Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:08, доклад

Описание работы

Философская антропология как человекознание берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня "Что собой представляет человек?", "Зачем человек живет?", возникают вместе с появлением человеческой культуры. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной и древнегреческой философии в значительной степени мифологичны. Мир и человек - творения богов, уподоблялись друг другу. Общими вопросами были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека. В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции (от рыб, из тепла, из животных, а те – из влаги).

Файлы: 1 файл

фил антр.docx

— 33.97 Кб (Скачать файл)

Как в действии, которое человек осуществляет, так и в происшествии, которое с ним случается, человек выступает как субъект, даже если он делает это по-разному: человек принимает участие как в действии, так и в том, что с ним происходит.

Программа, выдвинутая Шелером, так и не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые ее научные и философские достижения, не стала целостным учением о человеке и в итоге вылилась в отдельные антропологические теории: биологическую, психологическую, культурную, социальную, религиозную, педагогическую и другие.

Предметом философской антропологии является человек в такие периоды его существования, когда он становится проблемой для себя самого (кризис общества есть следствие кризиса личности). Предмет философской антропологии можно определить следующим образом: философская антропология изучает человека как особый род сущего, выявляя диалектику сущности и существования человека, его место в мире (его отношения с природой, обществом и самим собой), его предназначение и смысл жизни. В изучении предмета философской антропологии можно выделить два основных подхода.

Атрибутивный подход признает наличие у человека вневременной изначально заданной сущности или природы. Экзистенциалистский подход предметом философской антропологии считает конкретное самоосуществление человека в культурном творчестве. В вопросе: «Что есть человек?» - первый подход выделяет слово «что» и фиксирует внимание на исследовании сущностных свойств и атрибутов человека. На основе атрибутивного подхода сложились образы человека: человек разумный, человек религиозный, человек деятельный, человек символический, человек-машина, человек играющий, в основе которых лежит один из атрибутов человека, принятый за его существенный признак. Суть второго подхода заключается в перенесении акцента со слова «что» (сущность) на слово «есть» (бытие).

Биологическое направление философской антропологии

Человек - это, прежде всего, начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Гелен - «человек - деятельное существо», «человек биологически недостаточное существо». Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания и создающее культуру, как средство собственного выживания.    

Функциональное направление философской антропологии

Человек рассматривается с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Кассирер утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через те функции, которые он выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Культурное направление.

Ротхакер Э. Ротхакер сравнивает человека с животным, но характеризует его как творца культуры и как ее творение. Конкретные культуры трактуются Ротхакером как некие стили жизни: человек с рождения попадает в определенную жизненную ситуацию, которая определяет возможности его эмоционального мироощущения и способ его деятельности. Она рассматривается как реакция на обстоятельства окружающей среды. Действительность, окружающая человека, таинственна и иррациональна, из этой действительности человек и образует свои миры. Но его формирующей активности всегда дан не сырой материал, а тот, который в свою очередь уже испытал на себе воздействие других людей. Каждый человек, вступая в жизнь, врастает в сложившуюся до него окружающую среду, но может и выйти из нее или даже разрушить.  Мир - это то, что переживается человеком и имеет значимость для него в рамках определенного стиля жизни.


Информация о работе Философская антропология