Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:04, реферат
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.
Содержание
Введение 2
Михаил Васильевич Ломоносов 3
Философские и научные взгляды Ломоносова 6
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Содержание
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.
В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие страны. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. Русская философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии (что, конечно не исключает взаимовлияния, взаимообогащения).
В развитие философии нашей страны внесли свой вклад великие философы и мыслители России, которые известны по всему миру: А.Н. Радищев, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Н.Я.Данилевский, Н.В. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А Бердяев и др. Они внесли огромный вклад в становление и развитие философской мысли в России. Среди таких мыслителей России следует отметить и великого ученого-мыслителя XVIII в. Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) вошел в историю русской культуры как мыслитель, обогативший своими трудами физику, химию, геологию, астрономию, биологию, космогонию, историю, теорию языка и литературы, этнографию и другие области знаний. Он одним из первых в России увидел необходимость сближения, взаимодействия науки и философии, о чем свидетельствует вся его творческая деятельность. В условиях российской действительности того времени его миссия воителя просвещения, выдающегося мыслителя, научного лидера европейского масштаба оказалась тяжелой, а порой и драматичной.
М. В. Ломоносов
родился в семье зажиточного
и предприимчивого крестьянина-
Одержимый жаждой знания, осенью 1730 г. Ломоносов отправляется в Москву, сопровождая по поручению односельчан-поморцев обоз с рыбой. Зачисленный на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, он, "имея один алтын в день жалованья", с "благородной упрямкой" стал "с большим рачением" изучать латинский, греческий, старославянский языки, риторику, философию, поэтику, механику, физику, математику и ифику (этику). В "открытых дискутациях" при академии нередко участвовали ученые, не имевшие прямого отношения к академическому штату: В. Н. Татищев, Ф. А. Головин, Н. Ю. Трубецкой, А. Д. Кантемир и др. В библиотеке академии хранились доступные для всех записи лекций и проповедей, прочитанных и произнесенных в прежние десятилетия: братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, Феофилакта Лопатинского, Гавриила Бужинского, Феофана Прокоповича, Стефана Яворского и др. В основном они опирались на византийскую традицию, и прежде всего на труды Иоанна Дамаскина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, вместе с тем многие ориентировались и на западноевропейские источники.
С осени 1734 г. Ломоносов
продолжил учебу в Киево-
В 1742 г., первоначально
заняв должность адъюнкта в Петербургской
Академии наук, Ломоносов добился
выдающихся успехов в творческой деятельности. Через
три года ему было присвоено звание профессора
химии, академика Петербургской Академии
наук. С начала 40-х гг. Ломоносов углубился
в проблемы самых различных областей знания
- естественно-научного, философского,
культуроведческого, производственно-
Философии в круге разнообразных проблем Ломоносов отводил функцию выступать своеобразным методологическим началом, содействующим проникновению в "сущность вещей", в тайны материи. Именно философия, с ее способностью находить "общее" в "единичном", в силу их универсального тождества, полагал он, является надежным средством понимания мироздания, природы, строения лежащих в их основе начал.
Придавая решающее значение
принципу детерминизма (причинной обусловленности),
Ломоносов считал основания всех
явлений качественно
Кардинальным понятием для философских взглядов Ломоносова, которые можно охарактеризовать как естественно-научный реализм, является "материя". Нередко он отождествлял это понятие с категориями "сущность", "бытие", "вещь". В своем учении о материи Ломоносов обращался к философским традициям прошлого: к наследию античности, философским идеям нового времени. С его точки зрения, при сопоставлении понятий "материя" и "тело" необходимо указывать, что "тела состоят из материи и формы . что последняя зависит от первой". Материя, по его определению, "есть протяженное, несопроницаемое, делимое на нечувствительные части .".
Ломоносов различал три вида
материи: 1) собственную, 2) постороннюю
и 3) тяготительную. Раскрывая специфику
каждой из них, он отмечал: "Собственная
материя - та, из которой тело состоит
и известным образом
В тесной связи с понятием материи Ломоносов рассматривал категории "пространство", "протяжение", "время", "сущность", "инерция", "движение". "Все, что есть или совершается в телах, - писал он, - происходит от сущности и природы их; но сущность тел состоит в конечном протяжении и силе инерции, а природа - в движении их, и поэтому все, что есть в телах или совершается в них, происходит от конечного протяжения, силы инерции и движения их". Он был убежден в универсальном проявлении движения в вещах и явлениях мира.
В работе "О тяжести тел и об извечности первичного движения" (1748) Ломоносов обосновал положение о том, что "первичное движение" существует вечно. Признание атрибутивного характера движения является для него методологическим средством объяснения процессов и качеств механических, физических, химических, геологических и иных явлений. Выражая свою оценку важной роли фактора движения для качественных характеристик природных явлений, он подчеркивал, что природа тел состоит в движении.
Использование понятия материи и связанных с нею категорий позволяло Ломоносову, во-первых, шире описывать земные и космические объекты как в количественных, так и в качественных аспектах; во-вторых, выделять различные физические процессы: геологические, минералогические, почвенные, химико-физические и т. п.; в-третьих, сформулировать идеи соотносимости единичного и общего, взаимодействия частей целого. Весьма стройная система взглядов на природу явилась основой всего его мировоззрения.
В своих научных представлениях он еще допускал существование эфира, но при этом исключал устаревшие понятия "флогистон" и "теплород", "флюиды" и "хладожидкость". Ломоносов одним из первых использовал физико-химическое понятие "массы", приобретшее впоследствии большое значение в науке. Уже в работах 1738 - 1739 гг. он обратил внимание на проблемы строения сложного вещества и, главное, - на необходимость их решения объединенными средствами математики, механики, физики, химии и философии.
В отличие от традиции, существовавшей в период учебы Ломоносова в Славяно-греко-латинской академии, уже в 40-е гг. им полностью преодолевается "двойственное отношение" к гелиоцентрической системе Н. Коперника. При этом мыслитель приходит к выводу, что Солнечная система образована из вещества в виде его мельчайших частиц, что много общего не только в очертаниях планет и звезд, комет и метеоритов, но и в их строении и составе. Анализируя свои наблюдения совмещения движущейся Венеры с диском Солнца, Ломоносов сделал открытие о наличии у Венеры атмосферы. Многие аспекты геологии, космологии и космогонии Ломоносовым рассматривались впервые. Они включали комплекс таких вопросов, как образование "слоев земных", земной коры и водных "массивов", континентов и морей, геофизических и гидрологических, геохимических и атмосферных явлений. Причины формирования Земли, ее "ядра" и коры Ломоносов усматривал в действии внутренних физико-химических сил. Что касается космических факторов, то им он отводил роль внешних условий, сопутствующих тому или иному процессу, протекающему в недрах планеты. При этом ученый указал на важность выделения пространственно-временных геологических стадий, эпох развития Земли. Почти два столетия спустя В. И. Вернадский укажет на необходимость изучения тех комплексных проблем Земли, начало исследованию которых положил Ломоносов.
Отвечая на запросы своего времени, а нередко и опережая их, Ломоносов изучал грозовые явления, колебательные движения в различных средах, природу тепловой энергии Солнца, причины северного сияния и многие другие практические важные научные проблемы. Такие феномены, как электричество и магнетизм, он объяснял движением частиц, опираясь на создаваемую при этом теорию атмосферного "грозового электричества". Природу света, полагал он, составляют процессы, близкие к электромагнитным.
Ломоносов стремился
устанавливать связи между
Естественно-научные представления Ломоносова в значительной мере опираются на его "корпускулярную философию", представляющую собой своеобразное некое единство философских, методологических и прогностических идей; она разработана в таких его сочинениях, как "Опыт теории о нечувствительных частицах тел .", "О сцеплении и расположении физических монад", "Размышления о причине теплоты и холода .", "Слово о происхождении света .", "Рассуждение о твердости и жидкости тел" (1746 - 1760).
Атомы Ломоносов называл "нечувствительными частицами" и характеризовал их как материальные (вещественные), обладающие движением и протяженностью. Он предлагал различать как бы "два уровня" этих частиц, две их формы: элементы - мельчайшие неделимые первочастицы и корпускулы - делимые в силу того, что они являются ассоциациями элементов. Следует отметить, что это различение элемента и корпускулы можно назвать предвосхищением позднейшего открытия атома и молекулы. Истоки своих атомистических представлений Ломоносов усматривал в учениях Х. Вольфа, Р. Бойля, И. Ньютона.
Детерминистской ориентации он стремился держаться и в своей "корпускулярной философии". Существование "нечувствительных частиц", считал он, описывается известными законами природы. Хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они вполне познаваемы, поскольку проявляют себя в свойствах обычных тел, доступных изучению. Свойства и качества различных веществ, по его мнению, находятся в прямой зависимости от характера движения и от формы "нечувствительных частиц", от их расположения, порядка в веществе одного и того же сорта. При этом Ломоносов нередко опирался на законы механики. Так, мельчайшим частицам тел, полагал он, присущи прямолинейное, вращательное (коловратное) и колебательное движения. Даже в живом организме он предполагал комплексное сочетание самых различных форм и видов движения корпускул и элементов, подверженных тяготению, магнетизму и им присущему химизму. В этом сказывался уровень знаний середины XVIII в., но очевидны и попытки выйти за их рамки. Атомистика у Ломоносова в своей сути не механическая, как у Ньютона, а физико-химическая. В ней заложены идеи, опережавшие более поздние взгляды Дж. Дальтона и А. Авогадро. Сюда относятся, например, догадки о явлении изомерии, понятии атомного веса и т. п. Д. И. Менделеев в "Основах химии", оценивая ломоносовскую атомистику, писал: "Ломоносов в 1742 - 1747 гг., т. е. на 20 лет ранее Босковича, высказал убеждение в атомном строении веществ, и его представления сходны с тем, что ныне признается большинством химиков и физиков".
Информация о работе Философские и научные взгляды Ломоносова