Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 01:48, контрольная работа
Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение …………………………………………………………………..….…3
1. Философские идеи представителей милетской школы. Диалектика Гераклита………………………………...…….....................................................4
2. Пифагорейская и Элейская школы в античной философии………...11
3. Атомистический материализм Демокрита…………………..…….... 17
Библиография…………………………………………………………………….21
3.Атомистический материализм Демокрита.
В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.).
Рисунок 6 – Философ Демокрит
Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших круглых, огнеподобных, постоянно движущихся атомов ,обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проективной объективации субъективного образа: иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые попадая в наше тело через органы чувств. порождают у нас ощущения, восприятия, т.е образы которые мы чувствуем не нас ,а там где находится воспринимаемый предмет :иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку , скажем с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз и из того, что видимо. Демокрит колебался в вопросе о природе богов ,но был тверд в признании бытия Бога По Демокриту, бог состоит из атомов, и бог есть космический разум.
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Демокритом, связана с Древним Востоком. Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающиеся по своей качественной специфики, но по отдельности чувственно не воспринимаемых.
После Зенона, доказывавшего, что представление
о бесконечной делимости вещей, пространства
и времени ведет к неустранимым противоречиям
и парадоксам, всякая попытка обосновать
реальность множества вещей и их подвижности
должна была считаться с этими результатами
элейской критики, и притом не только в
целях философии, но и в интересах математики.
Гениальной попыткой преодоления этих
трудностей явилось учение античных атомистов.
В отличие от элеатов, Демокрит считает,
что окружающий нас мир — как о том говорят
нам данные чувственного восприятия —
многообразен и изменчив. В нем есть как
бытие (материя), так и небытие (пустота).
Чтобы логически непротиворечиво объяснить
устройство мира, он вводит понятие атома
— мельчайшей неделимой частицы материи
(по греч. «атом» буквально означает «неделимый»).
Демокрит утверждает, что мир состоит
из бесчисленного множества атомов, которые
движутся в пустоте. Демокрит рисует картину
эволюции мира. Существует первичный атомный
хаос: множество разнообразных по форме,
величине, весу атомов носится в пустоте.
При столкновении атомы разлетаются, и
в результате этих массовых столкновений
возникает вихревое движение. В вихре
подобные подходят к подобным. В центре
вихря в конце концов образуется Земля,
на периферии образуются светила. Земля
представляется Демокриту плоской, вращающейся
вокруг своей оси.
Демокрит полагает, что атомы отличаются
друг от друга по форме, порядку и положению.
Атом неделим, вечен, лишен содержания,
но имеет определенную форму, величину.
Многообразие форм атомов и их комбинаций
объясняет многообразие явлений мира.
Важнейшим свойством атомов является
движение. Оно вечно, не имеет начала и
не нуждается в какой-то особой причине
для своего существования.
Пустота — необходимое условие движения,
поскольку оно возможно только в пустоте.
Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных
сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища
атомов, которыми и определяются их свойства.
Рисунок 7 – Вещи глазами атомистов
Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации
взаимодействующих атомов преходящи и
изменчивы.
Первоначальные различия атомов лежат
в основе всех наблюдаемых различий вещей.
Ни одно из них, следовательно, не бывает
беспричинным. Таким образом, признание
универсальной причинности непосредственно
вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит
одновременно и отрицает случайность,
и признает ее. Он отрицает случайность,
понимаемую как беспричинность: никакое
событие не может возникнуть без причины;
но он признает ее как противоположность
целесообразности: никакое событие в природе
не возникает и не происходит ради осуществления
какой-либо цели, и в этом смысле всякое
событие случайно.
Атомистическое воззрение Демокрит распространил
на учение о жизни и душе. С его точки зрения,
все живые существа, в том числе и растения,
одушевлены, но в разной степени. Жизнь
и смерть организмов сводятся к соединению
и разложению атомов, причем основой жизненных
отправлений он считает атомы особой формы
— круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение
организмов Демокрит объясняет из различных
физических условий, отвергая целесообразность.
Душа, по Демокриту, состоит из особых
огненных атомов и есть их временное соединение.
Бессмертие души он отвергает.
Атомистическая теория строения материи
легла в основу всего дальнейшего развития
теоретического естествознания, а представление
о неделимости атома было оставлено физикой
лишь на пороге XX в.
Библиография
Информация о работе Философские идеи представителей милетской школы. Диалектика Гераклита