в результате самостоятельного изучения  проблемы.

            Всё это может означать лишь  одно:  Ницше  должен  быть  интересным, должен изучаться, обсуждаться вновь и вновь. Более того - его   идеи  должны развиваться, не оставаться  в  одной  точке.  Мы  просто  ещё  недостаточно “выросли” как   люди,  не  достигли  своей  высшей  ступени,  чтобы  понять. Каковым  бы  ни  казался  нам  он:  ангелом или   демоном – его   нельзя игнорировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

    Список  использованной литературы:

    1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. "Этика", - М.: «Гардарики», 1999.

    2. Михайлов А.В.  "Предисловие к публикации"// Вопросы философии, 1995,   № 5.

    3.Ницше Фридрих  "Так говорил Заратустра", - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

    4. Ницше Фридрих "Избранные произведения"/ Сост., авт.  Вступ. 

    5. Севасьян К.А. Фридрих Ницше: история одного поражения // Ф. Ницше: избранные произведения.  -  М.: “Просвещение”, 1993 - стр. 30 
 

Информация о работе "Философия жизни" Ницше