Философские и методологические обоснования исследования современных средств моделирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Философскую концепцию моделирования составляют теория отражения и теория познания, а формально-методическую основу моделирования составляют теория подобия, теория эксперимента, математическая статистика, математическая логика и научные дисциплины, изучающие те предметные области, которые подлежат исследованию методами моделирования.
В данной работе рассматриваются положения науки о истории моделирования, методологии основ моделирования и целесообразности применения бизнес-моделирования для анализа бизнес-процессов предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...……………………………….………….......…….…… 3
1.ИСТОРИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ………………………….. 4
2.МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…… 8
3.МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………… 10
4.БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ…… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………...…… 18

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

“Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ  имени В.В. Куйбышева)”

Институт  радиоэлектроники информатики и  электротехники

Кафедра компьютерных систем и информационной безопасности 
 
 
 
 
 

    Реферат

    к кандидатскому экзамену по истории  и философии науки

    по  специальности 05.13.15

    на  тему: “Философские и методологические обоснования исследования современных средств моделирования предприятия” 
 
 
 
 

    Выполнил:                

    аспирант  кафедры КСИБ

    Осипов  А. А.

    Проверил:

    научный руководитель, к.т.н., доцент

    Добржинский Ю.В. 
 
 
 
 

    г. Владивосток, 2010

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…...……………………………….………….......…….…… 3
1.ИСТОРИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ………………………….. 4
2.МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…… 8
3.МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………… 10
4.БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ:  ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ…… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 17
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………...…… 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Научное исследование есть процесс познания определенной предметной области, объекта  или явления с определенной целью.

    Процесс исследования осуществляется субъектом  и заключается в наблюдении свойств  объектов и выполнении действий с  целью выявления и оценки важных с точки зрения субъекта-исследователя закономерных отношений между показателями данных свойств.

    Моделирование является одним из наиболее эффективных  методов исследования. Оно заключается  в построении и изучении специальных  объектов (моделей), свойства которых подобны наиболее важным, с точки зрения исследователя, свойствам исследуемых объектов (оригиналов). В широком смысле моделирование представляет собой научную дисциплину, в которой изучаются методы построения и использования моделей для познания реального мира.

    Всякая  научная дисциплина, как правило, основывается на исходных понятиях и  определениях, позволяющих однозначно понимать язык, применяемый для изложения  этой дисциплины. Моделирование, как  научная дисциплина, также содержит ряд специальных понятий, которые составляют начало методологических основ этой науки (концептуальная часть науки).

    Философскую концепцию моделирования составляют теория отражения и теория познания, а формально-методическую основу моделирования  составляют теория подобия, теория эксперимента, математическая статистика, математическая логика и научные дисциплины, изучающие те предметные области, которые подлежат исследованию методами моделирования.

    В данной работе рассматриваются положения науки о истории моделирования, методологии основ моделирования и целесообразности применения бизнес-моделирования для анализа бизнес-процессов предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ИСТОРИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ 

    В истории развития бизнес-моделирования, как концептуального подхода к управлению организацией, можно условно выделить четыре этапа: 

    1 этап: 70-е годы XX века 

    В 70-е годы прошлого века начались реализация сложных крупномасштабных проектов совместно специалистами различных  предметных областей (системы вооружения, полеты в космос, атомные электростанции, транспортные сети и т.п.), произошло достаточно серьезное изменение условий функционирования как коммерческих так производственных компаний. Анализ проблем возникающих в деятельности организаций, привел к тому, что они стали рассматриваться как организационно-технические системы, включающие:

    - персонал;

    - оборудование;

    - компьютеры (программное обеспечение);

    - способы их взаимодействия.

    Это в свою очередь вызвало необходимость  в разработке адекватных способов этих элементов в структурированном связном виде. Минимальные требования, которым должно было отвечать описание организации, следующие:

    - однозначность;

    - простота для возможности понимания специалистами различных предметных отраслей;

    - компактность.

    Одной из самых известных методологий описания организаций как организационно-технических систем, стала методология структурного анализа и проектирования систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). Она была разработана американцем Дугласом Россом (D. Ross) в 1973 г. Особенно широкое применение получило одно из подмножеств  SADT   методология функционального моделирования IDEF0 (Integration Definition For Function Modeling). Инициатором ее разработки и  дальнейшей стандартизации было Министерство обороны США.  Методология IDEF0 успешно применялась в военных, коммерческих организациях для решения широкого спектра задач (от разработки  программного обеспечения для оборонных систем до разработки систем материально-технического снабжения и управления финансами).  Наличие возможностей и опыт  применения  IDEF0 в различных предметных сферах, наряду с растущей компьютерной поддержкой сделало ее еще более доступной в использовании. Это в свою очередь, также привело к  широкому использованию IDEF0 как методологии для описания бизнес-процессов организаций.

    Во  многом популярность методологии функционального  моделирования IDEF0 обусловлена простотой  нотации, основными элементами которой  является функциональный блок и стрелка.

    Каждая  из четырех сторон блока имеет  строго определенное значение:

    - левая сторона обозначает входы, т.е. что поступает на вход процесса и будет преобразовано;

    - правая сторона - выход, т.е. что создается на выходе процесса в результате его выполнения;

    - верхняя сторона - управление, т.е. какие требования необходимо выполнить или чем руководствоваться при исполнении процесса;

    - нижняя сторона - механизм, т.е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

    Исходя  из смыслового значения сторон блока, процесс в общем виде можно  определить как деятельность (последовательность работ), которая преобразует Входы в Выходы по правилам и требованиям, уставленным  Управлением, с помощью определенных Механизмов (ресурсов). 

    2 этап:   80-е годы XX века 

    Мощнейший импульс дальнейшему развитию методов  описания деятельности организаций придало широкое внедрение персональных компьютеров, а также разработка информационных систем (или систем автоматизации) компаний различных предметных областей. Потребность в автоматизации бизнес-процессов в свою очередь вызвала необходимость их описания и формализации (читай моделирования) на принципиально другом уровне.

    В зависимости от целей, стоящих перед  специалистами по автоматизации, было разработано достаточно большое  число методологий для описания деятельности организаций, самые известные из которых:

    - функциональное моделирование с использованием диаграмм потоков данных различных нотаций (Йордана/Де Марко, Гейна-Сарсона);

    - информационное моделирование с использованием диаграмм "сущность-связь" различных нотаций (Чена, Баркера);

    - моделирование бизнес-процессов в виде цепочки событий (нотация EPC);

    - динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида, функционально-стоимостного анализа.

    Каждая  из методологий (нотаций) в силу имеющих  место ограничений оптимально решала ту или иную задачу, стоящую перед специалистами по автоматизации.

    Бурное  развитие информационных технологий в 80 г.г., рост объемов разработки  наряду со все более острой необходимостью проектирования "правильного" программного обеспечения "с первого раза", привело к созданию целого отдельного направления программотехники   CASE-технологий (Computer-Aided Software/System Engineering).

    CASE-средства  позволяют уйти от сложностей  "ручного" применения методологий для описания (моделирования) бизнес-процессов, являются средством автоматизации труда специалистов по разработке программного обеспечения (аналитиков, постановщиков задач, проектировщиков, программистов, технических писателей). Они, как правило, предоставляют возможность визуального (графического) описания бизнес-процессов с помощью той или иной методологий (нотации), обеспечивают удобную среду для групповой работы специалистов на всех этапах анализа, проектирования, разработки и сопровождения систем программного обеспечения. 

    3 этап: 90-е годы XX века 

    В начале 90-х годов на Западном рынке  появились первые программные продукты, предназначенные для решения  задач, связанных с организационными вопросами управления организациями. Этому способствовало:

  1. С одной стороны появления значительного опыта по моделированию бизнес-процессов  на основе CASE-технологий.   Понимание того, что моделирование бизнес-процессов первично по отношению к задачам их автоматизации привело к смещению акцентов от задач автоматизации до решения задач общего менеджмента (поскольку по меткому выражению классика: нельзя автоматизировать хаос).
  2. С другой стороны принципиально изменилась бизнес-среда, в которой функционируют современные организации (Интернет, глобализация, доминирование на рынке потребителя и т.д.). Динамика изменений бизнес-среды стала такова, что компаниям приходится постоянно корректировать свою систему управления: стратегию, бизнес-процессы и организационную структуру. Изменения системы управления из отдельных проектов и разовых акций превратилось в постоянный процесс, который должен протекать без потери контроля над действующей системой управления, обеспечивая достижение текущих целей ее функционирования.

    Постепенно  в силу особенностей применения CASE-средств, их стали применять не только для  целей автоматизации деятельности, но и для широкого круга задач бизнес-анализа деятельности организаций. Действительно, наличие у компании модели деятельность "как есть" позволяло построить модель "как должно быть", а в дальнейшем и провести ее реструктуризацию, со значительно меньшими трудностями и рисками.

    Моделирование, направленное на решение организационных  вопросов управления, стало следующим  логичным шагом развития CASE-средств. Они стали охватывать полный цикл построения системы управления: стратегия  - бизнес-процессы - организационная структура - регламентирующие документы - анализ, представляя компаниям новые возможности по осуществлению "регулярного менеджмента".

    Программы, предназначенные для решения  организационных вопросов управления или бизнес-моделирования, выделили в отдельный класс, который на западном рынке получил название "BMS" (Business Modeling Software). К ключевым преимуществам программ этого класса можно отнести:

    - широкие возможности визуального (графического) моделирования компании;

    - обеспечение возможности одноформатного, одинакового понимания бизнес-процессов компании сотрудниками с разным уровнем квалификации, различных подразделений;

    - изначально встроенная поддержка процессного подхода;

    - представление единого информационного пространства для описания всех существенных аспектов ее функционирования;

Информация о работе Философские и методологические обоснования исследования современных средств моделирования предприятия