Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:08, доклад

Описание работы

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня "Что собой представляет человек?", "Зачем человек живет?", возникают вместе с появлением человеческой культуры. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной и древнегреческой философии в значительной степени мифологичны. Мир и человек - творения богов, уподоблялись друг другу. Общими вопросами были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека. В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции (от рыб, из тепла, из животных, а те – из влаги).

Файлы: 1 файл

фил антр.docx

— 33.97 Кб (Скачать файл)

Понятие «философская антропология» в широком смысле - это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд «антропологических школ» и течений и возникающее, в основном, в периоды кризисов культуры. В узком смысле - это одно из направлений западной философии, сложившееся окончательно после Второй мировой войны в Западной Германии.

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня "Что собой представляет человек?", "Зачем человек живет?", возникают вместе с появлением человеческой культуры. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной и древнегреческой философии в значительной степени мифологичны. Мир и человек - творения богов, уподоблялись друг другу. Общими вопросами были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека. В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции (от рыб, из тепла, из животных,  а те – из влаги). В вопросе о сущности человека в античной философии доминировала космоцентрическая концепция. Ее суть была изложена еще Демокритом: человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной). Платон впервые озвучил идею дуальной сущности человека: душа человека бессмертна, а тело смертно. Тело тянет его в животный мир, а душа - в божественный (в мир идей). Аристотель впервые определил сущность человека через его социальные качества: человек по природе существо общественное, политическое. Большинство античных философов усматривали главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ в разуме, способности мыслить.

Таким образом, в античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик - природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций - натуралистической (Фалес – из рыб), космоцентристской (Демокрит – микрокосм, подобный макрокосму), логоцентристской (Сократ – разум, познай себя), социоцентристской (Аристотель – общественное существо).

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Августин Блаженный утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. Фома Аквинский развивал идеи Августина Блаженного: Мир и человек созданы Богом "из ничего"; душа бессмертна, конечная цель - блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире).

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу.

В философии Возрождения появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Греховность человеческого рода отрицалась, возрождались идеи античности о самоценности человека, о его праве на счастье, свободу не в загробном мире, а еще при жизни. Сформировалась гуманистическая установка, ставящая в центр мироздания и философии человека, а не Бога.

Окончательно развенчала теологическую концепцию философия Нового времени. На основе достижений науки, изменений в экономическом строе, политических интересов формируются логоцентристские (от logos - ум, разум) представления о человеке. Рационалистическая парадигма философии Нового времени в качестве центрального вопроса поставила вопрос о сущностном признаке человека: человека делает человеком Логос, ум, способность мыслить. Декарт: главное в человеке - поиск не пищи, но мудрости. Дуалистическая концепция - нематериальная душа и материальное тело - две независимые субстанции, соединенные в одно целое Богом.

Т. Гоббс - люди рождаются равными, с одинаковыми "стартовыми" возможностями. Но в силу того что желания и возможности не совпадают, возникают соперничество, конкуренция, порождающие злобу, зависть, войны. В конечном итоге отношения между людьми выражаются формулой "человек человеку - волк". От животных же человека отличает умение рассуждать, прогнозировать и обобщать, формулировать общие правила, т.е. мыслить.

В XVIII-XIX вв. логоцентристская установка дополняется натуралистическими и механистическими концепциями. Наряду с сознанием большая роль отводится самосознанию. Так, Г. Лейбниц считает, что человека от животных отличает разум, который позволяет ему познать самого себя. В дальнейшем эта идея получила свое развитие в трудах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. В наибольшей степени натуралистические тенденции проявились в философско-антропологических взглядах французских философов XVIII в. Ш. Монтескье напрямую связывал качества человека с климатом, а Ж. Ламетри полагал, что человек - это машина, самозаводящийся часовой механизм. Гольбах: Человек - это природное устройство, способное чувствовать, мыслить и действовать. Он порожден природой и должен подчиняться ее законам.

И. Кант отмечал, что человек по своей природе зол, но обладает зачатками добра. Чтобы сделать его добрым, его нужно воспитывать, руководствуясь при этом определенными установками, требованиями, императивами. У Канта рационализм (признание разума и рассудка в качестве сущностных признаков человека) дополняется нравственной и натуралистической составляющими. Человек - это природное существо, которое подчинено законам природы, и в то же время он нравственно свободен - нравственно-натуралистический дуализм учения Канта.

В XIX в. начинает зарождаться противоположная натурализму концепция - социологизм. Суть - приоритет социальной стороны человеческого бытия. Фихте утверждал, что человек предназначен для жизни в обществе, его цель - достижение согласия со всеми индивидуумами, совершенствование себя и других.

В русле критики рационалистического дуализма Декарта и Гегеля излагал свою позицию А. Фейербах. Критикуя Гегеля, утверждал, что тело и душа едины, что не только разумное является истинным и действительным. Фейербах отличие человека от животного не сводил только к мышлению. Человеком можно считать того, кто обладает эстетическим, моральным, религиозным, философским и научным смыслом, сущность же человека проявляется лишь в общении.

Вершиной социологической трактовки человека в XIX в. стала марксистская концепция. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова человек рассматривался неразрывной связи с природной и социальной средой. Человек биосоциальное существо, наделенное сознанием. Человек выделился из животного мира благодаря труду, умению создавать орудия труда. Для него характерны не только приспособление к окружающей среде, но и адаптирование природы, изменение ее в своих интересах. В своей сути человек - существо не природное, а общественное. Общественные отношения через трудовую деятельность, обучение, воспитание формируют качества человека, его образ жизни. + человек сам формирует эти отношения, активно изменяет природную и социальную среду. + общественные отношения включают опыт человеческой культуры, а не только отношения сегодняшнего дня.

Рационалистической трактовке человека в середине XIX в. противостояли иррацоналистические взгляды субъективно-идеалистического толка. Вместо Логоса, разума иррационалисты в основу объяснения природы и сущности человека ставили его психику, эмоции, инстинкты, рефлексы и другие подсознательные факторы. А. Шопенгауэр основой сущего считал мировую волю как слепую, бессознательную жизненную силу. В человеческом измерении она проявляется как "воля к жизни" и выражается в бесконечном стремлении к реализации желаний. Это стремление выступает постоянным источником страданий, поэтому человек обречен на страдание. Эту традицию продолжил Ф. Ницше, ставший одним из родоначальников так называемой философии жизни - основу жизни составляет воля к власти. Ей подчинены все желания, мысли, чувства и поступки человека. Люди не равны между собой - раса рабов и раса господ. Народ - стадо, историю творят великие личности, представители касты избранных. Идеал великой личности Ницше видел в "сверхчеловеке", в "белокурой бестии", которой все дозволено, которая стоит "по ту сторону добра и зла", т.е. неподвластна никаким моральным нормам.

Къеркегор (экзистенционалист: человек - порождение своей собственной духовной активности, самопроектирования) считал, что наука, рациональное знание в лучшем случае могут охарактеризовать существование человека (не сущность), но это возможно сделать лишь на иррационально-чувственном уровне. Существование - это постоянное изменение отдельного человека во времени, выражающееся не в понятиях, а в чувствах, переживаниях. Выделял три уровня существования: 1 - эстетический - человек погружен в чувства. Символ этого уровня - Дон Жуан, стремящийся все испытать и всем насладиться. Заканчивается разочарованием. 2 - этический: господствует нравственный долг. Символ - Сократ, выпивший яд по приговору неправедного суда. Человек полностью зависим от внешнего мира. 3 - религиозный. Человек здесь не подчинен внешнему воздействию, поднимается выше морали, становится абсолютно свободным. Символ - Авраам, мечущийся в выборе между требованием Бога убить сына и отцовским чувством. Именно в подобном выборе, считал Кьеркегор, заключено подлинное существование (экзистенция), характеризующее сущность человека.

В России XIV-XV вв. человек рассматривался в русле религиозной трактовки сотворения мира, а в теоретическом человекознании получила распространение идея аскетического образ жизни, на единение с Богом в отшельничестве - учение Нила Сорского о «нестяжательстве» - призыв к моральной чистоте, противостоянию страстям и порокам, истинному и бескорыстному богослужению.

В XVIII Радищев критиковал умозрительный подход к исследованию человека, настаивал на смертности души. Спецификой человека Радищев считал способность подражать, сочувствовать и оценивать.

Материалист-социалист Белинский видел в человеке не только мыслящее, но и деятельное существо, которое по своей природе склонно к добру. Злым человека делает общество. Народ всегда выше отдельного человека, цели народа важнее целей индивида. Только в справедливом обществе человек может быть свободным.

материалист Н.Г. Чернышевский - рассматривал человека как проявления природы, как организма, имеющего одну, не разделенную на душу и тело, натуру.

Идеалистически-религиозная трактовка человека - Соловьев. Человек - связующее звено между божественным и природным мирами. Поскольку в природе господствует зло, то и человек погружен в мир зла. Зло и страдание - естественные состояния индивида. Однако как духовное существо человек на основе любви к Богу преодолевает зло. В этом преодолении зла, в самосовершенствовании, в единении с Богом заключается жизненная задача человека.

Иррационалистические взгляды на человека исповедовал Ф.М. Достоевский. Человек недоступен рациональному объяснению, он - тайна. В то же время он центр бытия, а главное его качество - свобода. Истинной свободы человек достигает тогда, когда освобождается от страстей, перестает быть рабом себя и окружающей среды. Обретение свободы - путь трагедий, испытаний и страданий. Когда свобода переходит в своеволие, порождается зло, ведущее к преступлению, а преступление - к наказанию. Далее следует искупление, а искупление возвращает человеку утраченную свободу.

Бердяев рассматривает человека как созданное Богом существо. Человек по своей природе свободен, но когда он стремится поставить себя на место Бога, порождается зло и утрачивается свобода. Цель человека - не в спасении, а в творении. Именно в творческом процессе человек уподобляется Богу как Творцу и обретает свободу от подавления, подчинения внешнему принуждению.

 

В 20 в. одной из ведущих тем западной философии становится проблема человека, его природы сущности и предназначения. Содержание философско-антропологической мысли определяют такие вопросы, как смысл и ценность человеческой жизни, специфика философского постижения человека, проблем гуманизма.

Философская антропология в узком смысле сложилась в Германии в 20-е годы ХХ века. Основоположник немецкий философ Макс Шелер. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. Философская антропология - наука о происхождении человека, его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах, которые им движут, и которые он приводит в движение.

М. Шелер выделяет две сущностные характеристики человека: Жизнь, объединяющую человека с остальным органическим миром и Дух (отличие от животного), базисными свойствами которого являются «открытость миру» и «объективность» (дуалистичесая сущность). А личность - единственная форма существования духа.

Гелен тоже называет человека существом, открытым миру, но главной формой человеческой жизнедеятельности считает действие, являющееся основой становления человека как культурного существа. Человек как биологически недостаточное и недоразвитое существо должен решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом. Результатом этого является становление человека как культурного существа. Культура является определяющей сущностью человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, А. Гелен в конечном счете приходит к выводу о дуалистической сущности человека.

Плеснер сущностной характеристикой человека называет его эксцентрическую позицию, то есть способность отделять свое «Я» от физического существования. Плеснер пытался устранить дуализм Шелера, считал, что некое высшее духовное начало существует отдельно от жизни и творит в человеке особый мир свободы и независимости.

В качестве фундаментальных антропологических терминов можно назвать структуру действия и структуру происшествия. Как живому существу, человеку присуще то обстоятельство, что с ним что-то происходит. В отличие от растений, человек, как и животное, осознает то, что с ним происходит: он не только испытывает это что-то, но и одновременно чувствует это. Однако, в отличие от животного, человек способен влиять на происходящее. Обычным для нас является различие между действием и происшествием, выраженное в грамматических терминах "активность" и "пассивность".

Информация о работе Философская антропология