Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:08, реферат
Еще с древних времен человек всегда стремиться познать и осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя. Постепенно человек начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Филосовские школы древней индии ………………………………………………………… 2
Веданта……………………………………………………………………………………………………....3-6
Миминса………………………………………………………………………………………………….….6-7
Ньяя…………………………………………………………………………………………………………..…7-9
Йога…………………………………………………………………………………………………………….9-11
Вайшешика………………………………………………………………………………………………..11-12
Филосовские школы древнего Китая……………………………………………………….12-14
Школы Конфуция……………………………………………………………………………………..14-16
Школы Дао………………………………………………………………………………………………16-18
Литературный список
Филосовские школы древней индии …………………………………………………………
2
Веданта……………………………………………………………
Миминса……………………………………………………………
Ньяя……………………………………………………………………
Йога……………………………………………………………………
Вайшешика………………………………………………………
Филосовские школы древнего Китая……………………………………………………….12-
Школы Конфуция…………………………………………………………
Школы Дао……………………………………………………
Литературный список
Философские школы Древней Индии.
Еще с древних времен человек
всегда стремиться познать и осмыслить
окружающий мир - живую и неживую
природу, космическое пространство,
наконец, самого себя. Постепенно человек
начал дифференцировать природу
как средство своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствие
того, что человек стал воспринимать
животный и растительный мир, космос
как нечто отличное и противостоящее
ему, у него началось формирование способностей
осмысливать действительность, а
затем и философствовать, т.е. делать
умозаключения, вывода и выдвигать
идеи об окружающем его мире.
Вместе с этим, начали формироваться различные
мнения по тому или иному вопросу о существовании,
начали образовываться различные философские
школы со своими учениями, положениями.
Философия Древней Индии является одной
из самых древних. Для нее характерно развитие в рамках
определенных систем, или школ, и деление
их на две большие группы. Первая группа
— это ортодоксальные философские школы
Древней Индии, признающие авторитет Вед
(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до
н.э.), Санкхья (VI в. До н.э.), Ньяя (III в. до
н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в.
До н.э.)). Вторая группа — неортодоксальные
школы, не признающие авторитет Вед (Буддизм
(VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята, Джайнизм)
Веданта
Веданта является одной из шести
ортодоксальных школ философии Древней
Индии, под которой также подразумевается
общее название ряда философско-религиозных
традиций в индуизме, объединенных общими
темой, предметом и основополагающими
текстами и написанными к ним комментариями.
Первоначально это название относилось
к философским текстам, примыкавшим к
Ведам — Брахманам, Араньякам
Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и
объяснила их смысл. Веданта, как и ведические
писания, на которых она основывается,
в основном сосредоточена на самосознании,
то есть понимании индивидом своей изначальной
природы и природы Абсолютной Истины.
Веданта, под которой понимается «конечное
знание» или «конец всего знания», не ограничивается
каким-либо определённым текстом или текстами
и у ведантической философии не существует
единого источника. Веданта основывается
на неизменных, абсолютных, духовных законах,
которые являются общими для большинства
религий и духовных традиций мира. Веданта,
как конечное знание, приводит к состоянию
самосознания или космического сознания.
Как исторически, так и в современном контексте,
веданта понимается как всецело трансцендентное
и духовное состояние, а не как концепция,
которая может быть постигнута просто
с помощью материального разума.
Термин «веданта» представляет собой санскритское сложное
слово:
Что касается возникновения этой философской
школы, то время формирования веданты неизвестно.
По мнению большинства учёных, это произошло
в послебуддийскую эпоху (около III века
до н. э.). В то время как ведический ритуальный
религиозный процесс карма-канды продолжал
практиковаться брахманами, стали также
появляться течения, более ориентированные
на джнану (знание). Эти новые философско-мистические
течения в ведической религии были сосредоточены
на медитации, самодисциплине и духовном
самопознании, а не на ритуальных практиках.
В ранних текстах, санскритское слово «веданта»
просто использовалось по отношению к
наиболее философским ведическим писаниям —Упанишадам.
Однако, в более поздний период развития
индуизма, слово «веданта» стало употребляться
по отношению к философской школе, которая
интерпретировала Упанишады. Традиционно,
веданта принимает свидетельство писаний,
или шабда-праману, как наиболее авторитетный
метод познания, в то время как чувственное
восприятие, или пратьякша, и заключения,
сделанные с помощью логики анумана, рассматриваются
как подчинённые шабде.
«Веданта-сутры» являются классическим
сочинением ведантизма. Согласно индуистской
традиции, они были составлены мудрецом Вьясой около
5000 лет назад. В эпоху Средневековья, в VIII
веке, Шанкара написал к ним свой комментарий.
Мудрец Вьяса произвёл в «Веданта-сутрах»
систематизацию ведантический идей, изложив
ведическую философию в форме афоризмов.
Основой веданты является философия Упанишад,
в которой Абсолютная Истина называется Брахманом.
Мудрец Вьяса был одним из главных поборников
этой философии и автором «Веданта-сутр»,
основанных на Упанишадах. Концепция Брахмана
как Верховного Духа или как вечно существующей,
имманентной и трансцендентной Абсолютной
Истины, являющейся божественной основой
всего сущего — выступает как центральная
тема в большинстве школ веданты. Понятия
личностного Бога или Ишвары также играют
важную роль, и различные ведантические
школы в основном расходятся в том, как
они определяют отношения между Богом
и Брахманом.
Философия Упанишад часто выражена загадочным
языком, что позволило самые разнообразные
её интерпретации. В течение истории, различные
мыслители на свой манер истолковали философию
Упанишад и других текстов, таких как «Веданта-сутры»,
в основном руководствуясь своим собственным
пониманием и реалиям своей эпохи. Существует
шесть основных интерпретаций этих писаний,
три из которых получили наибольшую известность
как в Индии так и за её пределами, это:
Основоположниками адвайта-
Основоположником вишишта-
Основоположником двайты
Философию двайта-адвайты
Основоположником шуддха-
Основоположником ачинтья-
В ачинтья-бхеда-абхеде —
Миминса
Миманса или мимамса («
Основополагающий текст для школы мимамсы —
пурва-мимамса Сутра, написанная Риши Джамини (Rishi Jaimini)
(приблизительно в III—I веке до н. э.). Главный
комментарий был составлен Сабарой приблизительно
в 5-ом или 6-ое веке н. э. Школа достигает
своей вершины с философскими трудами Кумарила-бхатты и Прабхакары
(приблизительно 700 г. н. э.). И Кумарила-бхатта и Прабхакара (наряду с Мурари, работа
которого на данный момент утеряна) написали
обширные комментарии к Мимамсасутрабхашьям
авторства Сабры.
Риши Джамини в тексте Мимамса Сутра (3-ий
век до н. э.), подвел итог общих правил Ньяи
для интерпретации Вед. Текст содержит
12 глав, из которых первая глава имеет
основную философскую ценность. Комментарии
относительно Мимамса Сутры Бхартмитры,
Бхавадаса, Хари и Упаварса являются утерянными.
Сабара (1-ый век до н. э.), первый комментатор
Мимамса Сутры, чья работа дошла до нас.
Его Бхашья(bhāṣya) — основание всех более
поздних работ школы Мимамса. Кумарила-бхатта (7-ой век н. э.), основатель первой школы
Мимамсы, написал комментарии и к Сутре
и к Бхашье, Сабары. Его трактат состоит
из 3 частей, Слокаварттика(Ślokavārttika), Тантраварттика
и Туптика. Мандана Мисра (8-ой век н. э.)
был последователем Кумарила, который
написал Видхививеку и Мимасанукрамани.
Есть несколько комментариев к работас
Кумарила. Сукарита Мисра написал Кашика
(комментарий) к Слокаварттика. Сомесвара
Бхатта написал Ньяясудха, также известный
как Ранака, комментарий к Тантраварттика. Партхасарати
Мисра написал Ньяяратнакара(1300 г. н. э.),
другой комментарий к Слокаварттика. Он
также написал Састрадипика, независимую
работу над Мимамсой и Тантраратной. Варттикабхаранья,
написанная Венката Дикситой, является
комментарием к Туптике. Прабхакара (8-ой
век н. э.), создатель второй школы Мимамсы
написал свой комментарий Брхати к Бхашья,
Сабары. Ржувимала, написанная Саликантхой,
(9-ый век н. э.) является комментарием к
Брхати. Его же авторства Пракарнапанцика —
независимая работа этой школы и Парисиста
краткое объяснения Бхашьи, Сабары. Bhavanātha’s
Nyāyaviveka имеет дело с представлениями этой
школы в деталях. Основателем третьей
школы Мимамсы был Мурари, работы которого
до нас не дошли.
Ньяя
Система ньяйи — одна из шести главных теистических школ инди
Основы философии ньяйи были заложены
мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой)
и Акшапада.
Поэтому ньяя называется также системой
Акшапады. Эта философия рассматривает
главным образом условия правильного
мышления и средства познания реальности.
Она признает наличие четырех самостоятельных
источников истинного познания: восприятия
(пратьякша), вывода, или заключения (анумана),
сравнения (упамана) и свидетельства, или
доказательства (шабда).Объектами познания,
согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело,
чувства и их объекты, познавательная
способность, ум, деятельность, умственные
дефекты, повторное рождение, чувства
удовольствия и боли, страдание и свобода
от страданий.
Философы ньяиики стремятся избавить
душу от её привязанности к телу. Согласно
системе ньяя, я (атман) представляет собой
самостоятельную субстанцию, совершенно
отличную от ума и тела и приобретающую
атрибуты сознания в процессе установления
связи с каким-либо объектом посредством
чувств. Однако сознание не является неотъемлемым
свойством я. Это — случайное, побочное
свойство. Оно перестает ограничивать
я в состоянии освобождения. Освобождение
означает абсолютное прекращение всех
мучений и страданий, ставшее возможным
благодаря правильному познанию действительности.
Причем освобождение — это только облегчение
страданий, а не удовольствие или счастье.
Для достижения освобождения необходимо
приобрести истинное познание своего
я и всех других объектов опыта. Необходимо
понять, что наше я отлично от тела, ума,
чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной созидания,
сохранения и разрушения мира. Он создает
мир не из ничего, но из вечных атомов,
пространства, времени, эфира, умов и душ.
Мыслители этой школы доказывают существование
бога. Для этого они используют несколько
аргументов. В частности они говорят, что
все сложные объекты мира, образованные
определенной комбинацией атомов (горы,
моря, реки и т. д.), должны иметь причину,
потому что они по своей природе являются
следствиями какого-то действия, подобно
тому как следствием действия гончара
является горшок. Без руководства со стороны
разумной причины материальные причины
этих вещей не могут достигнуть того порядка,
связи и координации, которые дают им возможность
производить определенные действия. Очевидно
человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих
судеб. Ньяиики говорят, что причинами
страдания и радости являются поступки
людей совершенные в нынешней и прошлых
жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим,
но и морально совершенным, то, очевидно
страдание человеку даётся за плохие поступки,
а радость за хорошие. Если бог является
и творцом и моральным руководителем мира,
то получается, что человеческие существа
отвечают перед богом за свои поступки.
Из этого естественно и необходимо следует,
что бог награждает нас за хорошие поступки
и наказывает за плохие. Иными словами,
в мире, сотворенном богом, хорошие действия
должны вести к хорошим последствиям,
а вредные действия не должны миновать
вредных последствий.
Третий аргумент в пользу бытия бога основывается
на авторитете Вед.
Значение системы ньяйи заключается в
ее методологии, то есть в теории познания,
на которой строится эта философия. Созданная
в ней теория познания является основой
не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными
изменениями она служит и другим системам
индийской философии. Ньяя применяет метод
логической критики для решения всех жизненно
важных и философских проблем. Ньяя не
дает систематического представления
о мире в целом в свете единого абсолютного
принципа.