Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:46, реферат
По определению Л. С. Васильева: “Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия, конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации”. По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека (“цивилизованного” , а не “варвара”) в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Введение
Предпосылки возникновения конфуцианства. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Жизнь Конфуция
Суть конфуцианства. Место человека в конфуцианстве:
Конфуцианские начала, знание
Ритуал и воспитание
Низкий человек и благородный муж
Достойный правитель
Гуманность Конфуция
Позднее конфуцианство о человеке
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
Хань Юй
Чжу Си
Ван Янмин
Современное конфуцианство Чэнь Юланя
Заключение
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Возникновение конфуцианства всегда ассоциируется с Древним Китаем. В чем же состоит специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае?
Трезво мыслящий китаец конечно не задумывается над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, однако он всегда видит перед собой эталон доброчести и считает своим долгом ему следовать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть собственную материальную жизнь. Значительными и общепризнанными пророками тут считались, прежде всего, те, кто учил жить достойно в соответствии с принятой нормой - жить ради жизни, а не ради благополучия в том мире или спасения от страданий.
Все эти специфические
По определению Л. С. Васильева: “Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия, конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации”. По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека (“цивилизованного” , а не “варвара”) в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.
Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения.
Кун - Цзы ( Конфуций ) - создатель нравственно-религиозного учения – оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни – политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. Конфуций родился в 551 году до нашей эры, отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь их объяснить он, руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.
Конфуций
жил в эпоху великих социальных
и политических потрясений, когда
чжоуский Китай находился в состоянии
глубокого экономического кризиса. Власть
чжоуского правителя ослабла, хотя он
еще считался сыном Неба и сохранял функции
первосвященника. Разрушались патриархально-родовые
нравы и принципы функционирования общества,
в межусобной войне гибла родовая аристократия.
На смену ей приходила принципиально новая,
централизованная власть правителей отдельных
царств, которые опирались на административно-
Все это вызвало критику со стороны сторонников древности (старых устоев). Они предлагали новые идеи, которые можно было бы противопоставить социальному и политическому хаосу, а также аморальности и межусобной враждебности. Однако, для того, чтобы отрицание существующего состояния вещей приобрело моральное право на существование и необходимую социальную силу, оно должно было опираться на высокий авторитет. Такой авторитет Конфуций нашел в полулегендарных образцах и идеалах глубокой древности. Например, такое утверждение, что когда-то, давным-давно, правители были мудрыми, чиновники - бескорыстными и преданными, а народ благоденствовал, стало после смерти Конфуция основным импульсом общественной жизни Китая. Критикуя свою эпоху и высоко ценя прошлые столетия, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека - Цзюн-цзы.
Как мы видим, конфуцианство возникло и существовало сначала не как религия, а как философско-этическая система, которая, правда, включала в себя отдельные религиозные положения. Лишь в первых столетиях нашей эры конфуцианство становиться действительно религией, создает свою догматику, толкование, превращается в жестокую систему религиозных требований, обязательных для всех.
Конфуций, родившийся и проведший почти
всю жизнь в царстве Лу, происходил из
семьи обедневших аристократов. В молодости
ему пришлось вынести немало трудностей,
и возможно, что эти ранние испытания и
бедность способствовали тому, что на
всю жизнь у него осталось сочувствие
к простым людям.
Как предполагают
биографы Конфуция, он пытался в юности
сделать политическую карьеру. Но в то
время большинство должностей передавалось
от отца к сыну, и те посты, которые открывали
возможность реального участия в решении
государственных дел, были естественным
достоянием отпрысков высшей аристократии.
Человек такого происхождения, как Конфуций,
мог продвинуться только при условии,
если бы он интригами и лестью сумел завоевать
расположение тех, кто вершил делами. К
этому Конфуций был решительно не способен.
Более того, создается впечатление, что
и впоследствии, когда кому-либо из учеников
удавалось добиться для него многообещающего
свидания с власть имущими, он все портил,
открыто высказывая свое мнение о действиях
собеседника. Возможен был еще один путь
- военная карьера. Но к убийству людей,
к войне, к военной муштре и методам военной
организации Конфуций испытывал глубокое
отвращение. Конфуций всегда осознавал
себя представителем того, появившегося
в XI в. до н. э., начала нравственности и
культуры ( вэнь), которое противопоставлялось
началу воинственности и войны.
Убедившись, что путь
к политической деятельности для него
закрыт, Конфуций занялся учеными разысканиями
и преподаванием. По-видимому, он считал
себя неудачником. Если в последующие
времена деятельность ученого и преподавателябыла
связана с известным общественным престижем
и даже подчас окружена ореолом, в то время,
когда жил Конфуций, такой ореол окружал
только правителей и их ближайших помощников.
Конечно, со времени возникновения в Китае
государства, в особенности же с момента,
когда начали вести регулярные хроники,
знакомство с историческими материалами
было необходимо даже для повседневного
ведения дел как во внутренней политике,
так и во взаимоотношениях с другимигосударствами.
Точно так же нужно было знать и ритуал
для проведения различных торжеств при
дворах государей. Но это делалось как
бы между прочим чиновниками, основные
обязанности которых лежали в сфере активного
участия в управлении. Так же обстояло
дело и с преподаванием, и с подготовкой
смены для стареющих государственных
мужей.
Конфуций был первым
в Китае, кто целиком посвятил себя этим
второстепенным в глазах современников
занятиям. Но главное в том, что он впервые
стал заниматься историческими исследованиями
и преподаванием не как официальное лицо,
не впорядке выполнения служебных обязанностей,
а по своей собственной инициативе. Успех
его деятельности показал, что значение
человека не исчерпывается тем местом,
которое он занимает в официальной иерархии,
и тот, кто, размышляя над проблемами справедливости,
человечности, культуры, привлекает к
себе людей, жаждущих услышать живое слово,
может сыграть в жизни общества несравненно
большую роль, чем министры и сановники.
Это открытие, сделанное исподволь, без
осознанного стремления к переворотам,
было неслыханным новшеством, прорывом
к новым горизонтам из анонимной коллективности
архаического города-государства. Живший
через 150 лет после Конфуция его последователь
Мэн-цзы мог уже говорить о том, чтоучитель
- лицо гораздо более почтенное, чем правитель,
и что учителю не может приказать явиться
к себе не только царь, но даже и сын неба.
По всей вероятности,
то течение, которое впоследствии стало
школой Конфуция, возникло первоначально
как свободное сообщество друзей, обсуждавших
интересовавшие их вопросы. Но сила ума
и масштабы личности Конфуция вскоре привели
к тому, что он стал признанным главой
школы, а его друзья - его учениками. В "Лунь-юй"
упоминаются имена 22 учеников. Даже если
эта цифра и не точна, она дает представление
о размерах его школы. Конфуций принимал
к себе в школу всякого, кто шел к нему,
вне зависимости от того, принадлежал
ли он к аристократииили к простым людям,
к богатым или бедным. Он говорил, что среди
стремящихся к знанию он не признает никаких
различий;это также было новшеством там,
где главным признаком человека было происхождение.
В китайской традиции
существует версия, что Конфуций был крупным
сановником, ведавшим в царстве Лу вопросами
суда и расправы. Восходит эта версия к
весьма почтенному источнику - к биографии
Конфуция, написанной великим китайским
историком Сыма Цянем (приблизительно
145-90 гг. до н.э.), о котором нам не раз еще
придется упоминать. Авторитет Сыма Цяня,
поддержанный и усиленный двухтысячелетней
традицией, казался до последнего времени
достаточной гарантиейправильности сообщаемых
им сведений. Но критические исследования
ученых нашего века показали, что отнюдь
не всему, что пишет Сыма Цянь, следует
безусловно доверять. В частности, было
выяснено, что, живя в условиях централизованнойимперии,
Сыма Цянь не представлял себе обстановки,
существовавшей в маленьких самостоятельных
городах-государствах , уничтоженных еще
за три столетия до егорождения. Народные
выступления, происходившие на улицах
и площадях, Сыма Цянь изображает как борьбу
сановников, происходившую в тронных залах
и коридорах дворцов. Поскольку история,
как ему казалось, творится во дворцахимператорами
и их приближенными, неудивительно, что
он превращает в сановника и Конфуция,
в его время уже рассматривавшегося в
качестве основоположника государственной
идеологии. Для такого человека положение
скромного учителя казалось Сыма Цяню
неуместным, и, опираясь на легенды, уже
окружавшие в это время личность мыслителя,
он наделяет его высоким постом и помещает
его биографию среди биографий царственных
особ.
Современный биограф
Конфуция, Х. Г. Крил, убедительно опроверг
эту версию. Самым существенным из его
аргументов является то, что в то время
высокий пост мог занимать лишь человек,
принадлежащий к одному из знатных родов,
а если бы в действительности Конфуций,
не принадлежавший к знати, этот пост занимал,
такой факт не остался бы не отмеченным
в самой достоверной книге, о нем рассказывающей,
- в "Беседах и рассуждениях" ("Лунь-юй").
Впоследствии, когда вокруг Конфуция стали
возникать легенды, ему приписывали, что,
будучи главойсудебного ведомства, он
приказывал присуждать к смертной казни
за такие преступления, как "изобретение
необычной одежды". Ниже мы остановимся
на политических взглядах Конфуция, но
сейчас стоит отметить, что такой образ
действий полностью противоречит достоверно
известным высказываниям Конфуция, бывшего
принципиальным противником жестоких
наказаний.
Однако, по-видимому,
какой-то официальный пост Конфуций все
же занимал. Его ученики шли все выше по
лестнице карьеры, и делалось все более
странным, что их учитель - лицо официально
не признанное. Цзи Кан-цзы, управлявший
в то время царством Лу, присвоил Конфуцию
звание не слишком высокое, но достаточнопочетное.
По-видимому, он стал одним из низших да-фу
(сановников). К такому заключению можно
прийти на основании текста, где говорится,
что с другими низшими да-фу он говорил
прямо и непринужденно, в то время как
с высшими держался более формально. Пост
Конфуция, насколько можно судить, был
достаточно почетным, но не давал ему возможности
влиять на ведение дел, и Конфуций тяжело
переживал это. В "Лунь-юй" есть такой
эпизод. Один из учеников Конфуция опоздал
к нему и объяснил, что задержался из-за
государственных дел, и тогда Конфуций
с казал: "Это очевидно, были мелкие
дела, ибо если бы это были столь важные
вопросы, что можно было бы назвать их
государственными, посоветовались бы
со мной".
Но вскоре ему пришлось
отказаться от этой иллюзии и понять, что
добиться политического влияния в Лу ему
не удастся. А между тем он уже приближался
к шестидесяти, и если он хотел действовать,
откладывать это на долгий срок было нельзя.
И вот он решил отправиться в странствие,
чтобы найти правителя, который, поверив
в его учение, предложил бы ему осуществить
его. Проскитавшись около десяти лет по
нескольким царствам древнего Китая, Конфуций
ни с чем вернулся в Лу. Через несколько
лет после возвращения он умер.
Неудачное путешествие
Конфуция накладывает на его жизнь, в общем
неяркую и небогатую событиями, отпечаток
страдания. Это точно сформулировал Х.Г.Крил,
следующим образом охарактеризовавший
значение его путешествия:"Конечно,
сферой Конфуция была сфера идей... Он не
способен был к компромиссам, необходимым
для того, чтобы претворить эти идеи в
жизнь. Но крайне важно было, чтобы он сделал
такую попытку. Различие здесь такое же,
как между офицером,дающим команду "За
мной!", и тем, кто командует "Вперед!".
Если бы Конфуций оставался в Лу, пользуясь
синекурой и расхаживая со своими учениками,
он был бы проповедником. Решившись на
свои безнадежные поиски, он стал пророком.
В некотором роде это смешная картина:
почтенный, но все еще в известном смысле
наивный джентльмен, которому уже за пятьдесят,
отправляется в путешествие с целью спасти
мир, убедив прошедших огонь, воду и медные
трубы правителей, чтобы они не угнетали
своих подданных. Но если есть в этом что-то
смешное, то это самоесмешное, что свойственно
великим людям".
Теперь посмотрим, что
представляет собой книга, на которую
в дальнейшем не раз придется ссылаться
и которая, по-видимому, является единственным
достоверным свидетельством о Конфуции
и его взглядах. Это "Лунь-юй" - небольшой
трактат, в который входят изречения Конфуция,
а также разговоры между ним и его учениками
и современниками.
В самой ранней китайской
библиографии, относящейся к I в. до н.э.,
сообщается, что эта книга составлена
учениками Конфуция после его смерти на
основе сохранившихся у них записей. Но
в настоящее время большинство ученых
считает, что, будучидействительно основанной
на этих записях, книга (за исключением
двух глав) подготовлена через 70-80 лет
после смерти Конфуция, т.е. в начале IV
в. до н.э. "Лунь-юй" написана крайне
лаконичным языком и состоит из отрывочных
записей, в которых затрагиваются самые
разнообразные темы, начиная от деталей
повседневной жизни Конфуция и кончая
разбором проблем философии, культуры,
политики и морали. В книге нет продуманной
системы;части, на которые она разделена,
озаглавлены по первым словам первого
отрывка. В редких случаях несколько следующих
друг за другом записей содержат сходные
по теме высказывания; слова учителя перемежаются
словами учеников, причем навопросы, многократно
повторяющиеся, почти всегда даются различные
ответы. В "Лунь-юй" зарегистрирована
постоянная работа мысли, бьющейся над
решением основных вопросов человеческой
жизни и отношения к людям; к этим вопросам
мыслитель подходит все вновь и вновь
с разных сторон, каждый раз предлагая
иной аспект их решения.
Чтобы читатель представил
себе стиль книги, приведем несколько
отрывков. Конфуций замечает: "Настоящий
человек не досадует на то, что он не занимает
подходящего места; он озабочен тем, есть
ли у него качества, которые для этого
необходимы. Он не беспокоится, что о нем
никто не знает, а стремится поступать
так,чтобы иметь право на признание"
. Слова Конфуция чередуются с воспоминаниями
и мыслями о нем учеников. Так, одна из
записей гласит: "Когда учитель, будучи
в Ци, услышал музыку Шао, в течение трех
месяцев он не чувствовал вкуса того, что
ел. "Я никогда не думал, - сказал он,
- что музыка может быть столь прекрасна".
В другой записи так резюмируется впечатление
о его личности: "Учитель был ласков,
но тверд; преисполнен достоинства, но
не высокомерен; почтителен, но спокоен".
Сведений о Конфуции
в позднейших китайских источниках необъятное
количество, и до последних десятилетий
принято было строить на их основе характеристику
мыслителя. Но осуществленные уже в XX в.
исследования, как отмечалось выше, показали,
что эти источники (в первую очередь биография
Конфуция в "Исторических записках"
Сыма Цяня) недостоверны и подчас грубо
искажают его биографию и взгляды.
Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку.
Кульминация конфуцианского культа прошлого – “исправление имен” (“чжэн мин”). Конфуций признавал, что “все течет” и что “время бежит, не останавливаясь”. Поэтому конфуцианское “исправление имен” означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как “взаимность”, “золотая середина”, “человеколюбие”, составляющие в целом “правильный путь” - дао.
В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, “ци” ) делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
Место человека в конфуцианстве
Как нам уже известно, древнекитайский мыслитель Кун-цзы жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми.
Достаточно познакомиться с произведением “Лунь-юй” (Беседы и высказывания) , которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель Кун-цзы.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств:
1. “жэнь” – гуманность, человеколюбие;
2. “синь” - искренность, прямота, доверие;
3. “и” – долг, справедливость;
4. “ли” – ритуал, этикет;
5. “чжи” – ум, знание.
Основа человеколюбия – “жень” – “почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям”, “взаимность” или “забота о людях” - основная заповедь конфуцианства. “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. “Жэнь” представляет собой почти недосягаемый идеал, характерными чертами которого были наделены лишь предки (давние люди).
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. “Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время. Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать – “значит знать людей”. Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой – земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: “Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению”. Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.