Философские аспекты психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.

Содержание работы

Основные положения концепции З. Фрейда.
Неофрейдизм. Его характеристика и основные представители.
Приведите характерные высказывания из произведений
З. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения
автора.

Файлы: 1 файл

filkr2.doc

— 201.84 Кб (Скачать файл)

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, "спустить пар", время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу "глупостей".

Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Таким образом, "механизмы защиты - это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений". Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз - проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерий, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, "чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от супер-Эго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид".

 

Неофрейдизм. Его характеристика и основные представители

Неофрейдизм -- îáøèðíîå íàïðàâëåíèå â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè, âîçíèêøåå â 30-õ ãã., èñòîêîì êîòîðîãî áûëè èäåè 3. Ôðåéäà. Åãî êðóïíûìè ïðåäñòàâèòåëÿìè ÿâëÿþòñÿ Ê. Õîðíè, Ý. Ôðîìì, Ã. Ñàëëèâåí. Åãî ïîÿâëåíèþ ñïîñîáñòâîâàë, ïî-âèäèìîìó, íîâûé íå íåâðîòè÷åñêèé òèï áîëüíûõ, êîòîðûå æàëîâàëèñü ñêîðåå íà íåóäà÷è, áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, íåïðèñïîñîáëåííîñòè, ÷åì íà ñïåöèôè÷åñêè íåâðîòè÷åñêèå ñèìïòîìû. Ýòî áûëè ïðåæäå âñåãî ïðåäñòàâèòåëè äåëîâûõ êðóãîâ, ïðàêòèêîâ, ñïåöèàëèñòîâ-ïðîôåññèîíàëîâ, ñëóæàùèõ. Îíè â ïåðâóþ î÷åðåäü èñïûòàëè âëèÿíèå äåïðåññèè 30-õ ãîäîâ, ïîñëåäîâàâøåé çà ýêîíîìè÷åñêèì êðèçèñîì 1929 ãîäà. Ýòè òðóäíîñòè îòðàçèëèñü â ñóäüáå êàæäîãî ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó äëÿ àíàëèçà ïðè÷èí çàáîëåâàíèÿ áûëî íåäîñòàòî÷íî ïîãðóçèòüñÿ â ëè÷íûå ñåìåéíûå äðàìû, îãðàíè÷èòüñÿ ìèðîì «ß» è ñåìüè.  ðåçóëüòàòå ó÷åòà äåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ è âîçíèê íåîôðåéäèçì êàê ñîöèàëüíî îðèåíòèðîâàííàÿ ôîðìà ïñèõîàíàëèçà.

Ê. Õîðíè (1885--1952) âûñòóïèëà ñ ñîöèîëîãèçèðîâàííûì âàðèàíòîì ôðåéäèçìà, â êîòîðîì ïîñòàâèëà ïðîáëåìó ñîöèàëüíîé (â òåðìèíîëîãèè Õîðíè, êóëüòóðíîé) îáóñëîâëåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ õàðàêòåðà ÷åëîâåêà è íåâðîçîâ. Ïîä âëèÿíèåì îïûòà âðà÷åáíîé ðàáîòû ïðèøëà ê âûâîäó î òîì, ÷òî «íåâðîçû è ñàì ñêëàä ëþäåé â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ âî ìíîãîì îòëè÷àþòñÿ îò òîãî, ÷òî ÿ íàáëþäàëà â åâðîïåéñêèõ ñòðàíàõ, è ïîíÿëà, ÷òî ýòî ìîæíî îáúÿñíèòü òîëüêî ðàçíèöåé öèâèëèçàöèé».

Õîðíè çàìåíÿåò ïðåèìóùåñòâåííî áèîëîãèçàòîðñêóþ îðèåíòàöèþ Ôðåéäà íà ýâîëþöèîííî-ñîöèîëîãè÷åñêèé ïîäõîä. Õîðíè îáðàòèëà âíèìàíèå íà íåêîòîðûå òèïè÷íûå äëÿ ñîâðåìåííîãî êàïèòàëèñòè÷åñêîãî îáùåñòâà àñïåêòû, êàê, íàïðèìåð, ñîðåâíîâàíèå â ñìûñëå ñîïåðíè÷åñòâà, êîíêóðåíöèè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ íå òîëüêî äâèæóùåé ñèëîé ýêîíîìèêè, íî ïðîíèçûâàþò òàêæå ëè÷íóþ æèçíü. Âñå ÷åëîâå÷åñêèå îòíîøåíèÿ â ñåìüå, ìåæäó ðîäíûìè, â øêîëå, â îáùåñòâå, â ëþáâè èìåþò õàðàêòåð ñîïåðíè÷åñòâà. Íåîáõîäèìîñòü ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ äðóãèìè, ïðèòÿçàíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ðåàëüíûå âîçìîæíîñòè ñâîåãî íåóñïåõà è óñïåõà äðóãèõ -- ñ äðóãîé, âûçûâàþò òÿæåëûå ïåðåæèâàíèÿ -- ñòðàõ ïåðåä âîçìîæíîé íåóäà÷åé, ÷óâñòâà íåïîëíîöåííîñòè, çàâèñòè è ïîñòîÿííîé òðåâîæíîñòè.

Ã. Ñàëëèâåí (1892--1949) -- ïñèõèàòð-ïðàêòèê, ïðåïîäàâàòåëü è ðåäàêòîð æóðíàëà «Ïñèõèàòðèÿ», àâòîð êîíöåïöèè ìåæëè÷íîñòíîé ïñèõèàòðèè. Ýòà êîíöåïöèÿ -- äðóãàÿ ôîðìà ñîöèàëèçèðîâàííîãî ïñèõîàíàëèçà. Åå îñíîâó ñîñòàâëÿåò òåçèñ î ðîëè ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè è ïðîöåññà åå ðàçâèòèÿ. Ïðè ýòîì çàäà÷à âîñïèòàíèÿ ñâîäèòñÿ ê ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ÷åëîâåêà. Ñòðåìÿñü ê îáúåêòèâíîìó, ïî òèïó òî÷íûõ íàóê, îïèñàíèþ ïñèõè÷åñêèõ ôàêòîâ, Ñàëëèâåí ðàçðàáîòàë ñïåöèàëüíóþ òåðìèíîëîãèþ.

Ëè÷íîñòü îïðåäåëÿåòñÿ êàê «îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâàÿ ìîäåëü ïîâòîðÿþùèõñÿ ìåæëè÷íîñòíûõ ñèòóàöèé, õàðàêòåðèçóþùèõ ÷åëîâå÷åñêóþ æèçíü». Ëè÷íîñòü íåëüçÿ èçîëèðîâàòü îò èíòåðïåðñîíàëüíûõ îòíîøåíèé, ÷åëîâåê âñåãäà ÷ëåí «ñîöèàëüíîãî ïîëÿ» è ìîæåò áûòü ïîíÿò òîëüêî â ýòîì êîíòåêñòå.

Èñòî÷íèêîì àêòèâíîñòè, ïî Ñàëëèâåíó, ÿâëÿåòñÿ ýíåðãèÿ, ñâîéñòâåííàÿ îðãàíèçìó èçíà÷àëüíî. Âñå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû, âñå ïðèîáðåòåííûå ïðèâû÷êè è ôîðìû ïîâåäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ñïîñîáàìè òðàíñôîðìàöèè ýíåðãèè è íàçûâàþòñÿ «äèíàìèçìàìè».  ñóììå îíè ñîñòàâëÿþò «ß-ñèñòåìó», êîòîðàÿ îáðàçóåòñÿ â ðàííåì äåòñòâå.

Ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà ñïîñîáñòâóåò îâëàäåíèå ÿçûêîì, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî ïðîèñõîäèò îáðàçîâàíèå «ñèíòàêñè÷åñêîãî îïûòà», îòêðûâàþùåãî âîçìîæíîñòè îñâîåíèÿ îáùåçíà÷èìîãî ñïåöèàëüíîãî îïûòà (ñèíòàêñèñó ïðåäøåñòâóåò ïðîòàêñèñ è ïàðàòàêñèñ -- ôîðìû äîðå÷åâîãî îïûòà).

Ñàëëèâåí ðàçâèâàåò âàæíûå èäåè î çíà÷åíèè è ìåñòå ñâÿçåé è îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñòàâàÿñü ïðè ýòîì, îäíàêî, â ðàìêàõ ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ ó÷åíèé î ÷åëîâåêå.

Ý.Ôðîìì (1900--1980) -- ñàìûé âèäíûé ïðåäñòàâèòåëü ïñèõîëîãèè íåîôðåéäèçìà. Ðàçðàáîòàë êîíöåïöèþ, êîòîðóþ íàçâàë «ðàäèêàëüíî-ãóìàíèñòè÷åñêèì ïñèõîàíàëèçîì».

Öåíòðàëüíîå ìåñòî â ñèñòåìå Ý. Ôðîììà çàíèìàåò ðàçðàáîòêà èäåè îá îáùåñòâåííîé îáóñëîâëåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé, â òîì ÷èñëå áåññîçíàòåëüíîé, ïñèõèêè..  òðàêòîâêå ýòîé èäåè Ôðîìì äîñòèã íàèáîëüøåé, ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïðåäñòàâèòåëÿìè íåîôðåéäèçìà, êîíêðåòíîñòè è ãëóáèíû. Èñïîëüçîâàíèå èì ïðè ýòîì ó÷åíèÿ Ìàðêñà, îòäåëüíûõ òðóäîâ Ëåíèíà âûëèëîñü, îäíàêî, â îäíó èç ðàñïðîñòðàíåííûõ â áóðæóàçíîé íàóêå ïîïûòîê ñîåäèíèòü Ôðåéäà ñ Ìàðêñîì, êîòîðàÿ, êàê è âñå äðóãèå, îêàçàëàñü íåñîñòîÿòåëüíîé. Ôðîìì ÿâëÿåòñÿ òàêæå àâòîðîì ðàáîò, ïîñâÿùåííûõ èññëåäîâàíèþ îñíîâíûõ ðåëèãèîçíûõ êîíöåïöèé -- èóäàèçìà, õðèñòèàíñòâà, äçåí-áóääèçìà.

Òàê æå êàê Ñàëëèâåí è Õîðíè, Ôðîìì îòâåðãàåò áèîëîãèçì Ôðåéäà è ïûòàåòñÿ ïîíÿòü ÷åëîâåêà â çàâèñèìîñòè îò ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî ñóùåñòâîâàíèÿ.  îòëè÷èå îò îáùèõ óòâåðæäåíèé Õîðíè î ðîëè êóëüòóðû Ôðîìì àíàëèçèðóåò ýêîíîìè÷åñêóþ, ñîöèàëüíóþ è ïîëèòè÷åñêóþ ñòðóêòóðó îáùåñòâà.

Èñõîäíûì òåçèñîì Ôðîììà ÿâëÿåòñÿ ïîëîæåíèå îá îñîáåííîñòÿõ ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ, êà÷åñòâåííî îòëè÷íîãî îò ñóùåñòâîâàíèÿ æèâîòíûõ. «×åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâîâàíèå íà÷èíàåòñÿ òîãäà, êîãäà îòñóòñòâèå ôèêñàöèè äåéñòâèÿ èíñòèíêòàìè äîñòèãàåò îïðåäåëåííîé ñòåïåíè, êîãäà àäàïòàöèÿ ê ïðèðîäå òåðÿåò ñâîé ïðèíóäèòåëüíûé õàðàêòåð, êîãäà ñïîñîá äåéñòâèÿ íå ôèêñèðîâàí áîëüøå íàñëåäñòâåííî çàäàííûìè ìåõàíèçìàìè. Äðóãèìè ñëîâàìè, ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâîâàíèå è ÷åëîâå÷åñêàÿ ñâîáîäà íåðàçäåëèìû ñ ñàìîãî íà÷àëà.

 

3. Приведите характерные высказывания из произведений 3. Фрейда и 
объясните их

 

По Фрейду: 1. «Человек есть животное стадное, он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарём орды». (Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». Труды разных лет. Т. 1. Тбилиси, 1991.)

  2. «В рамках влюблённости прежде всего бросается в глаза феномен сексуального повышения оценки, тот факт, что любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц, или чем в то время, когда это лицо ещё не было любимо». (Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». Труды разных лет. Т. 1. Тбилиси, 1991.) 

 

  1. То, что человек - существо стадное, несомненно. Если он вдруг окажется в толпе, оттуда ему не выбраться. Куда большинство - туда и он. Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованное общество, тогда и управлять легче, да и народу не так обидно будет, если что вдруг сложится не так. Стадному чувству хорошо располагает отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы. Масса, в отличие от одного человека, очень ослаблена интеллектуально, склонна к бурному, под час слишком бурному выражению своих чувств, будь то гнев или радость, она выплёскивает свою эмоциональную энергию через действия. Это и многое другое является переходом на более низшую психологическую ступень, на какой находятся дикари.

2. Человек, влюбившись в кого-то, теряет голову. Он не видит ничего, кроме своего объекта обожания, в том числе и его недостатков и изъянов. А следовательно, если чувства неприязни, осуждения вытесняются, появляется ощущение, что объект любим именно за это самое своё совершенство. Человек любим, словно собственное «Я», из этого можно сделать вывод, что в данном случае наблюдается некий нарциссизм. Тот, кто любит, ищет в объекте своей любви свой идеал, совершенство, может быть то, чего сам он в жизни достичь не смог. Появляется зависимость от этой влюблённости, личность человека, его собственное «Я» полностью поглощены влюблённостью, отсюда самопожертвование, смирение, уступчивость, в некоторых случаях даже нанесение вреда себе.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, что же мы выяснили, исследовав достаточно подробно два течения философии, имеющих место в XIX-XX веках??

Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Иррационализм стремится показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.

В «философии жизни» на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2006.
  2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Рассел Бертан. История западной философии. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  4. Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
  5. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  6. Рычков А.К. Философия : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 

 

 

    

 


Информация о работе Философские аспекты психоанализа