Философская система марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей.

Содержание работы

Введение
Ключевые идеи марксистской философии
Основные идеи философии марксизма
Формирование марксистской философии
Философская система марксизма
Понятие свободы в марксистской философии

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

Теория познания. Общественно-экономическая  практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и  рапредмечивания. для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ, гос.). Действительность берется не созерцательно, а в  форме приложения человеческой чувственной  деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политика юридической, общественной и др. Каждая система возникает на определенном этапе развития производственных сил. Когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми идеология и учреждений и организаций суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, революционный переход об одной общественно-экономической формации к другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие свободы  в марксистской философии

Поскольку люди занимают фиксированное  социальное место в группах - классах - по наличию или отсутствию собственности, классовые характеристики индивидов  пронизывают и их образ жизни. Кроме того, люди подчинены национально-культурным условиям. Все это определяет, ограничивает индивидов. При этом возникает философская  проблема: чем в реальности может и должна быть свобода для таких индивидов?

Ответ на этот вопрос Маркс  дал исходя из научно-философского анализа истории следующим образом. В капиталистическом обществе накопление «возможностей свободы» или благоприятных  условий для саморазвития индивидов  происходит в основном в классе собственников. Чем результативнее становится производство человечества (и материальное, и духовное), чем эффективнее может быть борьба пролетариата за обретение свободы через уничтожение частной собственности и социального разделения труда. Однако такая борьба получает возможность победить только на высоком уровне развития общества.

Таким образом, Маркс преобразует  проблему освобождения человека в проблему исторического развития индивидов  и общества по пути к созданию идеального в социальном плане государства, в котором свобода саморазвития «обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в  экономических предпосылках, отчасти  в необходимой солидарности и  свободного развития всех и, наконец, в  универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил».

Чем глубже пролетарское движение осуществляет свою историческую миссию - уничтожение «теперешнего состояния» - тем больше возможности уничтожения  людьми собственных черт «случайности»  и «абстрактности», которые наличествуют в их внутреннем мире. Уничтожая  социальное отчуждение и основанного  на нем порядка человек развивается. Таким образом, общее решение  философской проблемы смысла жизни состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и преобразования собственной человеческой природы.

В этом марксистская философия не следует образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования мира и само преобразования действующих, активных индивидов в универсально развитые, свободные личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. http://mnogoslov.ru/slovo/slovo085793.html - большая советская энциклопедия
  2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/09.php - библиотека Гумер - философия
  3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. С. 295.
  4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений, 1999. С. 315
  5. "Карл Маркс в молодые годы" сериал

 

 

 


Информация о работе Философская система марксизма