Философские идеи Библии и Корана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Цели реферата:
Изучить философские идеи Библии и Корана.
Найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Философские идеи Библии 5-7
2. Философские идеи Корана 8-15
Заключение 16-17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

Один из отрывков Корана (сура 17:23-40) звучит так же, как отрывок  из Левита. Многие из десяти заповедей  четко воспроизведены в нем. Заповедь Бога о том, что поклоняться следует  только Ему одному, объединена с  предписанием относиться по-доброму  и с почтением к родителям (сура 17:23). Прелюбодеяние запрещено, поскольку  постыдные и греховные деяния открывают путь другим грехам. Покушение  на чужую жизнь, за исключением случаев, имеющих полное основание для  него, также запрещено, поскольку  Аллах сделал жизнь священной (сура 17:32-33). Отрубание конечностей предписано в качестве наказания за воровство (сура 5:41). Ничто на свете не может  служить предметом поклонения наряду с Аллахом, это совершенно справедливо  приведет идолопоклонника в ад (сура 17:39). В Коране мы найдем и третью заповедь, в которой говорится, что  поскольку имена Аллаха являются самыми прекрасными из всего существующего, то тот, кто посмеет осквернить их, будет наказан (сура 7:180). В Коране также упоминается и установление священного дня отдохновения для  иудеев, дня, который необходимо строго соблюдать и который они склонны  нарушать (сура 7:163). Говорить ложь —  безнравственно (сура 51:10). А десятая  заповедь звучит так:

«И не желайте вы тех  благ, которыми Господь одних из вас перед другими наделил. Мужчине  надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ!» (Сура 4:32).

Краеугольным камнем религиозной  теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто  употребляемая фраза: “Нет бога кроме  Аллаха и Мухаммед пророк его”. В  этом изречении чётко и определённо  выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного  завершения именно в исламе. Здесь  только один Аллах - бог единственный, безликий и всемогущий, мудрый и  всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово  и волю Аллаха, его заповеди и  суть учения донёс до правоверных  великий пророк Мухаммед.

Главной и, пожалуй, единственной особенностью философии ислама является её неотрывная связь с главным  источником вдохновения всего арабского  мира, с Книгой Жизни - Кораном. Доктрины исламской философии опираются  на её содержание и делают попытки  осмыслить или “растолковать” смысл, заложенный в Священном писании. Поэтому возьму на себя смелость применительно  к исламской философской мысли  уровнять такие понятия, как “философия”  и “теология”. Такой выдающийся ум, как Авиценна, для того чтобы  выпустить в свет свои труды, был  вынужден вписывать в них упоминания имени Аллаха, по воле которого происходили  “чудесные исцеления”. Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом  все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от него в виде цепи порядка.

Общей для всех этих религий  является проблема, заданная объединяющим их религиозным феноменом: феноменом  священной Книги, регулирующей жизнь  в этом мире и ведущей за его  пределы. Первой и последней задачей  является понимание подлинного смысла этой Книги. Однако модус такого понимания  обусловлен модусом бытия того, кто  понимает; соответственно внутреннее состояние верующего обусловлено  его способом понимания. Данная ситуация является ситуацией герменевтической, т.е. ситуацией, в которой верующий, открывший подлинный смысл, одновременно начинает подлинную жизнь. Эта подлинность смысла, совпадающая с подлинностью бытия, реальность смысла и подлинность реальности воплощаются в одном из ключевых терминов исламской философии: слове хакикат.

Термин хакикат несет  помимо других функций значение подлинного смысла божественных Откровений, т.е. смысла, являющегося сущностным и духовным. Исходя из этого, можно сказать, что  феномен «Священной Книги» заключает  в себе собственную антропологию, исходит из духовно детерминированной  культуры и одновременно стимулирует  и ориентирует эту культуру к  определенному типу философии. Есть нечто общее в проблемах поиска подлинного смысла в Христианстве и  в Исламе, в герменевтике Библии и герменевтике Корана. Но есть также  и глубокие различия. Сходства и  различия будут рассмотрены в  рамках этой книги.

Указание на духовный смысл  как на цель подразумевает, что есть смысл, не являющийся духовным, а между  ними двумя расположена градация множества смыслов. Все зависит  от исходного акта сознания, проецирующего  перспективу понимания с законами, ей присущими. Этот акт, посредством  которого сознанию открывается герменевтическая перспектива, открывает также мир, который сознанию нужно организовать и иерархизировать. С этой точки  зрения феномен священной Книги  породил в Исламе и Христианстве перекликающиеся структуры; в конечном счете, в той мере, в которой  отличаются друг от друга подходы  к подлинному смыслу, отличаются также  ситуации и трудности, возникающие  в обеих религиях.

Философское мышление в Исламе не сталкивалось с проблемами «исторического сознания», но основывалось на двойном  движении: исхождении от Начала (мабда`) и возвращении к Началу (ма`ад) в вертикальном измерении. Формы мыслятся здесь, скорее, в пространстве, чем во времени. Наши мыслители видят мир не в «эволюции» на горизонтальной плоскости, но в восхождении, прошлое находится не позади нас, но «под нашими ногами». На эту ось нанизаны смыслы божественных Откровений, соответствующие духовным иерархиям, уровням вселенной, открывающимся с порога метаистории. Такое мышление разворачивается, не считаясь с запретами догматического Предания. На этом пути оно может столкнуться лишь с шариатом, в том случае, если им отрицается хакикат. Такое отрицание часто было характерно для буквалистов и докторов исламского права. Однако не философы открыли эту драматическую страницу. Эта драма началась на следующий день после смерти Пророка. Все учение, преподанное шиитскими Имамами, дошло до нас в виде обширного корпуса, позволяющего нам проследить, почему в XVI в. в сефевидском Иране этой философии суждено было пережить великолепный ренессанс.

На рубеже VII-VIII вв. в мусульманской  среде велись дискуссии по основополагающим основам вероучения: об отношении  к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах  Бога и свободе воли, о природе  Корана и т. д.

Противоречивость основных источников ислама - Корана и Сунны - давала широкие возможности для  различных толкований проблем догматики. Идейные расхождения среди мусульманских  теологов привели к образованию  в середине VIII в. ряда влиятельных  религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение истинного правоверия.

В полемике богословов Египта, Сирии, Ирака и Ирана особое место  занимал спор о предопределении - божественной детерминированности  происходящих в мире явлений, включая  человеческие действия. Сторонники учения об абсолютном предопределении получили название джабаритов (ар. джабар - принуждение). Они утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь.

В противоположность джабаритам сложилась школа мыслителей, развивавших  тезис о свободе человека в  выборе своих действий. Пропагандистов этого учения называли кадаритами.

Существование различных  религиозных группировок и их идейные столкновения с представителями  других религий породили мусульманскую  теологию - калам. Она давала догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на слепом следовании религиозным  авторитетам. Основная установка сторонников  калама (мутакаллимов) выражена в тезисе “Следуй одному только разуму”.

Проблематика калама отражала главные темы дискуссий религиозно-философского характера, непосредственно связанные  с догматикой ислама (извечность или  сотворенность Корана, ответственность  человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и  атрибутов, качества руководителя мусульман). С момента своего возникновения  калам не представлял целостного учения. В средневековой арабо-мусульманской  истории он был представлен совокупностью  школ.

Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов     (ар. отделившиеся), игравших значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником мутазилизма был Васыл ибн Ата. Учение ориентировалось на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицании всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности.

Основные положения мутазилизма  были сформулированы в начале    IX в. К их числу относится тезис о божественной справедливости, предполагающий свободу человеческой воли. Мутазилиты признавали трансцендентность Бога, предполагавшую отсутствие какого-либо сходства между ним и его творениями, в том числе и человеком. Проповедуемый строжайший монотеизм предполагал не только отрицание многобожия, но и отрицание реальности и извечности созданных человеческими представлениями божественных атрибутов. Признание Корана вечным и несотворенным, по их мнению, могло, рассматривается как скрытое признание второго Бога.

Главными оппонентами  рационалистических движений в рамках мусульманской теологии выступили  сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры  на Коран и Сунну, они утверждали необходимость принятия веры без  рассуждений, исповедуя безусловность  божественного предопределения. Они  выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования  в священных исламских текстах. Их идеалами стали социальные и этические  ценности раннего ислама - нестяжательство, осуждение роскоши, предпочтение скромной и воздержанной жизни.

В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание  религиозных истин - “духовный опыт”. Суфий должен пройти трудный и  долгий путь религиозно-нравственного  самоусовершенствования, духовного  очищения и самоуглубления, отрешения  от мирского “я”. Искомая высшая цель достигается только в результате специальной религиозно-мистической  практики.

При всем многообразии вариаций мистико-аскетического учения в  нем выделились два основных направления - крайний и умеренный суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического) суфизма считали конечной целью  “пути к Богу” не только сближение  с ним и его лицезрение, но и  “уничтожение”, “растворение” личности мистика в Боге. Это состояние  получило название фана (ар. - небытие, исчезновение). Крайние суфии выдвинули концепцию особого экстатического состояния, когда устами мистика начинал говорить Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту Аль-Халладжу (858 - 922), выступавшему с публичными проповедями своих идей, принадлежит известное высказывание “Я - Истина (Бог)”.

Сторонники умеренного суфизма  считали совершенным видом знания об Аллахе «тайное», мистическое (эзотерическое) знание и в то же время признавали ценность формального знания, которое  рассматривалось как отправная  точка для знания высшего порядка - знания суфиев.

 

 

Заключение

 

Рассмотрев и изучив философские  идеи Библии и Корана, я постаралась  найти отличительные особенности  Ветхого Завета и Корана и их общие  черты.

Христианство - это религия  искупления и спасения. В отличие  от религий, где Бог рассматривается  как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную  любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечала, в  Библии говорится о том, что человек  создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека «повредил» настолько, что потребовалась искупительная  жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер же ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система  оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для  прорыва к новой, уже нерелигиозной  цивилизации.

Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог  сотворил мир и человека, дал людям  откровение, распоряжается миром  и направляет его к концу, который  будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.

Разные представления  о Боге неразрывно связаны с разными  взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию  Божию», но первородный грех Адама  «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная  жертва Бога. В исламе иные представления  о человеке. Он не мыслится сотворенным  по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем  «поврежден». Поэтому он нуждается  не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений  о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в  христианстве неразрывно связана с  любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел  крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого  Бога, не отделимая от любви к  нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для  людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и  должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это  реально и выполнимо, и Коран  подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует  от людей обычной, нормальной, но упорядоченной  и облагороженной исламом жизни.

Информация о работе Философские идеи Библии и Корана