Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:52, реферат
Целью реферата является изучение философских оснований концепции общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
изучить сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора;
рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
рассмотреть теории, основанные на концепции общественного выбора.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Концепция общественного выбора в экономической теории……………4
1.1.Сущность и основные предпосылки возникновения концепции общественного выбора………………………………………………………..4
1.2.Общественный выбор в условиях прямой демократии…………………6
1.3.Общественный выбор в условиях представительной демократии……..7
2.Теории, основанные на концепции общественного выбора………………9
2.1.Теория политического делового цикла……………………………………9
2.2.Теория эндогенного определения экономической политики……………9
2.3.Теория политической ренты………………………………………………10
3.Изучение концепции общественного выбора…………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………….……………………15
Основным фактором, формирующим мнения значительной массы избирателей, часто бывают средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. Отметим, что это не только удобный, но и сравнительно дешевый метод получения необходимой информации. Однако некоторые избиратели не используют и этот шанс, положившись на собственное мнение или мнение знакомых и родственников. Наконец, многие избиратели просто не участвуют в голосовании. Это свидетельствует о том, что они не видят пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением. Существует своеобразный эффект порога - это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Если оно ниже определенной величины, избиратель старается избежать исполнения своего гражданского долга, становясь человеком, для которого типично рациональное неведение.
Представительная демократия обладает, считают исследователи общественного выбора, рядом несомненных преимуществ. Она, в частности, с успехом использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.
В то же время при представительной демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц. Группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
Группы со взаимными и
значительными интересами могут
с лихвой компенсировать свои затраты,
если законопроект, который они отстаивают,
будет принят. Дело в том, что выгоды
от принятия закона будут реализованы
внутри группы, а издержки распределятся
на все общество в целом. Концентрированный
интерес немногих побеждает распыленные
интересы большинства. Поэтому относительное
влияние групп с особыми
Последователи концепции общественного выбора наглядно показали, что нельзя целиком и полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.
Сторонники концепции общественного выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую "торговлю голосами" отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов, то есть распределения, повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Парето-оптимальности.
Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т.д.) могут быть "куплены" предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
2. Теории, основанные на концепции общественного выбора
2.1 Теория политического делового цикла
Теория политического делового цикла, которую составляют работы Уильяма Нордхауса, Эдварда Тафта, Дугласа Хиббса и Поля Мосли,
предполагает, что некоторые экономические индикаторы колеблются синхронно с выборами. Хотя нет достаточных эмпирических подтверждений, что такая связь всегда существует, считается что предвыборное стимулирование экономики, составляющее основу политического делового цикла, может быть стратегией, которая принимается или нет, но нет теории, говорящей, почему стратегия иногда принимается, а иногда нет.
Теория политического делового цикла исходит из ряда предположений:
- правительства стремятся
выиграть выборы, для чего они
пытаются максимизировать
- избиратели имеют предпочтения
относительно экономических
- правительства могут манипулировать экономикой для улучшения своих шансов на переизбрание.
2.2 Теория эндогенного
определения экономической
К настоящему времени наибольший
прогресс в изучении закономерностей
функционирования комплекса экономических
и политических рынков достигнут
в рамках одного из ответвлений теории
общественного выбора - теории эндогенного
определения экономической
К числу неоспоримых достоинств
теории эндогенного определения
экономической политики относится
ее способность учитывать
Каждый из этих подходов имеет "сравнительные преимущества" в различных областях анализа государственной политики. Так, "конкурентный подход" позволяет исследовать стратегические проблемы: насколько велика вероятность сохранения существующего политического курса; каковы основные черты набора мероприятий, отвечающего условиям равновесия на политических рынках: в чьих интересах будет осуществляться экономическое регулирование. "Монополистический подход", напротив, может с успехом использоваться для рассмотрения тактических проблем, связанных рутинной деятельностью правительства по определению конкретного распределения прав собственности и элементов ценового вектора.
2.3 Теория политической ренты
Теория политической ренты
акцентирует внимание на том обстоятельстве,
что целью участия
Наиболее показательным случаем деятельности, направленной на изыскание политической ренты, является борьба экономических субъектов за получение монопольных прав, ограничение конкуренции на рынке или законодательное фиксирование благоприятного для производителей уровня цен. Ситуация усложняется, если скоро мероприятия государственной экономической политики, создающие политическую ренту для одних экономических субъектов, обусловливают возникновение негативной политической ренты для других. Возникает ситуация «перетягивания каната», когда в политической сфере сталкиваются группы давления с противоположными интересами. Сама по себе конкуренция между ними не может рассматриваться как противоядие от неэффективного использования ресурсов. Ключевое значение имеет тот факт, что эта конкуренция также требует осуществления расходов на лоббирование.
Если в качестве сторонников
и противников проведения той
или иной меры государственного экономического
регулирования выступают
Лоббирование экономическими
субъектами выгодной им экономической
политики и их борьба за получение
доступа к специфическим
Таким образом, теория политической
ренты проливает свет на мотивы деятельности
групп давления и субъектов принятия
политических решений, что имеет
ключевое значение для теории эндогенного
определения экономической
3. Изучение концепции общественного выбора
Одним из направлений исследования в концепции общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.
По мнению Бьюкенена, бюрократическая
система неэффективна в силу, по
крайней мере, трех причин. "Зло
бюрократии", во-первых, в том, что
она осуществляет выбор не с точки
зрения экономических ценностей
людей, а по иным критериям. Во-вторых,
бюрократизм порождает
Информация о работе Философские основания концепции публичного выбора