Философская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Файлы: 1 файл

Философская антропология.docx

— 30.23 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа № 9

Тема: «Философская антропология»

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы. 

 

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Антропология – в широком смысле учение о природе и сущности человека.

Антропоцентризм – религиозно-идеалистическое  представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания.

Человекоразмерность – концепция, согласно которой взаимодействие косной и органической природы, живого и неживого рассматривается с точки зрения человеческих потребностей, норм, идеалов, притязаний. Человек, соответственно, полагается основной и величайшей ценностью мироздания и Вселенной.

Природоцентризм - концепция, согласно которой природа играет главную роль в мироздании.

Космоцентризм - мировоззрение, указывающее на определяющее, детерминирующее влияние космоса.

Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог находится в центре вселенной.

Теокосмизм – концепция, согласно которой признается разум космоса.

Социоцентризм - концепция, согласно которой общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды.

Персонализм – религиозно-идеалистическое течение, идущее от монадологии Лейбница и получившее распространение в американской философии конца 19 – начала 20 века, а также в современной французской философии. Отличительные черты: признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем личность понимается как духовный первоэлемент бытия, тесная связь с теизмом.

Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

трансценденция – термин, означающий в противоположность имманентному, то, что находится за границей сознания и познания.

Экзистенциализм – философия существования. Идейные истоки экзистенциализма – философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора.

Долг – одна из основных категорий этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей (моральная норма), принимает форму долга, когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению и какой-либо конкретной ситуации.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина «психика». В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем мире».

Разум – человеческая способность понимать и осмысливать окружающий мир.

Мир – вселенная.

Бог – фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им.

Тело – термин традиционного эстетического и социогуманитарного знания, обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. Тело выступает как пакетное понятие, концентрирующее на себе ряд значимых ценностей постнеклассического философствования.

Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности  к моральному самоконтролю, ее самосознания.

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивиды, его неповторимость.

 

Задание второе. «Философская антропология: основные школы и представители» (сочинение).

 

Вопрос «Что есть человек?» изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется.

В греческой философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь.

Наряду с теориями вышеназванных философов, сложились и другие философские традиции, повлиявшие на последующую историю духа, как, например, философская школа стоиков. Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества Христова, способствовали оформлению юридического понятия субъекта права в римском культурном пространстве.

Наконец, в этой связи необходимо вспомнить о раннем христианстве с его намерением указать общее направление поиска ответов на важнейшие вопросы человека. Без учета решающего влияния раннего христианства на историю духа невозможно понять с ее позиции размышления человека о самом себе и о своем определении, о своем отношении к другим и к Богу. Влияние раннего христианства на историю духа наиболее отчетливо выразилось в трудах Августина и Боэция, которые своим пониманием личности наложили отпечаток на философско-теологические произведения последующих эпох.

Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в философии, то сам термин «антропология» появился в ней очень поздно. В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием «Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus» («Антропология человеческого достоинства, его природа и особенности»). В 1594 году Отто Касман, ректор в Штаде, написал «Psychologia antropologica» («Антропологическую психологию»), вторая часть которой появилась двумя годами позже.

Историю философской антропологии как дисциплины можно проследить в немецкой академической философии вплоть до конца XVI века. Но лишь в конце XVIII века в философской антропологии происходит своего рода «прорыв». Наряду с некоторыми публикациями по данной теме необходимо назвать кантовскую лекцию «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773). Предмет этой лекции – человек, равно как и реальный мир, в котором он живет и должен вести себя «сообразно с миром» (weltklug), а «для этого ему требуется знание человека». Антропология (если иметь в виду обозначенную тенденцию) представляет собой вид жизненной философии, которая с помощью метафизических формул пытается понять всего человека в его жизненной действительности.

После Канта были и другие немецкие философы, такие как Шульце, Фрис, Фейербах и Фихте, а также Дильтей, которые понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни.

Наряду с этим характерным для немецкой академической философии направлением, способствовавшим оформлению философской антропологии, в западно-европейских странах – Франции и Англии – имели место и другие направления. В этой связи уместно вспомнить о философии морали, которая при изучении жизненных обычаев человека, его «mores», «moeurs» или «morals», часто давала скептическое описание человека. В 1580 году Монтень – «отец-основатель» философии морали во Франции – опубликовал свои «Essai» («Опыты»), за которыми позднее последуют размышления, максимы и афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера.

Философская антропология (как течение философии, в центре внимания которого идеалистически трактуемая проблема человека) окончательно сложилась после второй мировой войны в Западной Германии, хотя ее основные идеи и методологические установки восходят к работе М. Шелера «Положение человека в космосе» (1928).

Идейный поворот к натурализму в конце XIX – начале XX веков привел к узурпации понятия антропологии эмпирическими социальными науками, и в особенности такими, как биология человека, генетика и наука о расах. Только в конце 20-х годов, а точнее в 1927 году, феноменолог Макс Шелер (1874-1928) в работе «Положение человека в космосе» возродил понятие антропологии в его исконно философском значении. Это произведение Шелера, вместе с его известной работой «Человек и история», заставило вновь осознать антропологию как абсолютно философскую дисциплину. Более того, Шелер, как и некоторые другие после него, решился утверждать, что в известном смысле «все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое метафизическое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога».

Из работы Макса Шелера следует, что, несмотря на такое количество знаний о человеке, которого никогда еще не было, все же никто не знает, кто такой человек: человечество – таково мнение Шелера – при всех своих исследованиях потеряло из виду самого человека.

Это утверждение, связанное с появлением учения о человеке, охватывающего все его особенности, способствовало, и весьма значительно, становлению философской антропологии как дисциплины.

Основная проблема философской антропологии, достаточно четко дифференцирующая специфику ее дискурсов («разворотов»), - удержание субъекта в мире. В этом отношении философская антропология во всех своих версиях «жестко» оппонирует «бессубъектной философии» (линия, идущая прежде всего от Леви-Стросса и приводящая к «смерти субъекта» в постструктурализме).

В силу того, что человек, будучи «недостаточным», усугубляет свою ситуацию тем, что живет в мире, постоянно провоцирующем различные «разрывы», выталкивающем его ко всевозможным «границам», бытие человека всегда проблематично, требует постоянного усилия для снятия своей «неопределенности».

Для этого ему необходимо привлечение не только «знания контроля» (естественно-научное знание), но и «знания культуры», как и «знания спасения». Акцент на том или ином «знании», необходимом для «удержания» человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырех основных версий («разворотов») философской антропологии: антропобиологической, социологической, культурологи-ческой и теологической.

Возможность каждого из них содержится (фактически) в работах признанного основателя философской антропологии - Шелера. Он же выделил пять различных европейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) еврейско-христианский, 2) антично-греческий, 3) натуралистический, 4) декаданский, 5) ориентированный на сверхчеловека. В основании первых трех - тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его трактовок. Ни один из них, по мнению Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, т.к. последний не был осознан как основа любого возможного подлинного «философствования».

Представители философской антропологии - Шелер, Г. Плеснер, Г. Хенгстенберг ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека».

Привлекаемый «антропологами» естественнонаучный и социально-исторический материал интерпретируется  ими  идеалистически, что исключает возможность научного ответа на вопрос о сущности и структуре человека, человеческой личности.

Обращение «антропологов» к теоретически значимым проблемам - гносеологический  источник  возникновения частных  философско-антропологических дисциплин от «культурной антропологии» (3. Касспрер, Э. Ротхакер, Л Гелен, М. Ландман) до «медицинской» (Р. Христиан, В. Вайцзекер).

Зафиксировав феномен «разрушения личности», сторонники философской антропологии толкуют его, однако, как выражение извечного «антропологического» конфликта человеческого существа. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма врамках философской антропологии порождает иллюзорную модель личности как духовного атома, сущность которого замыкается в нем самом. Социальные связи человека мистифицируются и изображаются в виде зависимостей его от «потустороннего», от бога.

Логика идеалистической «антропологии» в целом, независимо от различий, свойственных ее отдельным представителям, ведет к признанию первичным в человеке духовного начала; рассуждения об «устремленной к себе индивидуальности» затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы империалистического мира. Декларируя  «первичность» личности перед обществом, «антропологи» приходят к утверждению «естественной необходимости» частной собственности.

Исследование человеческой сущности завершается в философской антропологии поиском смысла жизни, который рассматривается как фундаментальная особенность человека. Смысл жизни человека, как правило, трактуется с объективно-идеалистических позиций: выводится из «вневременного» смысла, имеющего божественное происхождение.

Информация о работе Философская антропология