Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:58, реферат
В данной работе на основании анализа исторических событий будут рассмотрены научная и философская картины мира, их взаимосвязь, взаимодополняемость и взаимозависимость с древнейших времён до современного этапа развития цивилизации.
Введение……………………………………………………………………….3-4стр
Глава I. Понятие «картина мира»…………………………………………….5-7стр
1.1 Субстрат и субстанция…………………………………………..7-9стр
1.2Строение и развитие природы…………………………………...9-11стр
Глава II. Смена типов мировосприятия в различные исторические эпохи..12-14стр
2.1Революции о познании мира…………………………………....14-22стр
Заключение…………………………………………………………………….23-24стр
Список используемой литературы……………………………………………25-26стр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
технологический институт
(технический университет)»
(СПбГТИ(ТУ))
Факультет: химии веществ и материалов
Кафедра: технологии неорганических вещств и минеральных удобрений
Тема:”Философские проблемы современной научной картины мира”
Студент группы:136м Казанцев М
подпись Ф.И.О.
Преподователь :
Токмаков А.. Н
подпись Ф.И.О.
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие «картина мира»…………………………………………….5-7стр
1.1 Субстрат и субстанция…………………………………………..7-
1.2Строение и развитие природы…………………………………...9-11стр
Глава II. Смена типов мировосприятия в различные исторические эпохи..12-14стр
2.1Революции о познании мира…………………………………....14-22стр
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………25-
Введение.
Анализ сущности философского знания
в разные исторические эпохи и содержания
таких его функций, как обобщающая, синтезирующая
и интегрирующая — приводит к выводу,
что одной из важнейших задач философии
является постижение онтологического
отношения человека к миру, формирование
целостного представления о нем, в совокупности
всех его элементов и проявлений. Такое
представление в современной культуре
обозначается понятием «картина мира».
В ее построении существенную роль играет
онтология – учение о бытии, раздел философии,
в котором создается картина мира на основе
выработанных в конкретной философской
системе общих принципов познания мира.
«Картиной мира» принято называть сложившуюся
на конкретном этапе развития человечества
совокупность представлений о структуре
действительности, способах ее функционирования
и изменения, сформировавшуюся на основе
исходных мировоззренческих принципов
и интегрирующая знания и опыт, накопленный
человечеством.
В силу исторического характера знаний
и опыта людей на каждом этапе развития
человечества, картины мира различаются,
сменяя и дополняя друг друга. Эти различия
определяются не только уровнем развития
общества и его культуры, науки, производства,
но и мировоззренческими установками
людей. Каждый человек, стремясь определиться
в мире, выбирает такой вселенский образ,
который в наибольшей степени соответствует
потребностям его духа. Кто я – творец
или творение мира? Что я могу в этом мире?
Каков смысл моего существования? Каково
мое предназначение в мире? Следует особо
подчеркнуть, что картины мира формируются
в мыслях человека, но, сложившись в определенный
образ, они являются средством онтологизации
наших представлений, и следовательно,
детерминируют ориентации человека в
мире, направленность и характер его целесообразной
деятельности.
Картина мира формируется как в сознании
отдельного человека, так и в общественном
сознании, что объясняет различные проекции
мира в существующих картинах. Различают
научную, философскую и религиозную картины
мира. Их принципиальные различия определяются
следующими позициями: основной проблемой,
решаемой каждой из указанных картин мира
и основными идеями, которые предлагают
картины мира для решения своей проблемы.
В данной работе на основании анализа
исторических событий будут рассмотрены
научная и философская картины мира, их
взаимосвязь, взаимодополняемость и взаимозависимость
с древнейших времён до современного этапа
развития цивилизации.
Глава I Понятие «картина
мира».
Человек издавна стремился создать для
себя некоторое целостное представление
об окружающем мире, «поднявшись» над
теми фрагментарными знаниями, впечатлениями,
которые он получает через свои ощущения
в процессе повседневной жизни. Это хорошо
выразил всемирно известный ученый А.
Эйнштейн, он писал: «Человек стремится
каким-то адекватным способом создать
себе простую и ясную картину мира для
того, чтобы оторваться от мира ощущений,
чтобы в известной степени попытаться
заменить этот мир созданной таким образом
картиной. Этим занимается художник, поэт,
теоретизирующий философ и естествоиспытатель,
каждый по-своему. На эту картину и ее оформление
человек переносит центр тяжести своей
духовной жизни, чтобы в ней обрести покой
и уверенность, которые он не может найти
в слишком тесном головокружительном
круговороте собственной жизни».
Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную
картину Вселенной, в которой человек
и человечество стремятся определить
свое место. Картины мира, отводящие человеку
определенное место во Вселенной и этим
помогающие ему ориентироваться в бытии,
являются результатом духовно-практической
деятельности людей. Научные, религиозные
и философские картины мира дают свое
видение мира и места человека в нем.
Очень важным моментом картины мира является
то, вокруг чего она строится, что является
ее смысловым центром. Научная картина
мира строится вокруг объектов, независимых
от человека; ее ядро – общечеловеческая
реальность. Религиозная картина мира
в центр ставит соотношение небесного
и земного, сферу человеческого и сферу
божественного. Главная тема философской
картины мира – соотношение человека
и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом,
познавательном, ценностном, деятельностном.
Философские картины мира очень разнообразны,
однако все они строятся вокруг отношения
«мир-человек». На этом строятся две ведущие
линии в философском знании: объективистская
и субъективистская. Объективистские
концепции независимо от того, являются
они материалистическими или идеалистическими,
отдают приоритет миру как объективной
реальности, которая не зависит от сознания
человека. Истина для всех едина; человек
относится к миру духовно-практически,
он познает и преобразует мир. Субъективистские
концепции рассматривают мир с индивидуальной
точки зрения. Вся действительность преломляется
через индивида, зависит от него. Общих
истин и общих правил нет. Каждый проходит
через жизнь на свой страх и риск, делая
все, что пожелает, и отвечает только перед
самим собой.
Исходным понятием, на базе которого строится
философская картина мира, является категория
бытия. Бытие – это самое широкое и самое
абстрактное понятие. Прежде всего, термин
«быть» означает наличествовать, существовать.
Признание факта существования многообразных
вещей окружающего мира, природы и общества,
самого человека является первой предпосылкой
формирования картины мироздания. Из этого
вытекает второй аспект проблемы бытия,
который оказывает существенное влияние
на формирование мировоззрения человека.
Бытие есть, то есть нечто существует как
реальность и с этой реальностью необходимо
постоянно считаться человеку. Третий
аспект проблемы бытия связан с признанием
единства мироздания. Человек в своей
повседневной жизни, практической деятельности
приходит к выводу о своей общности с другими
людьми, существовании природы и т. д. Но
в то же время для него не менее очевидны
и различия, которые существуют между
людьми и вещами, между природой и обществом.
И, естественно, возникает вопрос о возможности
всеобщего, то есть общего для всех явлений
окружающего мира. Ответ на этот вопрос
также естественно связан с признанием
бытия. Всё многообразие вещных и духовных
явлений, природы и культуры объединяет
то, что они есть, наличествуют, существуют,
несмотря на различие форм своего существования.
И именно благодаря факту своего существования
они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытия в философии
дается самая общая характеристика мироздания:
все существующее – это и есть мир, к которому
мы принадлежим. Эта характеристика в
данной форме еще не содержит никаких
мировоззренческих оценок. С ней могут
согласиться представители различных
школ, течений и направлений. Противоречия
между ними возникают при конкретном осмыслении
категории бытия и, прежде всего, при решении
вопроса о том, имеется ли нечто конкретное,
что служит объединяющим началом мироздания.
1.1 Субстрат и
Субстанция.
Для обозначения такой общей основы всего
существующего в философии выработаны
две категории: субстрата и субстанции.
«Субстрат» (от лат. substratum – буквально,
подстилка) – это то, из чего все сделано.
Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно
понятию «материя», в том смысле, как это
понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской
традиции. Более высокую степень общности
отражает понятие субстанции. «Субстанция»
(от лат. substatia – сущность, то, что лежит
в основе) означает первооснову всего
существующего, внутреннего единства
многообразия конкретных вещей, событий,
явления и процессов, посредством которых
и через которые они существуют. Таким
образом, если через понятие субстрат
философы разъясняли, из чего состоит
бытие, то понятием субстанции фиксируется
всеобщее основание бытия. Как правило,
философы стремятся создавать картину
мироздания, исходя из какого-то одного
начала (воды, огня, атомов, материи, идей,
духа и т.д.). Учение, принимающее за основу
всего существующего одно начало, называется
монизмом. Монизму противостоит дуализм,
рисующий картину мироздания, опираясь
на какие-либо равноценные два начала.
В истории философии преобладает монистический
подход. Наиболее ярко дуалистическая
тенденция обнаруживалась лишь в философских
системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии
с решением основного мировоззренческого
вопроса в истории философии существовали
две основные формы монизма: идеалистический
монизм в виде религиозной и светской
разновидности и материалистический монизм
– также в разнообразных видах. Идеалистический
монизм ведет свое начало от Пифагора,
Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы
и другие идеальные начала выступают в
нем в качестве субстратов мироздания.
Свое наивысшее развитие идеалистический
монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля
первооснова мира в виде Абсолютной идеи
возведена на уровень субстанции.
Научная картина мира стремится изображать
Вселенную такой, какая она есть на самом
деле, независимо от нас. Вплоть до начала
XX в. в науке господствовала возникшая
в Новое время ньютоновско-картезианская
система мышления, предполагающая строгое
деление на субъект и объект познания.
Механистическая картина мира полагает,
что мир состоит из атомов – мельчайших
неделимых частиц, обладающих постоянной
формой и массой и связанных законом тяготения.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий,
в корне изменивших видение мира современным
естествознанием. Открытие электрона,
создание теории относительности А. Эйнштейном,
опыты Резерфорда с альфа-частицами, работа
Н. Бора, исследования в химии, биологии,
психологии и других науках показали,
что мир гораздо разнообразнее, сложнее,
чем это представлялось ранее.
Термин «картина мира» появился в рамках
науки в конце XIX в. Одним из первых его
использовал знаменитый физик Генрих
Герц. Он понимал научную картину мира
как совокупность создаваемых исследователями
представлений (внутренних образов) об
объектах внешнего мира, из которых логическим
путем, как следствие указанных представлений,
можно получить сведения относительно
поведения этих объектов.
Термином «картина мира», вслед за Герцем,
широко пользовался не менее знаменитый
физик Макс Планк. Под научной картиной
мира он понимал «образ мира», формируемый
в науке и отражающей реальные закономерности
природы. Планк считал, что содержание
этого «образа мира» непрерывно углубляется
по мере развития физического знания.
При этом он указывал на единство научной
картины мира. Чувственные ощущения людей,
– отмечал он, – вызываемые различными
предметами, могут и не совпадать, но «картина
мира, мира вещей для всех людей одинакова».
Научная картина мира, подчеркивал Планк,
изменяется в процессе развития науки
и имеет, поэтому относительный характер.
Создание такой картины мира, которая
представляла бы собой нечто абсолютное,
окончательно завершенное и не нуждалось
бы в дальнейших улучшениях, Планк считал
недостижимой задачей. Таким образом,
«научная картина мира представляет собой
систему общих представлений о мире, вырабатываемых
на соответствующих стадиях исторического
развития научного познания».
1.2 Строении и развитии
природы.
Представлений о строении и развитии природы,
называется естественнонаучной картиной
мира. Кроме того, отдельные естественные
науки могут создавать собственные картины
исследуемой ими реальности. Их называют
частнонаучными (или локальными) картинами
мира. Здесь термин «мир» обозначает уже
не природный мир в целом, а тот его аспект
(фрагмент), который изучается данной наукой
с помощью ее понятий, представлений и
методов. В этом смысле говорят о физической
картине мира, о химической картине мира
и т.д.
Указанные картины мира не существуют
изолированно, в отрыве друг от друга.
Философская картина мира опирается на
достижения естествознания, подтверждающие
и конкретизирующие ее положения и выводы.
В свою очередь естественнонаучная картина
мира обязательно связана с теми или иными
философскими представлениями, свойственными
той или иной эпохе, т.е. является своеобразным
синтезом знаний о природе и философских,
мировоззренческих установок.
Если мифологическое мировоззрение дает
иррациональную символическую картину
мира, религия наделяет человека верой
в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие
и нравственные ценности, наука вооружает
его точными знаниями, закрепленными в
специальных понятиях, законах, теориях,
то в чем же специфика философского знания?
Во-первых, философское знание шире любого
научного эксперимента, оно строится на
предельно широком обобщении, источником
которого является, в конечном счете, универсальный
опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее
общими категориями и законами развития
природы, общества и человеческого мышления,
которые действуют на самом высоком уровне
эволюции мира, во всех науках и сферах
деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания
заключается в том, что оно имеет дело
с вопросами вечными. Это вопросы, которые
нельзя решить, как математическую задачу,
раз и навсегда, и ответы на них не содержатся
в конце задачника. Что есть окружающий
нас мир, может ли человек познать его,
в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье,
творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти,
прекращается ли с ней жизни, может ли
человек надеяться на жизнь вечную? Куда
идет человечество в своем развитии? Все
эти вопросы и многие, подобные им, человечество
заново осмысливает на каждом новом этапе
и вносит новое в их решение. Более того,
каждый человек, пользуясь философскими
знаниями, должен самостоятельно решать
эти вопросы, возвращаясь неоднократно
к ним в течение своей жизни. Бывает, что
в определенные исторические периоды
некоторые философские вопросы теряют
остроту, или, наоборот, приобретают особую
актуальность, или вырастают до значения
глобальных. Философское знание постоянно
открыто изменениям и поэтому чутко улавливает
новое и нередко дает основу для решения
возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает
все более проявляющейся тенденцией к
объективации — воплощению в деятельности,
поступках людей и таким образом — в вещном
или знаковом мире культуры, при этом философские
идеи могут стать огромной не только духовной,
но и материальной силой, если будут восприняты
человеком в качестве убеждений. В этом
плане, одновременно с усилением значения
философии в жизни общества, возрастает
ответственность философов за смысл своих
теорий и идеалов, а политиков — за способы
реализации этих идеалов.
Философия формирует систему знаний, научную
картину мира, абстрактно-объективный
образ мира, что позволяет в итоге повышать
теоретический уровень и эффективность
последних научных изысканий. Философия
помогает наиболее оптимальным образом
развивать все науки, преодолевать в них
возможные методологические трудности
и кризисы, формирует у человека диалектический
метод мышления, стимулирующий критическое
и творческое отношение к окружающему
миру. Предельно обобщая значение философии
для науки, можно сказать, что её роль в
науке прежде всего мировоззренческая
и методологическая. Философия задает
науке мировоззренческий и методологический
базис, необходимый для исследовательской
деятельности.
Таким образом, наука и философия взаимодополняя
и взаимозавися друг от друга, создают
разные картины мира, отражая всю сложность,
неповторимость и многообразие реального
мира.
Глава II. Смена
типов мировосприятия в различные
исторические эпохи.
История научного и философского познаний
сопровождалась периодической сменой
картин мира. А это означало смену так
называемых парадигм. Данное понятие (происходящее
от греческого термина «парадигма – пример,
образец) использовалось еще в античной
и средневековой философии для характеристики
взаимоотношения духовного и реального
мира. Но в философии науки ХХ века понятие
«парадигма» наполнилось новым содержанием.
Приоритет в использовании и распространении
этого понятия принадлежит американскому
науковеду и историку Т. Куну. Стремясь
построить теорию научных революций, он
предложил систему понятий, среди которых
важное место заняло понятие парадигмы.
Под парадигмой понимают определенную
совокупность общепринятых в научном
сообществе на данном историческом этапе
идей, понятий, теорий, а также методов
научного исследования. Другими словами,
парадигма сводится к «… признанным всеми
научным достижениям, которые в течение
определенного времени дают модель постановки
проблем и их решений научному сообществу».
В настоящее время понятие
парадигмы используется в философии
и. истории науки для
знания. Научные революции, имевшие место
во второй половине истекшего тысячелетия
и о которых речь пойдет ниже, сопровождались
сменой парадигм.
Сегодня вряд ли кто возьмется оспаривать
тезис о наличии в истории науки революций.
Однако термин «научная революция» при
этом может иметь содержание. Самая радикальная
его интерпретация заключается в признании
одной-единственной революции, которая
состоит в победе над невежеством, суевериями
и предрассудками, в результате чего и
рождается, собственно, наука. Другое понимание
научной революции сводит ее к ускоренной
эволюции. При этом любая научная теория
может быть лишь модифицирована, но не
опровергнута.
Самая же экстравагантная точка зрения
на природу и характер научных революций
разработана К. Поппером. Ее называют концепцией
перманентной революции. В соответствии
с попперовским принципом фальсификации
только та теория может считаться научной,
которая в принципе опровержима. При этом
потенциальная опровержимость рано или
поздно превращается в актуальную, т. е.
та или иная теория терпит неудачу. Это-то
и есть, по мнению К. Поппера, самое интересное
в науке – ведь в результате крушения
теории возникают новые проблемы. А движение
от одних проблем к другим и составляет,
по сути, прогресс науки.
Не вступая в дискуссии с вышеприведенными
позициями, необходимо определить общезначимый
смысл понятия «научная революция». Слово
«революция» означает, как известно, «переворот».
В применении к науке это должно означать
радикальное изменение всех ее элементов:
фактов, закономерностей, теорий, методов,
научной картины мира. Но что значит
изменить факты? Твердо установленные
факты, конечно, изменить нельзя, на то
они и факты. Но в науке имеют значение
не сами факты, а их интерпретация, объяснение.
Сам по себе факт, не включенный в ту или
иную объяснительную схему, науке безразличен.
Только вместе с той или иной интерпретацией
он получает смысл, становится «хлебом
науки». А вот интерпретация и объяснение
фактов, подвержены порой самым радикальным
переворотам. Наблюдаемый факт движения
Солнца по небосводу поддается нескольким
интерпретациям: и геоцентрической, и
гелиоцентрической. А переход от одного
способа объяснения к другому и есть переворот
(революция).
Объяснительные же схемы для фактов поставляют
теории. Множество теорий, в совокупности
описывающих известный человеку природный
мир, синтезируются в единую научную картину
мира. Это целостная система представлений
об общих принципах и законах устройства
мироздания.
Таким образом, о радикальном перевороте
(революции) в области науки можно говорить
лишь в том случае, когда налицо изменение
не только отдельных принципов, методов
или теорий, но непременно и всей научной
картины мира, в которой все базовые элементы
научного знания представлены в обобщенном
виде.
Поскольку научная картина мира представляет
собой обобщенное, системное образование,
ее радикальное изменение нельзя свести
к отдельному, пусть даже и крупнейшему
научному открытию. Последнее, может однако,
породить некую цепную реакцию, способную
дать целую серию, комплекс научных открытий,
которые и приведут, в конечном счете,
к смене научной картины мира. В этом процессе
наиболее важны, конечно, открытия в фундаментальных
науках, на которые она опирается. Как
правило, это физика и космология. Кроме
того, помня о том, что наука – это, прежде
всего метод, нетрудно предположить, что
смена научной картины мира должна означать
и радикальную перестройку методов получения
нового знания, включая изменения и в самих
нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых
радикальных смен научных картин мира,
т.е. научных революций, в истории развития
науки вообще и естествознания в частности
можно выделить три. Если их персонифицировать
по именам ученых, сыгравших в этих событиях
наиболее заметную роль, то три глобальных
научных революции должны именоваться
«аристотелевской»,«ньютоновско
Информация о работе Философские проблемы современной научной картины мира