Философская система марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей.

Содержание работы

Введение
Ключевые идеи марксистской философии
Основные идеи философии марксизма
Формирование марксистской философии
Философская система марксизма
Понятие свободы в марксистской философии

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

Реферат

«Философская система марксизма»

 

 

 

 

   Выполнила студентка  252 группы

                                                      медико – профилактического 

                        факультета

                                                         Калита Анастасия Николаевна

 

 

 

ОМСК – 2013

Содержание

  Введение

  1. Ключевые идеи марксистской философии
  2. Основные идеи философии марксизма
  3. Формирование марксистской философии
  4. Философская система марксизма
  5. Понятие свободы в марксистской философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла  Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются  термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные  в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они  оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии  и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и  неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские  идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации  этих идей. Классический философский  марксизм не есть завершенная философская  система, так как в нем отчетливо  прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто  шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские  построения марксизма.

Философские понятия и  построения марксистской классики во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма, в его учении молодые Маркс и Энгельс увидели способ преодоления разрыва между идеалом и действительностью. Антропологическая философия Фейербаха с ее акцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую и философско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывали совместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы и эмансипации, саморазвития и совершенствования.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Марксистское решение  проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс  был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка  и т.д. На смену предыстории должна прийти подлинная история, которая  будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции –  идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы  в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается  как изменение экономических  основ общества, преодоление частной  собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот  должен осуществить пролетариат, как  неимущий класс, а сама революция  станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над  социальным и природным миром. Становление  коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена  самого образа жизни людей. В итоге  утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

«Манифест Коммунистической партии» – первое программное  произведение марксизма. «Капитал»  – основное произведение марксизма, в котором Маркс раскрыл экономическое  строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе –  Меринг, Лафарк, Кауцкий и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.

Взгляды Ленина изложены в  «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизма». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

Основное в системе  марксизма – это дух активного  преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные идеи философии марксизма

Существует 3 группы основных идей философии Маркса:

1. - соединение материализма  и диалектики.

2. - диалектико-материалистическое  понимание истории.

3. - новое понимание социальной  роли философии.

Маркс и Энгельс в начале своей деятельности находились под  влиянием Фейербаха. В 1843-1845 гг. Маркс  стал отходить от влияния Фейербаха. Материализм Маркса отличался от материализма Фейербаха. Главное положение  диалектического понимания истории - общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание также  оказывает активное обратное воздействие  на породившее его общественное бытие. Общественное бытие - материальная жизнь  общества - складывается из 3 элементов:

1) Общественное производство  материальных и духовных благ.

2) материальное условие  непосредственного существования  человека, не связанное с производством  (быт, семья).

Эти 2 момента Маркс объединял  и называл производством и  воспроизводством человека как духовного  и физического существа.

3) Процесс взаимодействия  общества и природы, характер  природных условий, характер взаимодействия  природы и общества. Определяемый  элемент оказывает активное влияние  на определяющий элемент и  наоборот.

Ядром общественного производства является способ производства - единство двух элементов: производительных сил  и производственных отношений, связанных  между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из:

1) Человек - главная производительная  сила общества, в единстве духовного  и физического развития человек  является совокупным рабочим  и главным каналом вливания  науки в производство,

2) Средства труда - производственная  техника - это второй канал  вливания науки в производство.

3) Предмета труда.

Надстройка включает в  себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим  элементом надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка - определяемый элемент.

Культура, по Марксу, есть способ связи между людьми. Это дает ему  основание утверждать, что о степени  общей культуры человека можно судить только по тому, «в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью». Отсюда вывод  Маркса о том, что для каждого  человека величайшим богатством «является  другой человек»

Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они, в конечном счете, так или иначе, переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек  фиксирует свои мысли, чувства и  благодаря этому имеет возможность  подвергать их анализу как вне  его лежащий идеальный объект. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия.

Формирование и развитие марксистской философии, ее   характерные  черты

Для того чтобы понять сущность формирования и развития марксисткой  философии, необходимо выяснить вопрос, как оно зародилось. Философия марксизма, возникшая в конце 40-х годов ХIХ в., была исторически обусловленным явлением.

Долгое время в марксистской философии единственно верным теоретическим  воспроизведением исторического развития общества считался формационный подход, основанный на учении К. Маркса об общественно - экономических формациях. Согласно этому подходу, развитие общества есть закономерный естественно - исторический, прогрессивный процесс, где ступенями  этого прогрессивного развития выступают  общественно - экономические формации (первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Марксизм смотрел на историю общества сквозь “амбразуру” классовых ценностей, создавая утопические проекты построения коммунизма, который должен был прийти на смену ставшему реакционным капитализму. Поэтому формационное членение истории, схватывая важные сущностные стороны исторического процесса, все же очень сильно его упрощало. Формации как ступени исторически прогрессивного развития в марксистской парадигме хотя и взаимосвязаны, но все же ‘стремятся” дистанцироваться друг от друга, в своем прогрессивном восхождении к высшей и конечной формации - коммунистической. Поэтому в таком восходящем ступенчатом развитии дискретность преобладает над непрерывностью, отрицание - над преемственностью. Например, в ходе осуществления коммунистического проекта такие обще цивилизационные достижения, как рыночная организация экономики, правовое государство и т.п. были отброшены как реакционный буржуазный хлам.

Согласно марксизму, сущность человека - социальна. Иными словами, в рамках этой концепции человек  не столько продукт биологической, сколько социальной эволюции. И проблема антропогенеза в марксизме неразрывно связана с социогенном - происхождением общества. Социальная сущность человека связывается здесь с его предметно  практической деятельностью, которая  явилась главным фактором выделения  человека из животного мира. В этом плане формирование человека и формирование его сознания - единый взаимообусловленный  процесс.

Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Справедливо  критикуя ранние формы капитализма, Маркс принял их за сущностные, зрелые формы капитализма, сделав ошибочный вывод о том, что капитализм исчерпал заложенный в нем позитивный потенциал и что он неизбежно должен уступить место более прогрессивному строю-коммунизму. Ход истории показал ошибочность этого вывода.

Рассматривая человека как  совокупность производственных отношений, т.е. подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения  — таков и человек. И если человек  угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтически утопические иллюзии Маркса.

По Марксу труд жизненно необходим для человека, потому что  в процессе труда формируется  непосредственно сам человек. Однако в ходе трудовой деятельности происходит отчуждение человека от природы, так  как он использует природные силы в целях выживания и перестает  ощущать себя ее частью. В период капитализма появляется иной тип  отчуждения – отчуждение труда. Рабочему не принадлежат продукты его труда. Это приводит к тому, что человек  оценивает себя как рабочую силу, которая обменивается на заработную плату и имеет определенную стоимость  на рынке. Своего коллегу он может воспринимать в качестве конкурента. Здесь происходит отчуждение человека от других людей. И в конечном итоге возникает отчуждение от самого себя. Получается оно, когда человек воспринимает в эксплуататорской цивилизации труд как бремя, а не как первейшую потребность в творении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философская система  марксизма

Общая ф-я - диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса - исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие: - принцип  единства и целостности бытия  как развивающейся универсальной  системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление). Принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; - принцип познаваемости мира, мера его познанной, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика; - принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение противоречий; - принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства. диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но н на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Информация о работе Философская система марксизма