Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 01:48, контрольная работа
Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение …………………………………………………………………..….…3
1. Философские идеи представителей милетской школы. Диалектика Гераклита………………………………...…….....................................................4
2. Пифагорейская и Элейская школы в античной философии………...11
3. Атомистический материализм Демокрита…………………..…….... 17
Библиография…………………………………………………………………….21
В конце VI в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается в“Великую Грецию” на побережье Южной Италии и Сицилии.
Согласно воззрения Гераклита ,переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он назвал общим всеобщим Логосом, т.е единым ,общим для всего существования законом: не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все – едино . По Гераклиту,”огонь и Логос эквивалентны ; огонь разумен и является причиной управления всем “,а то, что “всем управляет через все “,он считает разумом. Гераклит учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов ,и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.Огонь образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, ”пылающая”динамика сущего. Но это совсем не значит ,что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда у Гераклита Космос- это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству.
Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности т.е общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
2. Пифагорейская и Элейская школы в античной философии.
Важнейшим этапом развития античной
философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы
связано начало формирования первых университетов
в истории человечества. Школа была основана Пифагором (род. 570 гг. до н. э.— ум. в V в. до н. э.).
Рисунок 5 – Философ Пифагор
До ее основания Пифагор посетил
весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне
(22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью
создания школы была социальная миссия,
которой Пифагор придавал большое значение
- религиозно-нравственная реформа общества "Пифагор" – не имя, а прозвище, означающее
"убеждающий речью".
По свидетельству древнегреческого
историка философии Диогена Лаэртского,
в результате первой же своей речи (лекции),
прочитанной в городе Кротон, Пифагор
приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали
школу, они создали "государство"
– "Великая Греция". В основу школы
были положены законы и правила учителя
Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений. В его школе
чередовались занятия гимнастикой и медициной,
музыкой и науками (особенно математикой).
Пифагор был первым, кто назвал
философию этим именем, началами же философии
он полагал числа и заключенные в них соразмерности
(гармонии). Числа, учил он, заключают в
себе тайну вещей, а всемирная гармония
есть совершенное выражение Бога. Семь
священных ладов, построенных на семи
нотах семиструнника, соответствуют семи
цветам света, семи планетам и семи видам
существования, повторяющимся во всех
сферах материальной и духовной жизни.
В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.
Пифагорейцы одними из первых
тонко осмыслили значимость числа не только
в конкретно – научном, но и в философском
мышлении. Пифагор учил ,что душа бессмертна
.Ему принадлежит идея перевоплощения
душ. Он считал, что все происходящее в
мире снова и снова повторяется через
определенные периоды времени, а души
умерших через какое-то время вселяются
в других, животворя их телесность.
В среднем в школе Пифагора
учились одновременно 235 учеников (217 мужчин
и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель
посвященной женщины, но с недоверием
относился к женщине обыкновенной. Одному
ученику, который спрашивал Пифагора,
когда же ему можно будет приблизиться
к женщине, он отвечал: "Когда тебя утомит
твой покой". Умеренный обед учащихся
в школе состоял, как правило, из хлеба,
меда и олив.
Много интересных легенд сохранилось
о школе философов. Человек, стремящийся
попасть в ученики, проходил испытания.
(Испытания были довольно суровыми. К примеру,
предстояло провести ночь в пещере, куда
"являлись" чудовища и привидения.
Или: ученика заключали в келью, давали
доску и требовали найти смысл одного
из пифагорейских символов. Следовало
объяснить: "Что означает треугольник,
вписанный в круг?" Человек проводил
12 часов наедине с этой задачей, имея кружку
воды и кусок хлеба; затем его вводили
в залу собраний, где были в сборе все ученики,
которые должны были провоцировать его
па негодование — смеяться и т. п.— а он
— показать свой разум и воздержанность;
многие плакали, грубили, бросали доску,
бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор
и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен
и принят ли в школу).
Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом
и дружеской общиной. Философия была здесь
основным занятием. И она воспринималась
как особый, отличный от обыденного, образ
жизни. Те, кто желал войти в этот союз,
проходили трехлетний испытательный срок.
До наших дней сохранилось выражение "пифагорейское пятилетнее
молчание". Это означала испытание выдержкой
для тех, кто не был слишком усердным в
учебе. Молчание, ограниченное коротким
промежутком времени, считалось необходимым
для людей серьезных. Но болтунов карали
своего рода изгнанием сроком до пяти
лет. Эта практика и вошла в историю философии
под названием "пифагорово
молчание". Пифагор полагал, что начало
мудрости состоит в том, чтобы научиться
размышлять и разучиться болтать.
Очень скоро религиозно-нравственная
направленность школы вступила в противоречие
с господствующей греческой демократией
и ее принципами, т. е. приобрела политическую
направленность, вызывая озлобление у
оппонентов. В конце концов, школа была
сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской
школы и сам учитель (по другой версии
он скрывался, а затем уморил себя голодом).
Пифагорейская философия была
формой объективного идеализма. Пифагор
называл своих учеников "математиками",
т. к. обучение начиналось с учения о числах.
"Священная математика" была у Пифагора
наукой принципов, в которой числа означали
сущность вещей. Число у Пифагора - не абстрактное
количество, а существенное и деятельное
качество верховной Единицы, источника
мировой гармонии. Наука чисел стала в
его учении наукой живых сил, божественных
качеств в действии; и в мирах, и в человеке,
т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким
образом, у Пифагора на учении о числах
основывалась и теогония, и теология.
Вот какова теогония: в трансцендентальной
математике алгебраически доказывалось,
что 0, умноженный на бесконечное, равняется
единице, 0=1. Ноль - это бесконечное бытие.
Вечность, на языке храмов, обозначалась
кругом или змеей, кусающей свой хвост;
это символ Бесконечности, движущейся
по собственному импульсу. Когда Бесконечность
определяет себя, она производит числа,
которые заключает в свое единство и управляет
ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный
смысл первой проблемы пифагорейской
теогонии, объясняющей, почему великая
Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает
в себе все малые числа, и почему все числа
исходят из великого единства, приведенного
в движение.
Из теогонии следовала и теология:
Бог, Неразделимая Сущность, имеет своим
числом Единицу. Она содержит в себе Бесконечность,
имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское.
Ее знак —Огонь, символ Духа. Это первое.
Второе: великая Монада действует
посредством творческой Диады. С самого
момента своего проявления Бог двойствен:
неразделимая сущность и разделимая субстанция:
начало мужское, активное, животворящее,
и начало женское, пассивное или пластическая,
живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского
и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве
— женщина представляет собой природу,
и совершенным подобием Бога является
не человек, но мужчина и женщина. Отсюда
и их влечение друг к другу.
Третье: проявленный мир тройственен,
ибо человек состоит из трех элементов,
сплавленных вместе (тело, дух и душа);
вся вселенная делится на три концентрических
сферы (мир природный, мир человеческий,
мир божественный). Триада или закон троичности
есть образующий закон вещей и ключ жизни.
Итак, 1 = 2 = 3 (Монада = Диада = Триада).
Пифагор шел дальше в своем учении
о числах. В каждом из них он определял
тот или иной принцип, тот или иной закон,
ту или иную активную силу Вселенной. Он
говорил, что главные учения содержатся
в четырех первых числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая
или помножая их между собой, можно найти
и все остальные числа. Особое значение
Пифагор придавал числам 7 и 10. 7 состоит
из 3 и 4. Это число означает соединение
людей (он тройствен) с Божеством (Единица).
7 — это число Великих Посвященных (им
известны тайны бытия). 10 — образуется
из сложения первых четырех чисел (1, 2,
3, 4) и есть совершенное число, ибо оно выражает
собой все начала Божества. Эти начала,
развившись, сливались в новом единстве.
Загадки макрокосма, считал
Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над
дельфийским храмом гласила: "'Познай
самого себя, и ты узнаешь Вселенную и
Богов”. В этой фразе Пифагор видел великий
смысл.
Пифагор был также автором античной
философии душепереселения (трансмиграции).
Однако она, к сожалению, была высказана
им очень скупо (вследствие обета молчания)
и дошла до нас только в виде обрывков
этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству
Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре:
"...когда били какого-то щенка, он, проходя
мимо, пожалел его и изрек: "Перестань
его бить! В нем душа дорогого мне человека,
которую я узнал, услышав издаваемые ею
звуки". Об учении Пифагора также известно,
что он полагал душу бессмертной, но переходящей
в тело других живых существ. Далее, что
все происходящее в мире снова повторяется
через определенные промежутки времени,
но что ничего нового вообще не происходит
и что все живые существа однородные между
собой.
О Пифагоре рассказывают, что
он способен был слышать гармонию Вселенной,
воспринимать всеобщую гармонию сфер
и движущихся в них светил, которую обычный
человек не мог слышать.
К III в. до и. э. пифагореизм, как философское направление,
исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э.
в слиянии с платонизмом и другими объективно
- идеалистическми школами религиозно-философского
направления.
Итак, онтология пифагорейской
школы это учение о числах. За первичное
и основу бытия Пифагор принимал символ
этого бытия – число. Гносеология школы
- математика. С помощью математики, и только
математики, пифагорейцы изучали тайны
бытия, макро - и микрокосмоса
Информация о работе Философские идеи представителей милетской школы. Диалектика Гераклита