Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:09, реферат
Цели реферата:
Изучить философские идеи Библии и Корана.
Найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.
Введение 3-4
1. Философские идеи Библии 5-7
2. Философские идеи Корана 8-15
Заключение 16-17
Список использованной литературы 18
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра: «Философии и истории»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Проверил.
Преподаватель:
Акишева Н.Б.
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
1. Философские
идеи Библии
2. Философские
идеи Корана
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) - это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога - центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера.
Религиозное сознание исходит
из веры в то, что наряду с реальным
миром есть иной - высший, сверхъестественный,
священный мир. И это позволяет
предположить, что внешние разнообразие
и пестрота культов, обрядов, философий
многочисленных религиозных систем
опираются на некоторые общие
мировоззренческие
Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов – Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).
Принимая во внимание исторические
данные, а также схожесть многих
действующих лиц и событий
в Ветхом завете и Коране следует,
что они исходят от единой древнейшей
семитической монотеистической традиции.
У истоков этой традиции, согласно
этим священным писаниям, стоял пророк
Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги
Ветхого Завета (евр. Танах) зародились
в среде евреев – его потомков
от младшего сына Исхака (Ицхака), а
Коран в среде арабов – потомков
его старшего сына Исмаила (Ишмаэля).
Этим обстоятельством объясняются
отличительные особенности
Актуальность рассматриваемой мною темы, заключается в том, что в нашей стране присутствуют религии тех народов, которые либо изначально жили на ее территории, либо входили в ее состав на протяжении последующих веков. В России религиозных войн не было. Но не будем забывать и о том, что базовые религиозно-этические принципы традиционных для России вероисповеданий неизменно ориентировали своих последователей на взаимодействие с людьми других конфесий и убеждений в духе мира и согласия.
В настоящее время, пожалуй, значимость их даже увеличивается на фоне заметного снижения уровня нравственности в обществе, в том числе и среди людей, составляющих сами религиозные институты и тут есть серьезный предмет для беспокойства духовных авторитетов всех традиционных религий России.
Стабилизация традиционных
основ российского общества позволит
встать на путь укрепления России. Для
этого потребуется определить главные
принципы духовного развития общества
в Концепции вероисповедной политики
России. Но ее содержание должно не только
быть сформулировано специалистами, но
и рождено самосознанием и
сотворчеством народа. Поэтому я
считаю, что тема моего реферата
актуальна для каждого
Цели реферата:
Философские идеи Библии
Ни одна философия не обходится без определенного взгляда на сущность и устройство мира, определения места человека в нем.
Не ушла от этого вопроса и Библия. Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии, Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мироздания в Библии фундаментально представлены в первой Книге «Бытие». Она была написана около V в. до н. э. В этой Книге используются два мифа о сотворении мира - вавилонский и шумерский.
Древний человек, наблюдая причинно-следственную
зависимость, пытался установить повторяющиеся
закономерности, найти причину тех
или иных явлений. Например: Кто вырастил
хлеб? - Земледелец. - А вещи сделал? -
Человек. - А мир кто создал? - Творец.
И человек, согласно такой логике
мыслей, делал вывод о том, что
за каждым творением стоит творец.
Следовательно, и у человека, и
у Земли, и у Вселенной должен
быть творец. Если повозку везет
лошадь, то, стало быть, и весь движущийся
мир кто-то должен «двигать», «заводить»,
«быть Перводвигателем
В Книге «Бытие» раскрывается картина самого процесса сотворения мира Богом, последовательно, день за днем создающего свет, воду и небо, сушу, растения, небесные светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов и гадов» и зверей «земных». После пяти дней творения Бог создает человека по Своему подобию и только после этого на седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 1: 27).
Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Чтобы Адам не скучал, Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») - «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт.2:21-23).
По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все. Это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. Бог ввел только одно ограничение для человека: не есть яблоки с Дерева познания добра и зла. Но черт не дремал. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не бояться запрета Бога и все-таки съесть это злосчастное яблоко. Любопытная Ева начала уговаривать Адама и уговорила: они съели яблоко с Дерева познания добра и зла и узнали истину: они были разными. У них открылись глаза. Оказывается, они мужчина и женщина! Грехопадение совершилось. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека, и начались многочисленные злоключения людей.
Библия - имеет религиозно-нравственную цель: примирить человека с Богом и тем самым помочь выполнить людям свое назначение на Земле. Образно говоря, задача Священного Писания заключается не в том, чтобы научить нас законам небесной механики, а в том, как, еще, будучи на Земле, постичь небесное. А поэтому современное богословие не рассматривает Библию как энциклопедию научных данных обо всех мировых процессах и об исторических событиях, сообщаемых священными писателями.
В Библии мы находим первые философские представления о человеке, личности, обществе и государстве, сформулированные в соответствии с принципом теоцентризма.
Одной из ведущих идей Библии является идея Предопределения, запрограммированности человеческой жизни и общества в целом, соотношения предопределения и свободы личности. Прежде чем перейти к изложению этого вопроса, следует уточнить, что понимается под понятием «личность» в библейских текстах.
Существенной особенностью
религиозной трактовки личности
в любом варианте является рассмотрение
ее в тесной связи со сверхъестественным,
Богом. Согласно библейским представлениям,
все существующее в мире, в том
числе и человеческая личность, создано
Богом и движимо к
В Библии внимательный читатель
найдет ответ на вопрос, почему человек
и человечество в целом страдает,
испытывает множество потрясений. Причина
злоключений человека кроется в
его греховной природе. Согласно
Библии, человек вначале обладал
гармоничным действием всех телесных
и духовных сил. Он получил от Бога
все для развития своей духовной
жизни и должен был через смирение
и угождение Ему достичь
Философские идеи Корана
Коран (араб. أَلْقُرآن — Qur'ān) — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.
Название книги происходит от слова на арабском языке «аль-куран» — «чтение вслух, наизусть». Мусульмане считают, что Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила.
Коран, как единая книга, был составлен после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде разрозненных списков и в памяти сподвижников.
Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммеда, когда Осман стал халифом, в ходу были различные записи Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммеда. Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.
Коран состоит из 114 сур — глав расположенных по формальному принципу от больших к меньшим за исключением суры 1 «Фатиха» («Открывающая»). В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…».
Аллах изображается в Коране
как существо с чисто человеческими
моральными качествами, но в превосходной
степени. Он то гневается на людей, то
прощает их; одних любит, других ненавидит.
Как и иудейский и христианский
боги, Аллах заранее предназначил
одних людей к праведной жизни
и будущему блаженству, других - к
беззакониям и загробным
Декалог в христианской Библии, более известный как десять заповедей, является прототипом основных законов Аллаха, и хотя они (заповеди) не изложены в Коране так же категорично, как в Исходе 20:1-17 и Второзаконии 5:6-21, они в той или иной форме появляются в различных отрывках его текста. Коран подтверждает, что законы Бога были переданы Моисею на двух каменных скрижалях: «И начертали для него Мы на скрижалях суть всякой вещи и разъяснение понятий всех вещей...» (Сура 7:145).