Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:55, реферат
В конце 60-х – начале 70-х гг. у Мердок возникает интерес к философии древнегреческого мыслителя Платона, под влиянием которой читательница создает романы «Приятное и доброе», «Сон Бруно», «Черных принц». Она отбрасывает мистическое начало в философии Платона, отчасти модернизирует ее, делая акцент на учении Платона об Эросе, о любви как творческом начале жизни. Говоря о философском содержании романов Мердок, следует отметить, что особой глубиной оно не отличается.
С самого начала мы почувствовали жанр сатиры, направленной автором на самого героя.
Уже профессия героя - налоговый инспектор - вызывает усмешку английского читателя. Бредли безмерно одинок, равнодушен и враждебен к людям.
Ему чужда естественная потребность отцовства он не любит детей и не понимает тех людей, которые хотят их иметь.
Поражает картина сияющей летней природы в восприятии Бредли: он говорит о назойливо зеленом цвете деревьев, о безлюдных пернатых песнопевцах, оглашающих воздух лирической бессмыслицей. Бредли не любит музыку, он приходит от нее в ярость. По этому поводу он сам говорит о себе: «Увы, я принадлежу к тем, кто, выражаясь словами Шекспира, «способен на грабеж, измену, хитрость».
Бредли Пирсон размышляет и рассуждает много «Вся моя жизнь - одни мысли», - говорит он. Самопризнания Бредли Пирсона многочисленны, они должны служить расчетом его полнейшей искренности и совершенной доверительности.
Они, как и весь его «Черный Принц», - интимная исповедь, обращенная к одному лицу только ему и предназначенная.
Бредли исповедуясь, говорит, что «титанический мыслитель» уживался в нем «с осмотрительным, совестливым обывателем, полным моральных запретов и общепринятых страхов».
Трагедия Бредли Пирсона - это также и трагедия художника. Он относится к писательскому труду как к святому делу, оно составляет смысл его жизни, и он создает подлинные художественные произведения, не думая о вознаграждении, о житейской суете. Бредли Пирсон, истинный творец духовных ценностей. Сам же Бредли Пирсон не считает себя великим художником.
«Мне», - пишет Пирсон, - часто приходило в голову, когда я задумывался поглубже, - что я плохой художник, потому что я трус, не настало ли время высказать смелость в жизни и тем заявить о своей смелости в искусстве, даже, может быть таким образом обрести ее».
Когда Бредли Пирсон «задумывался поглубже» - ведомо только ему одному, а какое дерзновение в жизни он наконец высказал, обретя смелость в искусстве, - это известно точно.
Он влюбился в 20-летнюю дочь своего друга, Джулиан, после того, как чуть не сошелся с ее матерью, и овладел ею - не без физических затруднений и укоров совести.
Для Арнольда Баффина «смелость» Пирсона - неотступное стремление «престарелого мужчины» «удовлетворить сексуальные потребности», для самого Пирсона - это «что-то другое, более важное, его предназначение», нечто ниспосланное свыше.
Словом человеческом развитие Бредли Пирсона характеризует его «творческое развитие» его суть и меру, и свидетельствует высокое представление Бредли Пирсона о себе как писателе божьей милостью - мистификация.
Бредли Пирсон - самое значительное лицо в «Черном Принце», он крупнее и лучше лиц его окружающих.
Под его пером они выглядят много достойнее, чем когда выговариваются сами. Многие высказывания Бредли Пирсона по важным и принципиальным вопросам искусства и жизни совпадают с высказываниями самой Мердок.
Бредли страшен, но он и комичен. Соединенное обаяние оперной музыки и пылкой любви вызывает у него… приступ рвоты. Объяснение в любви к Джулиан протекает над мусорной урной во время этого приступа. Таким сатирическим приемом писательница показывает внутреннюю мерзость души Бредли. Авторской иронией пронизано восторженное восклицание наивной Джулиан: «Никого никогда еще не рвало из-за меня».
В «исповеди» Бредли Пирсона часто встречаются достойные описания вещественного мира, предметного окружения, материальной среды, в которой он пребывает. Характерный случай - подробное описание его гостиной.
Бредли Пирсон нередко, как думается, обращается к творческому опыту Джорджа Мередита, но в противоположность ему заметно укрепляет связь с предметным миром и в этом отношении следует традиции правоописательного романа.
Бредли Пирсон герой единственный в романе, кто по-настоящему любит. Ему же одному дано творить. Таким образом, он соединяет в себе две сути Эрота.
Через любовь Бредли вошел в иной мир. Кроме того, он был художником, а значит, был «не от мира сего». Поэтому этот мир его не принимал.
Бредли отчаивается, стремится «возлюбить» другого больше, чем самого себя», но не может этого сделать в мире бездуховности, лжи и нечистоплотности.
Но Пирсон выстоял, он разорвал - волей судьбы - старые связи и остался со своей любовью и написал свою книгу. Он даже обрел друга.
Так кто же он - Бредли Пирсон? - гений или чудак - это дано знать лишь самой Мердок.
Для каждого читателя есть свой Бредли Пирсон, злой или добрый, великодушный или нет, одно несомненно - он прекрасный писатель, пусть создавший только одно великое произведение за всю свою жизнь, и имея ему - «Черный Принц».
Заключение
Изучив творчество и произведения А. Мердок , можно прийти к выводу, что их творчество многообразно и неоднозначно.
В ее романах есть элементы детектива, сатиры, сюжеты всегда интересны и необычны.
Для романов А. Мердок характерно романтическое начало, она стремится писать в духе реалистических традиций английской литературы. Однако писательнице не удается полностью перейти на позиции реалистического метода, ей мешают современные буржуазные философские теории, к которым она часто обращается в своем творчестве.
Во всех романах Мердок основой движущей силой остаются поиски необычного в обычном, странного в обыкновенном. Вот почему каждая ее книга - неожиданность.
Книги Мердок - лирические романы, обновляющие привычное восприятие мира. Мердок пишет о зарождении любви, об угасшей любви, о ее вспышках.
Таким образом, в зарубежном литературоведении романы и философские работы Мердок рассмотрены довольно глубоко.
Особенно тщательно были исследованы романы 60-70-х годов. Практически все критики единодушны во мнении, что прозе писательницы присущи реалистические черты. Отмечено, что она не только обращается к экзистенциальной проблематике, но также отражает философские идеи Канта и Платона.
Информация о работе Философские аспекты в романе А.Мердока «Черный принц»