Философские мысли о возникновении жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Одна счастливая находка - алебастровая ваза, найденная при археологических раскопках древнешумерского города Урука, который существовал в Южной Месопотамии 4000 лет назад - позволила познакомиться с древними представлениями о возникновении живых существ. Ваза украшена в несколько ярусов. В самом низу изображены морские волны. Из них поднимаются растения, далее следуют животные, а на самом верху - люди. Над всем этим - скульптурная композиция с богиней жизни и плодородия Иштар. Примечательно, что еще с древних времен идет стремление человека поставить себя на верхней ступени лестницы жизни как существо, "стоящее ближе всех к ангелам".
Идея самозарождения жизни из воды, ила или гниющей материи также идет от древних мифов. В различных вариантах эта идея дожила до начала нашего века.

Файлы: 1 файл

Возникновение жизни на земле.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

        В нашей  современной суете мы слишком  заняты своими повседневными  делами, но стоит вырваться куда-нибудь  в лес, в горы, к реке, оглядеться  и сразу в голове возникает  множество вопросов: как это все  появилось, какое место в природе  занимает человек.

       С незапамятных  времен происхождение жизни было  загадкой для человечества. С  момента своего появления благодаря  труду человек начинает выделяться  среди остальных живых существ.  Но способность задать себе  вопрос "откуда мы?" человек  получает сравнительно недавно-7-8 тыс. лет назад, в начале нового каменного века (неолита). Весьма примечательно, что именно в начале неолита люди выходят из пещер и начинают строить постоянные жилища на открытых местах. Перед взором человека раскрывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Картина окружающего мира непрерывно обогащается, так как человеческий разум открывает все новые горизонты. Этому способствует зарождение земледелия и ремесел. До этого времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и охотником, и своеобразной дичью), но постепенно он стал отграничивать себя от природы и своим внутренним духовным миром. Вместе с этим появляется вера в то, что окружающая природа - животные и растения, реки и моря, горы и равнины-то же одушевлена.

     Это примитивное,  но практичное отождествление  окружающей природы с одушевленностью  человека имело серьезные последствия.  Первые примитивные формы веры  в нереальные, сверхъестественные  или божественные силы, существовавшие уже 35-40 тыс. лет назад, расширяются и укрепляются. Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает земли и получает ее плоды. А что же лежит в основе всего, кто первосоздатель, кто создал землю и небо, животных и растения, воздух и воду, день и ночь и, наконец, самого человека?

     Так возникло представление  о сотворении мира как о  "творческом акте" бога, и этот  миф лежит в основе всех  религий. В Библии говорится: "В  начале Бог создал небо и землю"; на четвертый день Бог распоряжается: "Да произведет вода обильное множество одушевленных гадов, и птицы да летают над землей в небесном просторе". Вторая часть творения: "И создал Бог человека по своему образу и подобию". И, наконец: "Господь Бог создал женщину из ребра, которое взял от человека, и привел ее к человеку".

     Как сборник различных  по времени написания и по  содержанию произведений древнееврейской  культуры Библия (ее древнейшая  часть известна с IX в. до  н .э.) заимствовала представления о сотворении мира из древневавилонских и древнеегипетских мифов. Эти мифы -продукт чистой фантастики и мистицизма, но они показывают нам, какими были древние представления о происхождении мира. Впрочем, они властвовали умами людей на протяжении тысячелетий; многие верят в них даже и сегодня; известно, что простого человека легенды и мифы всегда волновали больше, чем научная истина.

     Одна счастливая находка  - алебастровая ваза, найденная при  археологических раскопках древнешумерского города Урука, который существовал в Южной Месопотамии 4000 лет назад - позволила познакомиться с древними представлениями о возникновении живых существ. Ваза украшена в несколько ярусов. В самом низу изображены морские волны. Из них поднимаются растения, далее следуют животные, а на самом верху - люди. Над всем этим - скульптурная композиция с богиней жизни и плодородия Иштар. Примечательно, что еще с древних времен идет стремление человека поставить себя на верхней ступени лестницы жизни как существо, "стоящее ближе всех к ангелам".

     Идея самозарождения  жизни из воды, ила или гниющей  материи также идет от древних  мифов. В различных вариантах  эта идея дожила до начала  нашего века.

 

 

 

 

 

Первые шаги.

Философские мысли о  возникновении жизни.

 

     Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) принимали идею возникновения живых существ из воды либо из различных влажных или гниющих материалов, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н. э.) оспаривал мифологические представления и создал стихийно-материалистическое мировоззрение с элементами диалектики.

     Согласно Фалесу и  его последователям, возникновение  живых существ из воды произошло  без какого-либо вмешательств  духовных сил; жизнь есть свойство материи. А. И. Опарин обоснованно отмечает, что философские взгляды Милетской школы "содержат зачатки всех концепций по вопросу происхождения жизни, которые впоследствии будут развиты более детально".

     Яркое материалистическое  развитие идеи самозарождения живых существ осуществляется позже в трудах Демокрита (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура (341-270 гг. до н. э.). По мнению этих философов, возникновение живых существ -естественный процесс, результат природных сил, а не "акта творения" внешних сил.

     Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности  мира - первичном мире идей и  вторичном, материальном, мире -сыграли  отрицательную роль в развитии  взглядов на возникновение жизни.  Даже такой разносторонний и  самобытный философ, как Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который колебался между идеализмом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель.

     Согласно Аристотелю, организмы могут происходить  от организмов, но вместе с  тем могут возникать и от  неживой материи. Он считает, что материя лишь пассивное начало, возможность, которая может осуществиться только через определенную форму. Бытие содержит внутреннюю цель развития (энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как целеустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Аристотеля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая становится предметом ряда идеалистических и мистических трактатов.

 

 

Религиозные взгляды  на жизнь.

 

     По вопросу о происхождении  жизни было широко развито учение о самозарождении организмов, сущность которого христианские богословы видели в одушевлении безжизненной материи "вечным божественным духом".

В качестве примера здесь можно  сослаться на одного из наиболее известных  богословов средних веков, Фому Аквинского, учение которого и по сей день признается католической церковью единственной истинной философией. В своих сочинениях Фома Аквинский учил, что живые существа возникают путем одухотворения безжизненной материи. Так, в частности, образуются лягушки, змеи, рыбы при гниении морской тины и унавоженной земли. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Аквинского, возникают там в результате гниения грехов. Фома вообще всячески поддерживал и пропагандировал воинствующую демонологию. Он считал, что дьявол реально существует как глава целого полчища демонов. На этом основании он утверждал, что возникновение паразитов, вредящих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате козней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого положения явились многочисленные в средние века процессы над "ведьмами", которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и таким образом губили посевы.

В реакционном учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в догму принцип внезапного самозарождения организмов, согласно которому живые существа возникают из безжизненной материи вследствие ее одушевления духовным началом.

Раннее христианство в вопросе  о происхождении жизни основывалось на библии, которая в свою очередь заимствовала данные из мистических сказаний Египта и Вавилона. Богословские авторитеты конца четвертого и начала пятого века, так называемые отцы христианской церкви, сочетали эти сказания с учением неоплатоников и разработали на этой основе свою мистическую концепцию происхождения жизни, которая полностью сохранена и до настоящего времени всеми христианскими вероучениями.

     Живший в середине  четвертого века нашей эры  епископ Кесарийский Василий  (которому церковь присвоила звание святого и великого) в своих проповедях о сотворении мира в шесть дней учил, что Земля по повелению бога сама из себя произвела различные травы, коренья и деревья, а также саранчу, насекомых, лягушек и змей, мышей, птиц и угрей. "Это повеление бога, - писал Василий, - действует и до сих пор с неослабевающей силой".

      Как известно, в  основе так называемых монотеистических  религий (иудаизма, христианства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в  существование вне мирового существа - бога, создавшего мир и управляющего им. Это мировоззрение имеет метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в законченном, совершенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно, неизменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея развития, беспрерывного обновления мира колеблет креационизм (от "креацио" - творение) - догмат божественного творческого акта, так как "делает менее очевидным бытие бога". Даже многие ученые прошлого под влиянием господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемственной связи органических видов, т. е. считали, что эти виды появились в результате отдельных и независимых друг от друга актов творения, так что "видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале".

      Дарвин в своей  гениальной книге "Происхождение  видов" нанес сокрушительный  удар креационно- метафизическому  учению о живой природе, дав  непревзойденное по своей убедительности  доказательство факта органической  эволюции, - факта не только "текучести" органических видов, но и их неразрывной преемственной связи. Благодаря этому стало ясно, что органические формы появились не сразу чудесным образом, в готовом виде, а естественным путем одни от других в процессе длительного развития. А это означает, что живая природа не находится в стабильном, неизмененном состоянии: она имeeт свою долгую историю - свое прошлое, настоящее и будущее.

             Когда капитан корабля "Бигль"  Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин  совершил свое знаменитое кругосветное  путешествие, рьяно выступил против основного вывода эволюционной теории, отстаивая несомненность библейского сказания о сотворении мира, Дарвин сказал: "Жаль, что он не предложил своей теории, по которой мастодонт и прочие крупные животные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть туда".

        Повседневно  мы наблюдаем, что все живые  существа возникают путем рождения  от себе подобных: человек родится  от человека, теленок - от коровы, цыпленок вылупляется из того яйца, которое снесла курица, рыбы развиваются из отложенной такими же рыбами икры, растения вырастают из семян, которые созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша планета Земля имеет свое начало, она когда-то возникла. Откуда же появились на ней прародители .всех животных и растений?

        Согласно религиозным  представлениям все разнообразные  живые существа были первоначально  созданы богом. Вследствие этого  творческого акта божества на  Земле сразу, в готовом виде, возникли все прародители (тех животных и растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был якобы создан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

      В частности, согласно  священной книге евреев и христиан - библии - бог создал весь мир в шесть дней, причем на третий день им были сотворены растения, на пятый - рыбы и птицы, а на шестой - звери и, наконец, - люди: сперва мужчина, а потом женщина. Первого человека, Адама, бог слепил из безжизненного материала, глины и затем вдунул в него душу , от чего он и стал живым.

     Изучение истории  религии показывает, что эти наивные  сказки о внезапном возникновении  животных и растений во вполне  готовом, организованном виде  покоятся на невежественном, некритическом  истолковании поверхностных наблюдений окружающей нас природы.

     На этой основе  в течение многих веков существовало  убеждение, что Земля является  плоской и неподвижной и что  Солнце обращается вокруг нее,  подымаясь на востоке и скрываясь  в море или за горами на  западе. Такого же рода поверхностные наблюдения нередко внушали человеку мысль, что различные живые существа, как, например, насекомые, черви, а иной раз даже рыбы, птицы и мыши, могут не только рождаться от себе подобных, но и непосредственно возникать сами собой, самозарождаться из ила, навоза, земли и других безжизненных материалов. Всюду, где человек сталкивался с внезапным и массовым появлением живых существ, он рассматривал его как самозарождение жизни. Ведь и сейчас иногда невежественный человек убежден в том, что черви зарождаются в навозе и гниющем мясе, а различные паразиты в домашнем быту возникают сами собой из отбросов, грязи и нечистот. От его поверхностного наблюдения ускользает то обстоятельство, что грязь и отбросы являются лишь тем местом, гнездом, куда паразиты откладывают свои яички, из которых затем и развивается новое поколение живых существ.

     Древние учения Индии,  Вавилона и Египта рассказывают  о таком внезапном зарождении  червей, мух и жуков из навоза  и грязи, вшей из человеческого  пота, лягушек, змей, мышей и крокодилов из грязи Нила, светляков из искр догорающих костров. Эти сказания о самозарождении связывались в указанных учениях с религиозными легендами и преданиями. Внезапное возникновение живых существ объяснялось лишь как частный случай проявления творческой воли богов или демонов.

    

                                                

Научный взгляд на жизнь.

    

          Только  в середине XVII в. тосканский врач  Франческо Реди (1626-1698) предпринимает  первые опыты по самозарождению. В 1668 г. он доказал, что белые черви, которые встречаются в мясе, являются личинками мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предотвратить доступ мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.

          Сегодня  опыты Реди выглядят наивными, но они представляли собой первый прорыв фронта мистических представлений о формировании живых существ.

     Опыты по самозарождению  жизни проводит и шотландский  ученый Т. Ниидам (1713-1781), но их  опровергает итальянец Л. Спалланцани  (1729-1799) как совершенно нечисто поставленные. Сам Спалланцани проводит опыты, которые подтверждают выводы Реди о роли стерильности при подобных экспериментах.

          Почти  через двести лет после Реди  в 1862 г. великий французский  ученый Луи Пастер (1822-1895) публикует свои наблюдения по проблеме произвольного самозарождения.

Информация о работе Философские мысли о возникновении жизни