Философская позиция Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561г. в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде в семье «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII, который проводил политику отделение английской церкви от католического мира и установления верховенства светской власти над властью церковной. Отец Фрэнсиса Бэкона был лендлордом, сэр Николос Бэкон, который превратился в крупнейшего землевладельца, благодаря милости короля. Далеко не случайно Фрэнсис Бэкон во многих своих сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевших прекратить вывоз капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана и экономической независимости от более развитых стран Европы. Фрэнсис Бэкон наследовал дело своего отца, занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии.

Содержание работы

Биография………………………………………………. 1 стр.
Философская позиция Бэкона…………………………..3 стр.
Метод познания и «Идолы»………………………….…8 стр.
Заключение……………………………………………..11 стр.
Список литературы……

Файлы: 1 файл

фрэнсис Бэкон.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

      1. Биография………………………………………………. 1 стр.
      2. Философская позиция Бэкона…………………………..3 стр.
      3. Метод познания и «Идолы»………………………….…8 стр.
      4. Заключение……………………………………………..11 стр.
      5. Список литературы…………………………………….12 стр.

 

 

    1. Биография.

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561г. в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде в семье «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII, который проводил политику отделение английской церкви от католического мира и установления верховенства светской власти над властью церковной. Отец Фрэнсиса Бэкона был лендлордом, сэр Николос Бэкон, который превратился в крупнейшего землевладельца, благодаря милости короля. Далеко не случайно Фрэнсис Бэкон во многих своих сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевших прекратить вывоз капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана и экономической независимости от более развитых стран Европы. Фрэнсис Бэкон наследовал дело своего отца, занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии.

В возрасте 12 лет Бэкон  поступил в Кембриджский университет. Фрэнсис ушел из колледжа. Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу английского посольства. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента. Но после смерти отца (в феврале 1579 года) Фрэнсису пришлось возвратиться в Англию. Бэкон поступает в юридическую корпорацию, где на протяжении ряда лет изучает юриспруденцию и философию. В 1593 году Бэкона заседает в палате общин, где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора. В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность, -томик небольших эссена религиозные, моральные и политические темы. В нем содержался и первый вариант его опытов или наставлений нравственных и политических. В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом, в 1607 году получает пост генерал-солиситора, а еще через пять лет -должность генерал -атторнея высшего юрисконсульта короны. В 1605 году Бэкон публикует трактат «О значении и успеха знания, божественного и человеческого», в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации. Это был прообраз его труда «О достоинстве и преумножении наук», начало воплощения плана «Великого восстановления Наук». Параллельно шло обдумывание и других разделов «Великого Восстановления». В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов «О мудрости древних». В 1612 году он подготавливает второе, расширенное издание «Опытов или наставлений». В то же время он заканчивает «Описание интеллектуального мира» и «Теория неба». В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый «Новый органон», содержащий его учение о методе и теорию индукции, по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни «Великого Восстановления Наук». Он работает над кодификацией английских законов и над историей. Весьма быстро молодой талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречия и не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. На него обратил внимание сам король Яков I Стюарт, увидевший в нем человека, на которого можно положиться в той ситуации перманентной конфронтации между парламентом и двором, что проявлялась достаточно часто не только в скрытых, но и в открытых формах. Представление королю стало исходной точкой блестящей и быстрой карьеры Фрэнсиса Бэкона, который к 57 годам стал лорд-канцлером английского королевства, бароном Веруламским, виконтом Сент-Албанским, обладателем многих поместий и замков.

В начале 20-х годов XVII в. борьбы короля и парламента резко обострилась, и, стремясь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать рядом высших должностных лиц, вызывавших наибольшую ярость городского плебса и мелких буржуа из-за последовательно и жестко проводимой ими политики на укрепление позиций королевской власти. Среди них был и Фрэнсис Бэкон, парламент его обвинил во взяточничестве и казнокрадстве. Его заключили в Тауэр В Тауэре он посвятил все свои дни научным занятиям и литературной деятельности.

В Тауэре Бэкон печатает свой систематический труд «О достоинстве и приумножении наук» (1623г.) - первую часть «Великого Восстановления» и сборник «Изречения, новые и старые» (1625г.). В эти же годы он работал над трактатами «О началах и истоках в соответствии с мифами о Купидоне и о небе» и окончательным вариантом «Новой Атлантиды», но не успел их закончить. Весной 1626 года он простудился, а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.

 

2. Философская позиция Бэкона.

В начале своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и представил доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. На основе достижений натурфилософии Возрождения Бэкон сформировал свои взгляды, включающиеся в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон хотел привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми громадными достижениями в общество XV-XVI веков, когда были развиты опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы. Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона, "цель общества - познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным"

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым  они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон  приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств  вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить  плодоносные опыты. Недостоверность  получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается  на силлогистическую форму обоснования  идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В своей  критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие  понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент  знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти  понятия, так как если понятия  образовать поспешно, случайно, то нет  прочности и в том, что на них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Опытно-индуктивный метод  Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть  новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон  так определял различие и особенности  этих двух методов познания: "Два  пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет  от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований  и их непоколебимой истинности, обсуждает  и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это  путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и  раньше ставилась предшествовавшими  философами, только у Бэкона она  приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством  познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько  в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так  называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание  фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и  промежуточных ступеней. Если, используя  любимый Бэконом пример, кто-то хочет  найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые не обладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в  другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими  и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно  перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение  фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод  Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при  анализе фактов. Бэкон сравнивал  свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые  подобно муравью собирают все, что  им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных  догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки  должно стать, по замыслу Бэкона, и  очищение разума от заблуждений, которых  он насчитывает четыре вида. Эти  препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные  наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так  как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде"

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях  недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его  времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный  метод осмысления опыта, когда выдвигается  то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные  следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с  опытом. В этом случае большая роль принадлежит математике, который  Бэкон не владел в достаточной  степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

В конце своей жизни  Бэкон написал книгу об утопическом  государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В  этом произведении он изобразил будущее  государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при  помощи науки и техники. В нем  Бэкон описывает различные удивительные научно- технические достижения, преображающие  жизнь человека: здесь и комнаты  чудесного исцеления здоровья, и  лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и  приспособления по оживлению после  смерти, и многое другое. Некоторые  из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о  неукротимой вере Бэкона в силу человеческого  разума. На современном языке его  можно было бы назвать технократом, так как он полагал, что все  проблемы своего времени можно решить на пути научно-технического прогресса. Несмотря на то что он придавал большое  значение науке и технике в  жизни человека, Бэкон считал, что  успехи науки касаются лишь "вторичных  причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет  веру. Он утверждал, что "легкие глотки философий толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии  огромно. Его аналитический научный  метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости  экспериментального изучения природы  сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон  дал толчок развитию индуктивной  логики. Классификация наук Бэкона положительно воспринята в истории  науки и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии  в дальнейшем развитии философии  снизило после смерти Бэкона его  влияние в XVIII в., в последующие  века идеи Бэкона приобрели свое новое  звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают  его как предшественника современной  интеллектуальной жизни и пророка  прагматической концепции истины. (Имеется  в виду его высказывание: "Что  в действии полезно наиболее, то и в знании наиболее истинно".

 

3. Метод познания и «Идолы».

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и опыт.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость  и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте.

Информация о работе Философская позиция Бэкона