Философские и научные взгляды Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.

Содержание работы

Содержание
Введение 2
Михаил Васильевич Ломоносов 3
Философские и научные взгляды Ломоносова 6
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат Ломоносов.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Применяя свою атомистику к различным отраслям знаний, Ломоносов делал смелые научно-философские выводы, которые прочно вошли в фундамент современной науки. Так, ему принадлежит оригинальная трактовка закона сохранения вещества и движения. Он дал обоснование вышеуказанному выводу путем проведения ряда химических опытов, в том числе опыта по проверке выводов английского химика Р. Бойля с прокаливанием свинца в запаянной реторте, подтвердил его множеством примеров из химии, физики и механики, дал ему теоретическое истолкование. Поэтому нельзя не признать заслугу Ломоносова в открытии этой важной закономерности природы, имеющей универсально-регулирующую функцию.

Опираясь на свое учение о "нечувствительных частицах", Ломоносов последовательно-реалистически  рассматривал проблему так называемых первичных и вторичных качеств. Все качества материальных тел - первичны (реальны), считал он, поскольку они обусловлены движением указанных частиц. Отдельных от предмета качеств не существует. У каждой реальности много различных качеств, и это зависит от "сторон" предмета, явления и от того, что сами они могут изменяться. И именно в "союзе вещей", т. е. в связях и взаимодействиях, проявляются их качества. По утверждению Ломоносова, количество и качество существуют вместе. Хотя в количественно-качественных определениях, как подчеркивал при этом ученый, примат принадлежит качеству, изменение которого надлежит связывать с прибавлением или убавлением вещества. Все указанные процессы Ломоносов понимал в основном как постепенные по своему характеру, хотя в рамках этой постепенности признавал возможным переход от одной формы движения к другой. Глубинную основу качественных химических изменений вещества он усматривал в движении частиц, сочетания которых и образуют конкретные тела, подчиняясь определенным законам природы.

Факты, явления, считал Ломоносов, становятся предметом  наблюдения, изучения и должны рассматриваться  исходя из их натуры, реальных причин их существования. Мистические приемы средневековой и поздней схоластики, от которых еще не были свободны умы многих ученых XVIII в., изобличались им как "дым века прошедшего". Исходными для него были природа и ее "основоположения". В познании закономерностей, причин явлений должны принимать участие как органы чувств, так и разум.

Природу ощущений Ломоносов объяснял, используя свою атомистику. На основе движения и сцепления ("совмещения") частиц возникают, по его мнению, не только свойства материальных тел, но и сами ощущения как результат взаимодействия корпускул и элементов в организме человека. Органы чувств, по Ломоносову, лишь приближают человека к природе. Сущность же ее познается только тогда, когда чувства и разум, опыт и теория идут в ногу, связаны друг с другом в едином акте познания. "Из наблюдений установлять теорию, - писал он, - чрез теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды".

Уже "наблюдение", таким образом, включалось Ломоносовым  в "путь познания", большую роль он отводил эксперименту, равно как  и различным логическим операциям. Познание, считал он, должно не только идти от простого к сложному, но и учитывать все изменения, происходящие и происходившие в изучаемом явлении, будь то самая простая вещь или сложное геологическое образование. Поэтому в познавательном процессе необходимо учитывать результаты предшествующих поисков истины, характеризуемых как "историческое познание".

 

 

Заключение

Ломоносов отводил  философии функцию своеобразного  методологического начала, содействующего проникновению в «сущность вещей», в тайны материи. Именно философия, полагал он, является надежным средством понимания мироздания, природы, строения лежащих в их основе начал. Эта идея была реализована Ломоносовым и в проекте Московского университета: философия преподавалась всем студентам университета, поскольку трёхгодичное обучение на философском факультете являлось необходимым условием продолжения образования на медицинском и юридическом факультетах.

Ломоносов жил  в такую эпоху, когда быть атеистом было практически невозможно. И, естественно, он был религиозным человеком. Однако великолепная эрудиция, здравый смысл исследователя и огромный экспериментальный опыт сделали из него естественнонаучного материалиста.

В мировоззрении  Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бурмистенко И.М. Философские взгляды Ломоносова. Под знаменем марксизма / И1938. - № 9;
  2. Кедров Б. М. О философском значении естественно - научных открытий М. В. Ломоносова // Вопросы Философии. – 1951. - № 5;
  3. Морозов А. М. В. Ломоносов. – Л – 1952. – 323 с.
  4. Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии. - М.- Л., 1936. – 239 с.
  5. Золкин А.Л. Философия: учебник для вузов. – М – 2005. – 574 с.



Информация о работе Философские и научные взгляды Ломоносова