Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 10:35, контрольная работа
Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.
С такого рода «смыслом» связывается само формирование человека, возникновение сознания, возможность выбора, принятия решения, ответственности.
Таким образом, философская антропология лишает человека его социальных качеств, что исключает научное понимание сущности как человека вообще, так и конкретно-исторических типов личности.
Политически реакционные идеи философской антропологии оказали существенное влияние на содержание современного философского ревизионизма(Э. Блох, Э. Фишер и др.).
Задание третье. Изучив материал темы «Философская антропология», заполните следующую таблицу.
Автор |
Этапы развития философии |
Основные понятия и принципы формирования представлений о человеке |
Платон Аристотель |
Античная философия |
Человек обладает разумом, часть космоса – микрокосм, человек – политическое животное (обладает даром социальности). |
Аврелий Августин Фома Аквинский |
Средневековая философия |
Человек как личность, воплощающая в себе телесно-чувственную субстанцию, наделенную не просто разумом, но и духовностью. Человек – центр и высшая цель мироздания. Проблема индивида, индивидуальности. |
Р. Декарт Дж. Локк |
Философия Нового времени |
Прежде всего – духовная сущность. Человек как высшая ценность, неисчерпаемые возможности независимой и разумной личности. Признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. |
Бердяев Н. Гуссерль |
Философия Новейшего времени |
Человек – пересечение двух миров – макрокосма и микрокосма. Гипертрофировано духовное начало в человеке, сводится к рациональному или к иррациональному началу. |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения и комментарии.
Прокомментируйте высказывание X. Плеснера: «Если жизнь животного центрична, то жизнь человека эксцентрична, он не может порвать центрирования, но одновременно выходит из него. Эксцентричность есть характерная для человека форма фронтальной поставленности по отношению к окружающей среде».
Это значит, что подлинное познание человека предполагает наблюдения над самим течением его жизни с многообразием его эмоциональных проявлений, среди которых забота, отчаяние, надежда, чередуясь, сменяют друг друга. Это и постижение человека в «пограничной ситуации», где на прочность проверяется истинно человеческое в нем.
Это доказывают и следующие высказывания Плеснера: «Человек не суть неизменная субстанция, а есть, скорее, открытый вопрос. Человеческое бытие всегда пребывает на границе, оно едино в своей двойственности, отсюда его неизбывная проблематичность, вбирающая в себя величие и нищету человеческого».
Таким образом, человек всегда находится в пограничном состоянии, и это надо учитывать, наблюдая за ним.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Раздел философии, изучающий сущность и природу человека, называют антропология».
2. Соотнесите авторов и произведения, перечисленные ниже:
а) Касман - а) «Антропологическая психология»,
б) Шелер - б) «Положение человека в космосе»,
в) Гелен - г) «Человек. Его природа и положение в мире»
г) Кант - в) «Антропология в прагматическом отношении»,
д) Хундт - д) «Антропология человеческого достоинства,
его природа и особенности».
3. Соотнесите определения человека и подходы, установившиеся в философской антропологии:
а) человек есть политическое животное - а) объективистский
в) человек есть совокупность всех общественных отношений.
б) человек есть тайна - б) субъективистский
г) человек есть мера всех вещей.
4. Впишите недостающее: «Гуманизм есть признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и утверждение своих способностей».
5. Укажите автора произведения «Опыты о человеческом разуме», выбрав из представленных ниже:
а) Гоббс,
+б) Локк,
в) Фрейд,
г) Фромм.
6. Укажите автора работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой рассматриваются проблемы антропосоциогенеза:
а) Маркс,
б) Адлер,
в) Плеснер,
+г) Энгельс.
7. Завершите определение: «Эволюция формирования физического типа человека, его сознания, навыков трудовой деятельности и ценностно-духовных ориентации в природе и обществе называется антропогенез».
8. Продолжите ряд основных
философско-антропологических
9. Укажите правомерное
соотнесение. Предметно-проблемным
пространством философской
а) человек - Космос,
б) человек - общество,
+в) человек - природа.
10. Что изучает философская антропология?
а) сознание человека,
б) бытие,
+в) сущность и природу человека,
г) познание.
Список использованной литературы
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М., 2011.
2. Буржуазная философская антропология XX века. - М., 1986.
3. Быковская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. - М., 1993.
4. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
5. Радугин А. Н. Философия. - М., 2010.
6. Философия / Под ред. В. П. Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2013.
7. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя – М., 2009.