Философская позиция Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:08, реферат

Описание работы

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561г. в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде в семье «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII, который проводил политику отделение английской церкви от католического мира и установления верховенства светской власти над властью церковной. Отец Фрэнсиса Бэкона был лендлордом, сэр Николос Бэкон, который превратился в крупнейшего землевладельца, благодаря милости короля. Далеко не случайно Фрэнсис Бэкон во многих своих сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевших прекратить вывоз капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана и экономической независимости от более развитых стран Европы. Фрэнсис Бэкон наследовал дело своего отца, занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии.

Содержание работы

Биография………………………………………………. 1 стр.
Философская позиция Бэкона…………………………..3 стр.
Метод познания и «Идолы»………………………….…8 стр.
Заключение……………………………………………..11 стр.
Список литературы……

Файлы: 1 файл

фрэнсис Бэкон.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

Индуктивные обобщения исходят  из предположения, что именно так  будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как  правило, число всех случаев практически  необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Эти заключения всегда носят вероятный характер. Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и  светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств  вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Также Фрэнсис Бэкон считает, что для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в  другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать с другими  и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно  перейти к решающему эксперименту. Он выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль  о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция  называется эмпиризмом. Бэкон и был  не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Но что же тогда препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством  над сознанием людей так называемых “идолов”.

Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и  театра. Так образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.

1)  «Идол рода» - проистекают  из самой человеческой природы,  они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Если в человеческом мире целевые отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Бэкон считает что, наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

2)  «Идол пещеры» - это  индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые,  обусловленные зависимостью познания  от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств,  а также ограниченностью личного  опыта людей. Чтобы освободиться  от этой власти, необходимо достигать  согласия в восприятии природы  из разных позиций и при  различных условиях. В противном  случае иллюзии и обманы восприятия  затруднят познание.

3)  «Идол рынка» - следствие  общественной природы человека, — общения и использования  в общении языка. «Люди объединяются  речью. Слова же устанавливаются  сообразно разумению толпы. Это  заблуждения, проистекающие из  необходимости пользоваться словами  с уже готовыми значениями, принимаемыми  нами некритически. Поэтому плохое  и нелепое установление слов  удивительным образом осаждает  разум. Ученый должен быть свободен  от власти слов и открыт  самим вещам для того, чтобы успешно их познать.

4)  «Идолы театра» - это усваиваемые человеком от  других людей ложные представления  об устройстве действительности. Заблуждения, проистекающие из  безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину  в вещах, а не в изречениях  великих людей. Борьба с авторитарным  мышлением - одна из основных  забот Бэкона. Следует безоговорочно  признать лишь один авторитет,  авторитет Священного Писания  в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа.

 

4. Заключение

Фрэнсис Бэкон ни в коей мере не был склонен недооценивать  значение разума. Сила разума как раз  и проявляет себя в способности  такой организации наблюдения и  эксперимента, которая позволяет  услышать голос самой природы  и истолковать сказанное ею правильным образом. Ценность разума - в его  искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум  как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен  от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение и может рассматриваться  как инстанция от разума независимая  и самостоятельная. Беспристрастный  ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий  опыту - таково исходное положение бэконовской  философии. Для овладения истиной  вещей остается прибегнуть к правильному  методу работы с опытом, гарантирующему нам успех.

В конце своей жизни  Бэкон написал книгу об утопическом  государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В  этом произведении он изобразил будущее  государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при  помощи науки и техники. В нем  Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие  жизнь человека: здесь и комнаты  чудесного исцеления здоровья, и  лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и  приспособления по оживлению после  смерти, и многое другое. Некоторые  из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о  неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума.

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии  огромно. Его аналитический научный  метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.

Таков комплекс культурологических воззрений, содержащихся в работах  выдающегося английского мыслителя  Нового времени Фрэнсиса Бэкона, который  внес весомый вклад не только в  становление европейской философии, но и в формирование теоретической  культурологии.

Его последователи эмпирической линии в философии Нового времени были: Джордж Беркли, Томас Гоббс, Дэвид Юм, Джон Локк, , - в Англии;  Клод Гельвеций, Дени Дидро - во Франции. Проповедником эмпиризма Ф.Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.

 

Список литературы:

  1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. – М, 2003.
  2. Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891;
  3. Фролов И.Т. Введение в философию. М. Республика, 2003;
  4. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. /В.В. Соколов. – М., 2003.

 

 

 


Информация о работе Философская позиция Бэкона