Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:09, реферат
Цели реферата:
Изучить философские идеи Библии и Корана.
Найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.
Введение 3-4
1. Философские идеи Библии 5-7
2. Философские идеи Корана 8-15
Заключение 16-17
Список использованной литературы 18
Один из отрывков Корана
(сура 17:23-40) звучит так же, как отрывок
из Левита. Многие из десяти заповедей
четко воспроизведены в нем. Заповедь
Бога о том, что поклоняться следует
только Ему одному, объединена с
предписанием относиться по-доброму
и с почтением к родителям (сура
17:23). Прелюбодеяние запрещено, поскольку
постыдные и греховные деяния
открывают путь другим грехам. Покушение
на чужую жизнь, за исключением случаев,
имеющих полное основание для
него, также запрещено, поскольку
Аллах сделал жизнь священной (сура
17:32-33). Отрубание конечностей
«И не желайте вы тех благ, которыми Господь одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ!» (Сура 4:32).
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: “Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”. В этом изречении чётко и определённо выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь только один Аллах - бог единственный, безликий и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть учения донёс до правоверных великий пророк Мухаммед.
Главной и, пожалуй, единственной особенностью философии ислама является её неотрывная связь с главным источником вдохновения всего арабского мира, с Книгой Жизни - Кораном. Доктрины исламской философии опираются на её содержание и делают попытки осмыслить или “растолковать” смысл, заложенный в Священном писании. Поэтому возьму на себя смелость применительно к исламской философской мысли уровнять такие понятия, как “философия” и “теология”. Такой выдающийся ум, как Авиценна, для того чтобы выпустить в свет свои труды, был вынужден вписывать в них упоминания имени Аллаха, по воле которого происходили “чудесные исцеления”. Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от него в виде цепи порядка.
Общей для всех этих религий
является проблема, заданная объединяющим
их религиозным феноменом: феноменом
священной Книги, регулирующей жизнь
в этом мире и ведущей за его
пределы. Первой и последней задачей
является понимание подлинного смысла
этой Книги. Однако модус такого понимания
обусловлен модусом бытия того, кто
понимает; соответственно внутреннее
состояние верующего
Термин хакикат несет помимо других функций значение подлинного смысла божественных Откровений, т.е. смысла, являющегося сущностным и духовным. Исходя из этого, можно сказать, что феномен «Священной Книги» заключает в себе собственную антропологию, исходит из духовно детерминированной культуры и одновременно стимулирует и ориентирует эту культуру к определенному типу философии. Есть нечто общее в проблемах поиска подлинного смысла в Христианстве и в Исламе, в герменевтике Библии и герменевтике Корана. Но есть также и глубокие различия. Сходства и различия будут рассмотрены в рамках этой книги.
Указание на духовный смысл
как на цель подразумевает, что есть
смысл, не являющийся духовным, а между
ними двумя расположена градация
множества смыслов. Все зависит
от исходного акта сознания, проецирующего
перспективу понимания с
Философское мышление в Исламе не сталкивалось с проблемами «исторического сознания», но основывалось на двойном движении: исхождении от Начала (мабда`) и возвращении к Началу (ма`ад) в вертикальном измерении. Формы мыслятся здесь, скорее, в пространстве, чем во времени. Наши мыслители видят мир не в «эволюции» на горизонтальной плоскости, но в восхождении, прошлое находится не позади нас, но «под нашими ногами». На эту ось нанизаны смыслы божественных Откровений, соответствующие духовным иерархиям, уровням вселенной, открывающимся с порога метаистории. Такое мышление разворачивается, не считаясь с запретами догматического Предания. На этом пути оно может столкнуться лишь с шариатом, в том случае, если им отрицается хакикат. Такое отрицание часто было характерно для буквалистов и докторов исламского права. Однако не философы открыли эту драматическую страницу. Эта драма началась на следующий день после смерти Пророка. Все учение, преподанное шиитскими Имамами, дошло до нас в виде обширного корпуса, позволяющего нам проследить, почему в XVI в. в сефевидском Иране этой философии суждено было пережить великолепный ренессанс.
На рубеже VII-VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим основам вероучения: об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога и свободе воли, о природе Корана и т. д.
Противоречивость основных
источников ислама - Корана и Сунны
- давала широкие возможности для
различных толкований проблем догматики.
Идейные расхождения среди
В полемике богословов Египта, Сирии, Ирака и Ирана особое место занимал спор о предопределении - божественной детерминированности происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения об абсолютном предопределении получили название джабаритов (ар. джабар - принуждение). Они утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь.
В противоположность джабаритам сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий. Пропагандистов этого учения называли кадаритами.
Существование различных религиозных группировок и их идейные столкновения с представителями других религий породили мусульманскую теологию - калам. Она давала догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на слепом следовании религиозным авторитетам. Основная установка сторонников калама (мутакаллимов) выражена в тезисе “Следуй одному только разуму”.
Проблематика калама отражала
главные темы дискуссий религиозно-
Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов (ар. отделившиеся), игравших значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником мутазилизма был Васыл ибн Ата. Учение ориентировалось на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицании всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности.
Основные положения
Главными оппонентами рационалистических движений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, они утверждали необходимость принятия веры без рассуждений, исповедуя безусловность божественного предопределения. Они выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных исламских текстах. Их идеалами стали социальные и этические ценности раннего ислама - нестяжательство, осуждение роскоши, предпочтение скромной и воздержанной жизни.
В основе суфийского учения
лежит интуитивное познание Бога,
внутреннее эмоциональное осознание
религиозных истин - “духовный опыт”.
Суфий должен пройти трудный и
долгий путь религиозно-нравственного
самоусовершенствования, духовного
очищения и самоуглубления, отрешения
от мирского “я”. Искомая высшая цель
достигается только в результате
специальной религиозно-
При всем многообразии вариаций мистико-аскетического учения в нем выделились два основных направления - крайний и умеренный суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического) суфизма считали конечной целью “пути к Богу” не только сближение с ним и его лицезрение, но и “уничтожение”, “растворение” личности мистика в Боге. Это состояние получило название фана (ар. - небытие, исчезновение). Крайние суфии выдвинули концепцию особого экстатического состояния, когда устами мистика начинал говорить Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту Аль-Халладжу (858 - 922), выступавшему с публичными проповедями своих идей, принадлежит известное высказывание “Я - Истина (Бог)”.
Сторонники умеренного суфизма
считали совершенным видом
Заключение
Рассмотрев и изучив философские
идеи Библии и Корана, я постаралась
найти отличительные
Христианство - это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.
Как я уже отмечала, в
Библии говорится о том, что человек
создан «по образу и подобию Божию»,
но первородный грех Адама «повредил»
природу человека «повредил» настолько,
что потребовалась
Характер же ислама предопределяет
проникновение религиозной
Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.
Разные представления
о Боге неразрывно связаны с разными
взглядами на человека. В христианстве
человек создан «по образу и подобию
Божию», но первородный грех Адама
«повредил» природу человека - «повредил»
настолько, что потребовалась
Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни.