Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:55, реферат
В конце 60-х – начале 70-х гг. у Мердок возникает интерес к философии древнегреческого мыслителя Платона, под влиянием которой читательница создает романы «Приятное и доброе», «Сон Бруно», «Черных принц». Она отбрасывает мистическое начало в философии Платона, отчасти модернизирует ее, делая акцент на учении Платона об Эросе, о любви как творческом начале жизни. Говоря о философском содержании романов Мердок, следует отметить, что особой глубиной оно не отличается.
Философские аспекты в романе А.Мердока «Черный принц»
В конце 60-х – начале 70-х гг. у Мердок возникает интерес к философии древнегреческого мыслителя Платона, под влиянием которой читательница создает романы «Приятное и доброе», «Сон Бруно», «Черных принц». Она отбрасывает мистическое начало в философии Платона, отчасти модернизирует ее, делая акцент на учении Платона об Эросе, о любви как творческом начале жизни.
Говоря о философском содержании романов Мердок, следует отметить, что особой глубиной оно не отличается. Философское начало проявляется в идейных спорах, которые ведут персонажи, в сюжетном развитии произведения, в конфликтной ситуации. Но используя идеи того или иного учения, романистка сознательно упрощает их, приспосабливает к интересующей ее психологической или моральной и даже бытовой ситуации. В каждой используемой Мердок теории она пытается выделить то, что поддается непосредственному конкретному и художественному воплощению, с очевидностью обытовляются философские коллизии. Философия нередко подсказывает ей подходящую систему символов и лейтмотивов.
Проблема духовности
Айрис Мердок в течение ряда лет преподавала философию в Оксфордском университете. Она – автор работ по философии. В качестве основной проблемы литературы Мердок выдвигает проблему человеческой личности. По мнению писательницы, роман должен повествовать о сложной нравственной жизни человека и о загадочности человеческой индивидуальности; должен говорить о том, что человеческая личность представляет необыкновенную ценность.
По определению Мердок, роман – это картина и комментарий человеческого существования. Писательница связывает роман с философией. Однако философия нашего времени для нее – это идеалистическая буржуазная философия. Отсюда проистекают многие противоречия ее творчества. Писательница выступила против романа-мифа, романа-притчи, представляющих человека абстрактно. Она сторонница такого философского романа, в котором восстанавливается ощущение полноты и сложности человеческой жизни. Роман должен заключать в себе «трагическое открытие». Айрис Мердок говорит о том, что литература приняла на себя некоторые задачи, которые раньше выполнялись философией. В романе необходимы красноречие и рассуждение. Однако подлинно философским может быть только такой роман, который не теоретизирует о человеке, а изображает неповторимую человеческую личность. Роман должен говорить о человеке правду.
В романе «Черный принц», одном из лучших произведений Айрис Мердок, игра случайностей в жизни писателя Брэдли Пирсона не только мешает ему осуществить свое стремление поехать в такое место, где бы он в уединении мог спокойно творить – писать новый роман; но, более того, эта игра случайностей втягивает его в сложные отношения с семьей писателя Арнольда Баффина, которые в конце концов завершаются трагедией; невиновного Брэдли Пирсона обвиняют в убийстве Арнольда Баффина, осуждают на тюремное заключение, обрекают на смерть в тюрьме. За игрой случайностей явно проглядывает злая воля типичных представителей буржуазного общества – жены Арнольда Рейчел Баффин и других. Рейчел из ревности убила своего мужа, но на суде говорит о том, что убийцей был Брэдли Пирсон. Любовь в этом романе показана как роковая страсть, как таинственный аффект, как «черный эрос», который неожиданно овладевает душой и телом человека и заставляет его совершать странные поступки. Немолодой уже Брэдли Пирсон влюбился в юную дочь Баффинов – Джулиан. Их счастью противится Арнольд, который добивается их разрыва.
Гуманистическое содержание романа – не только в выражении идеала добра, но и в теме творческого труда. Идея добра сливается с идеей духовной силы творчества. Трагедия Брэдли Пирсона – это также и трагедия художника. Он относится к писательскому труду как к святому делу, оно составляет смысл его жизни, и он создает подлинные художественные произведения, не думая о вознаграждении, о житейской суете. Брэдли Пирсон, истинный творец духовных ценностей, противостоит другому писателю – Арнольду Баффину, который, профанируя искусство, публикует бесчисленные ремесленные поделки на потребу обывателю и ради своего преуспеяния в обществе.
Важную роль в романе играет символический образ «черного принца».
Это и тема Гамлета, воплощающая серьезные философские раздумья о мрачных сторонах бытия, это и тема «черного эроса», который всецело подчиняет себе эмоции и разум человека, это и тема непреходящего значения истинного искусства, возникающего на основе сложной жизненной борьбы и человеческих страданий. Сам текст романа «Черный принц» представлен Айрис Мердок в качестве рукописи, созданной Брэдли Пирсоном в тюрьме и изданной уже после его смерти. По мнению Мердок, трагическая жизнь творца стала залогом подлинной художественной ценности произведения.
Айрис Мердок стремится писать в духе реалистических традиций английской литературы. Для ее романов характерно романическое начало. Однако писательнице не удается полностью перейти на позиции реалистического метода, ей мешают современные буржуазные философские теории, к которым она часто обращается в своем творчестве.
70-е гг. - расцвет творчества Айрис Мердок: платонические идеи с неизжитыми идеями философии экзистенциализма.
В романах 70-х гг. - «Черный Принц» (1973) на первый план выдвигается философская проблема случайностей и необходимости в жизни человека, в жизни действует нечто неизбежное, определяющее судьбы людей. Но это «неизбежное» создается самими людьми: их страстями, поступками, путаницей их отношений, злыми побуждениями.
Писательница смело показывает пороки современного английского общества.
В своих произведениях Медок призывает людей к отказу от эгоизма и противопоставляет ему понятие, которое можно передать словами Добро и даже Благо.
У Платона она берет прежде всего его учение об Эросе, через него переоценивая как свое понимание людей и взаимоотношений между ними, так и свое понимание Блага как философской категории. Мердок отбрасывает мистику в учении одного из основоположников объективного идеализма и принимает его учение о творческом начале в любви.
Практически за принятием учения Платона об Эросе лежит принятие творческого начала и отказ от негативного, т.е. в конечном итоге победа философского оптимизма над пессимизмом.
К книгам Мердок трудно приспособиться потому, что они необычное явление в современной литературе. В них много непривычных крайностей: то все слишком ясно, то слишком туманно, читателя то переносят в приподнятую романтическую атмосферу, то больно ранят правдой.
Для романов Мердок характерно романтическое начало, она умеет показать разные стороны любви и человеческих переживаний.
Ее творчество занимает достойное место в литературе Англии 20 в.
Опираясь на идеи античного философа Платона, Айрис Мердок в романе «Черный принц» (1973) моделирует свои философские взгляды, в связи с этим есть основания акцентировать внимание на проявлении в этом произведении ее платонизма – многогранного и пронизанного символизмом. Стремление современного художника представить в художественной форме свое оригинальное мировидение послужило толчком для обращения к условности. Для Айрис Мердок особое значение приобретает метафора. Универсальным символом названия романа Айрис Мердок выступает тайна этимологии имени. Символизм имен в романе «Черный принц» предстает перед глазами автора и читателя в виде зашифрованных, таинственных символов, ориентированных на изотерические знания человека о тайных именах, которые на первый взгляд завуалированы.
Актуальность проблемы символики названия заключается в неослабевающем стремлении приблизиться к глубинному первоисточнику образности, трансформируя современное сознание. Автор опирается на реальные, эмпирически знакомые художественные искания в ХХ в., создает картину, где нацеленно обращается к иносказательному образу. Для осмысления данного вопроса есть необходимость обратиться к двум наиболее неясным символическим моментам – к символике заглавия и послесловию издателя – Локсия.
В названии романа «Черный принц» отображена связь с шекспировским «Гамлетом» вот только персонаж в «черном» у Мердок выступает не в роли принца, а скорее в роли черного Эроса. Шекспировской трагедии уделено особое внимание: в повествование вплетены реминисценции из «Гамлета»; роман выстроен как вариация на тему шекспировской трагедии. И тема любви Бредли Пирсона и Джулиан Баффен сопровождается мотивом «Гамлета», символизирующим единение искусства и любви, страсти и трагедии.
Также название книги «Черный принц» нужно осмыслить и через другие системы аналогий: «князь тьмы» (опираясь на «Повелителя мух»Уильяма Голдинга ); миф об Эросе и Аполлоне (образ Аполлона – сложный синтез двух начал, нашедший свое воплощение в фигурах Локсия, что в переводе с древнегреческого означает (неясный, темный, кривой),и имеющей аналогии с библейским образом дьявола, князя тьмы (Люцифер) и его антипод – Феб
(чистый, светлый)). Важен и исторический контекст: прообразом главного героя Бредли Пирсона – по наиболее распространенной в Англии версии, был сын английского короля Эдуарда III. Локсий – загадочная фигура в романе. Персонажи романа гадают в «послесловиях», кто же он на самом деле, выдвигая различные версии: от преуспевающего писателя, который получит хороший гонорар за мемуары преступника до несуществующего образа, являющегося измышлениями душевнобольного.
Подытоживая вышесказанное, мы приходим к выводу, что роман А. Мердок многоуровневое по своей природе произведение: каждый образ наполнен внутренним противостоянием добра и зла, и само название романа, в соотнесенности с текстом книги, наполняется скрытыми от изначального восприятия смысловыми оттенками и помогает раскрыть и понять творческие замыслы писательницы.
Роль названия романа «Черный Принц» в понимании художественных особенностей произведения
В своем послесловии к роману А.Мердок «Черный Принц», напечатанном в журнале «Иностранная литература» М.Урнов справедливо пишет «Роман Мердок заслуживает сочувственных раздумий и не праздных споров».
Для анализа названия романа приходится прежде всего обратиться к двум наиболее неясным символическим моментам - к смыслу заглавия и послесловия издателя некоего таинственного мистера Локсия М.Урнов пишет, что по-видимому здесь нет речи об Эдуарде, известном в Английской истории как Черный Принц (сына английского короля Эдуарда и знаменитом полководце). Да по-видимому нет. Но книга предназначена для английского читателя, который знает только этого Черного принца и подумает прежде всего о нем.
Не только мистификация, но и своеобразное сопоставление таится в заглавии.
Бесстрашный и жестокий средневековый завоеватель, заливавший кровью Францию и Испанию, приказавший вырезать всех жителей восставшего города Лиможа, своего рода «сверхчеловек» средневековья - и жалкий налоговый инспектор смешной и несчастный старик, мечтающий о славе и любви…
Сопоставление это пронизано иронией, которую А.Мердок вслед за романтиками считает обязательным принципом творчества.
Второй смысл заглавия более очевиден. Черный Принц - это Гамлет в его традиционном черном костюме. Но здесь происходит своеобразное раздвоение шекспировского образа: Гамлетом можно назвать не только героя, но и героиню: она играет Гамлета на школьной сцене, появляется в костюме Гамлета, ее образ неразрывно связан с образом Гамлета для Бредли Пирсона. И маленькой копии Гамлета, милой и доверчивой Джулиан, предстоит пережить трагедию датского принца: потерять при таинственных обстоятельствах обожаемого отца и всю жизнь мучиться сомнениями, кто стал его убийцей. Но если говорить о Бредли Пирсоне как о более близкой «тени Гамлета», то нельзя забывать, что шекспировский Гамлет долгие дни мечтал о места и к тому же убил отца своей возлюбленной Полония…
Третий смысл заглавия, конечно, философский, неоплатонический, ведь А.Мердок отошла от экстенциализма и увлеклась учением Платона. «Черный Принц», согласно признаниюгероя, это «Черный Эрот», демон чувственной любви, которому он поклонялся с ужасом.И, по его же словам, черный Эрот - «лишь слабая тень более великого и грозного божества».
И здесь мы вынуждены обратиться к фигуре Локсия издателя мемуаров Бредли и друга, обретенного им в тюрьме.
Локсий - единственная символическая фигура в романе. Недаром остальные участники разыгравшейся жизненной драмы в своих маленьких «послесловиях» гадают кто же он.
Для Кристиан, деловой и преуспевающей хозяйки салона мод, это деловой и преуспевающий, процветающий издатель, которому мемуары преступника принесут несомненную прибыль.
Для претендующей на добродетель Рейчел - это злодей, музыкант из зависти убивший другого преуспевающего, великого музыканта.
Сам Локсий признает этот сальереганский образ наиболее близким к его подлинной сущности.
Сквозь зыбкие черты мистера Локсия начинает угадываться определенный образ.Здесь нам может прийти на помощь лингвистический анализ, которому отдана дать и сама писательница (имена в ее романах не даются случайно, почти все они имеют определенный смысл).
Слово «Локсий» значит по-гречески «кривой». Слово «Локсий» близко по своему звучанию к слову «Люцифер», означающему дьявола, сатану…
Одно из библейских наименований сатаны - «Князь тьмы». По-английски - «Принц Тьмы».
Итак, слова «Черный принц»? Все стаовится на свои места. истер Локсий разгадан.
Конечно, с выделением этого образа роман приобретает мистический оттенок, из-за античного облика Платона выступает философский мистик Кырхегор, один из кумиров писательницы. Но еще сильнее сказывается здесь влияние готики, «черного» романа с его таинственными, фантастическими образами, с прямым вмешательством сатаны в жизнь людей.
Смысл названия романа «Черный Принц» многозначен, что дает читателю возможность найти для себя свой смысл в этом названии или же выбрать любой из предложенных.
Особенности изображения главного героя в романе «Черный Принц»
Человеческое развитие Бредли Пирсона делится на две половины, если не считать эпилога: на долгую жизнь и мгновение, «драматическую кульминацию». Он «был женат, потом перестал быть женат» терпел и готовился. Работал налоговым инспектором, написал три книги, но они не в счет.
Информация о работе Философские аспекты в романе А.Мердока «Черный принц»