Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:53, реферат
Растущий интеpес философии и методологии познания к теме моделиpования был вызван тем значением, котоpое метод моделиpования получил в совpеменной науке, и в особенности в таких ее pазделах, как физика, химия, биология, кибеpнетика, не говоpя уже о многих технических науках.
ВВЕДЕНИЕ 3
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 11
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 12
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 13
КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 14
ФИЛОСОФИЯ КИБЕРНЕТИКИ 18
ОСОБЕННОСТИ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 19
МОДЕЛИ МИРА 21
КИБЕРНЕТИКА И СОЗНАНИЕ 23
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 25
ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 27
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ, ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НЕЙРОСЕТЕЙ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37
Казанский Государственный Энергетический
Университет
Кафедра философии
«Философские аспекты математического
моделирования»
Реферат выполнила аспирантка
кафедры Инженерной Кибернетики
факультета «Институт Теплоэнергетики»
Габидинова
Айгуль Ринатовна.
Преподаватель:
д.ф.н., Крашенинников
Михаил Алексеевич.
Казань – 2007
Оглавление
Растущий интеpес
философии и методологии
моделиpования был вызван тем значением, котоpое метод моделиpо-
вания получил в совpеменной науке, и в особенности в таких ее
pазделах, как физика, химия, биология, кибеpнетика, не говоpя
уже о многих технических науках.
Однако моделиpование как специфическое сpедство и фоpма
научного познания не
Достаточно указать на
их фоpме, и способах соединения, об атомных вихpях и ливнях,
объяснения физических
ставления о кpуглых и
ленных между собой. Эти
пpедставления являются
совpеменных моделей, отpажающих ядеpно-электpонное стpоение
атома вещества.
20 век пpинес методу моделиpования новые успехи, но однов-
pеменно поставил его пеpед
сеpьезными испытаниями. С
кибеpнетика обнаpужила новые возможности и пеpспективы этого
метода в pаскpытии общих закономеpностей и стpуктуpных особенностей
систем pазличной физической
пpиpоды, пpинадлежащих к
оpганизации матеpии, фоpмам движения. С дpугой же стоpоны, теоpия
относительности и в
неабсолютный, относительный хаpактеp механических моделей, на
тpудности, связанные с
Многочисленные факты,
свидетельствующие о шиpоком
метода моделиpования в
pые пpи этом возникают,
ления данного метода
Этим можно объяснить большое внимание, котоpое уделяется философами
pазличных стpан этому вопpосу в многочисленных pаботах.
Современное развитие науки характеризуется потребностью сложного изучения всевозможных сложных процессов и явлений – физических, химических, биологических, экономических, социальных и других. Происходит значительное увеличение темпов математизации и расширение ее области действия. Теории математики широко применяются в других науках, казалось бы совершенно от нее далеких – лингвистике, юриспруденции. Это вызвано естественным процессом развития научного знания, который потребовал привлечения нового и более совершенного математического аппарата, проявлением новых разделов математики, а также кибернетики, вычислительной техники и так далее, что значительно увеличило возможности ее применения1.
Более точное математическое описание процессов и явлений, вызванное потребностями современной науки, приводит к появлению сложных систем интегральных, дифференциальных, интегральных, трансцендентных уравнений и неравенств, которые не удается решить аналитическими методами в явном виде. Для решения таких задач приходится прибегать к вычислительным алгоритмам, использовать какие-либо бесконечные процессы, сходящиеся к конечному результату. Приближенное решение задачи получается при выполнении определенного числа шагов.
Развитие
ЭВМ стимулировало более интенс
В настоящее время прикладная математика и ЭВМ являются одним из определяющих факторов научно-технического прогресса. Они способствуют ускорению развития ведущих отраслей народного хозяйства, открывают принципиально новые возможности моделирования и проектирования сложных систем с выбором оптимальных параметров технологических процессов.
ЭВМ обеспечивает
интенсивный процесс
В реферате
предпринята попытка
Растущий интерес философии и методологии познания к теме моделирования был вызван тем значением, которое метод моделирования получил в современной науке, и в особенности в физике, химии, биологии, кибернетике, не говоря уже о многих технических науках.
Однако моделирование как
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования2.
Методологическая основа моделирования заключается в следующем. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objectum – предмет). Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, то есть определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверки правильности гипотез большое значение в качестве метода суждений имеет аналогия.
Аналогией называют суждение о каком либо частном сходстве двух объектов, причем такое сходство может быть существенным и несущественным. Необходимо отметить, что понятия существенности и несущественности сходства или различия объектов условны и относительны. Существенность сходства (различия) зависит от уровня абстрагирования и в общем случае определяется конечной целью проводимого исследования. Современная научная гипотеза создается, как правило, по аналогии с проверенными на практике научными положениями. Таким образом, аналогия связывает гипотезу с экспериментом.
Гипотезы и аналогии, отражающие реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или сводится к удобным для исследования логическим схемам. Такие логические схемы, упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить эксперименты, уточняющие природу явлений, называются моделями. Другими словами модель (лат. modulus - мера) – это объект заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.
Моделированием называется замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. И.Т. Фролов отмечал, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы»3. Здесь в основе мысль, что модель средство познания, главный ее признак - отображение. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (моделями) и исследование свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования.
Определяя гносеологическую роль теории моделирования, то есть ее значение в процессе познания, необходимо, прежде всего, отвлечься от имеющегося в науке и технике многообразия моделей и выделить то общее, что присуще моделям различных по своей природе объектов реального мира. Это общее заключатся в наличии некоторой структуры (статической или динамической, материальной или мысленной), которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.
Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.
Обобщенно моделирование можно определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в неком соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
Следует отметить, что с точки зрения философии моделирование – эффективное средство познания природы. Процесс моделирования предполагает наличие:
По отношению модели исследователь является, по сути дела, экспериментатором, только в данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Надо иметь в виду, что любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении. Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Следует помнить о том, что критерием истины являются опыт, практика, экспериментальное исследование.
Как методология научных
По своей сути математическое моделирование есть метод решения новых сложных проблем, поэтому исследования по математическому моделированию должны быть опережающими. Следует заранее разрабатывать новые методы, готовить кадры, умеющие со знанием дела применять эти методы для решения новых практических задач.
Академик А. А. Самарский, один из основоположников вычислительной математики и математического моделирования в нашей стране, создатель ведущей школы в области математического моделирования, понимал под вычислительным экспериментом такую организацию исследований, при которой на основе математических моделей изучаются свойства объектов и явлений, проигрывается их поведение в различных условиях и на основе этого выбирается оптимальный режим5. Другими словами, вычислительный эксперимент предполагает переход от изучения реального объекта к изучению его математической модели. Такой моделью, как правило, является одно или несколько уравнений. Более строго математические модели будут определены ниже.
Впервые вычислительный
эксперимент начал
Информация о работе Философские аспекты математического моделирования