Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:07, контрольная работа
Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.
Основные положения концепции З. Фрейда.
Неофрейдизм. Его характеристика и основные представители.
Приведите характерные высказывания из произведений
З. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения
автора.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ЗФЭИ
Кировский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
Философские аспекты психоанализа
Студент |
Половникова Кристина Константиновна |
Специальность |
Бакалавриат бизнес-информатики |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
100.11/120028 |
Группа |
ФБ-ИУ100 |
Преподаватель |
Останина О.А. |
Киров 2013г |
|
Содержание
Основные положения концепции З. Фрейда.
Неофрейдизм. Его характеристика и основные представители.
Приведите характерные высказывания из произведений
З. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения
автора.
Введение
Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное - бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного - от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.
Философия ХХ века стала уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.
Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.
Как пример немарксистской философии XIX-XX вв., рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма и неофрейдизма.
Основные положения концепции З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд (6.5.1856) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 годах работал в Венском физиологическом институте и Э. Брюкке, где познакомился с взглядами школы Г. Гельмгольца, энергетические идеи которого Фрейд позднее перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины в 1881г. С 1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", а в 1910 - международную психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им. Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией (1938г.) эмигрировал в Великобританию.
Психоанализ - первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод - анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений - позволяет сделать ранее "скрытые", доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания "явным" в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.
В начале исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.
Фрейд полагал, что душевная жизнь - это "последовательный непрерывный процесс". Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением в определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни "кажутся" возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, пред сознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.
Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта - потребность в жидкости, жажда). По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. "Объект" - это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приготовление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация - напряжением... И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.
В самом начале жизни половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.
Основная потребность ребенка после рождения - это потребность в питании. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти "побочные" ритуалы помогают уменьшить напряжение, так как ассоциируются ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска, пальцы, игрушка). Таким образом, рот - первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. По Фрейду, это оральная стадия сексуального развития.
По мере взросления "зоны удовольствия" распространяются на новые области тела, однако определенная часть анергии остается постоянно "привязанной" к оральной зоне. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т. п. Некоторые оральные привычки, такие, как грызение ногтей, курение, кусание, расцениваются как проявление неполной психической зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином "фиксация" Фрейд обозначал задержку, застревание на одной из стадий сексуального развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои потребности более приятными "детскими" способами, а не адекватными нормальному развитию.
В структуре личности Фрейд выделяет Ид. Эго и супер-Эго (Оно" Я, сверх-Я).
Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, "содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников".
Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством "неудовольствия", уменьшение - релаксацией, чувством "удовольствия". Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.
Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда неправильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. "Супер-Эго ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей".
Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.
От напряжения, испытываемого ноя воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.
Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти "комплексы" продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода "наружу". Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Отрицание - это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях "пропускать" в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: "В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные".
Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти "оправдательные" объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.
Реактивные образования - это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция - это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.
Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может "дать" ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.