Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:08, реферат
Еще с древних времен человек всегда стремиться познать и осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя. Постепенно человек начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Филосовские школы древней индии ………………………………………………………… 2
Веданта……………………………………………………………………………………………………....3-6
Миминса………………………………………………………………………………………………….….6-7
Ньяя…………………………………………………………………………………………………………..…7-9
Йога…………………………………………………………………………………………………………….9-11
Вайшешика………………………………………………………………………………………………..11-12
Филосовские школы древнего Китая……………………………………………………….12-14
Школы Конфуция……………………………………………………………………………………..14-16
Школы Дао………………………………………………………………………………………………16-18
Литературный список
Йога
Йога— понятие в индийской культуре,
в широком смысле означающее совокупность
различных духовных и физических практик,
разрабатываемых в разных направлениях
индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и
психофизиологией индивидуума ради достижения
возвышенного психического и духовного
состояния. В более узком смысле, йога
— это одна из шести ортодоксальных школ
(даршан) философии индуизма. Исходная цель
йоги — изменение онтологического
Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога,
В индийской философии, йогой называют
одну из шести ортодоксальных философских
школ индуизма. Философская система йоги
тесно связана со школой санкхьи. Согласно
учению Патанджали, школа йоги принимает
психологический и метафизический аспекты
философии санкхьи и по сравнению с санкхьей
является более теистической. Примером
теистичности йоги может служить факт
добавления Божественного Существа к
25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья
очень близки друг к другу, по этому поводу Макс
Мюллер говорил, что «данные философии
в просторечьи называют санкхьей с Богом
и санкхьей без Бога...». Тесную связь между
санкхьей и йогой также объясняет Генрих
Циммер.
|
Основным текстом школы
йоги являются «Йога-сутры» Патанджали,
который считается основателем философии
йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога,
или йога управления умом. Патанджали
даёт определение слова йога во второй
сутре, которая является ключевой сутрой
всего текста. Это определение базируется
на значении трёх санскритских терминов. И.
К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога
— это обуздание (ниродхах) изменчивости
(вритти) ума (читта)». Вивекананда
«Йога-сутры» Патанджали также выступили
основой для системы аштанга-йоги («
1. Яма — принципы взаимодействия
с внешней средой
2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней
средой
3. Асана — объединение ума и тела посредством
физической деятельности
4. Пранаяма — контролирование дыхания,
приводящее к объединению тела и ума
5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта
с их объектами
6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность
ума
7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность,
которая постепенно приводит к самадхи)
8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное
состояние блаженного осознания своей
истинной природы
Иногда их делят на четыре
низшие и четыре высшие ступени, из
которых низшие сопоставляют с хатха-йогой,
в то время как высшие ступени
принадлежат специфически к раджа-йоге.
Одновременная практика трёх высших
ступеней называется самьяма.
Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите».
«Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль
ума, искусство деятельности, осознание
высшей природы души (атмы) и трансцендентности
Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит,
корнем всех страданий является возбуждённый
эгоистическими желаниями ум. Единственным
способом остановить пламя желаний является
контроль ума посредством самодисциплины
с одновременным вовлечением в возвышенную
духовную деятельность. Воздержание от
деятельности, однако, считается таким
же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение
в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей
целью является освобождение ума и разума
от материальной деятельности и их сосредоточение
на духовном уровне через посвящение всех
действий Богу.
В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой
традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-
Хотя эти пути отличны
друг от друга, их основная цель практически
одна и та же — осознать, что Бог
в Своей личностной форме (Бхагаван)
является изначальной истиной, на которой
зиждется всё бытие, что материальное
тело временно, и что Сверхдуша (Параматма)
вездесуща. Конечной целью йоги является мокша —
освобождение из круговорота рождения
и смерти (самсары) через осознание Бога
и своих отношений с Ним. Этой цели можно
достичь практикуя любой из трёх видов
йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит
о превосходстве бхакти над другими путями
достижения высшей цели.
Хатха-йога — это одна из систем йоги,
описанная Йоги Сватмарамой в своём труде
«Хатха-йога-прадипика», составленном
в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно
отличается от раджа-йоги Патанджали:
она сосредоточена на шаткарме, очищении
тела, приводящего к очищению ума (ха),
и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога
даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим
позам (асанам) раджа-йоги Патанджали,
добавляя к ним гимнастические йогические
элементы. В настоящее время, хатха-йога
в её многочисленных вариациях представляет
собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый
с понятием «йога».
Вайшешика
Система
вайшешики — одна из шести главных теистических школ инди
Импульсом системы вайшешика является
ее враждебное отношение к буддистскому
феноменализму. Признавая буддистскую
точку зрения на источники познания: восприятие
и логический вывод, вайшешика в то же
время считает, что души и субстанции являются
непреложными фактами. Она не связывает
себя с проблемами теологии.
Смежной вайшешике системой философии
является ньяя. Обе системы ставят перед человеком
одну и ту же цель — освобождение индивидуального
я. Они считают незнание коренной причиной
всякой боли и страдания, а освобождение
— абсолютным прекращением страданий,
которое должно быть достигнуто через
правильное познание реальности. Однако
между ними существуют и некоторые различия,
сводящиеся в основном к двум пунктам.
Во-первых, если наяйики признают четыре
независимых источника познания — восприятие,
логический вывод, сходство и свидетельство,
то вайшешики — только два: восприятие
и логический вывод, сводя к ним сходство
и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики признают шестнадцать
категорий, считая, что они исчерпывают
всю реальность и включают все категории,
принятые в других философских системах;
система же вайшешики признает только
семь категорий реальности, a именно: субстанция
(дравья), качество (гуна), действие (карма),
всеобщность (саманья), особенность (вишеша),
присущность (самавая) и небытие (абхава).
Категория буквально понимается как объект,
обозначенный словом.
Философы-вайшешики разделяют все объекты,
обозначенные словами, на два класса —
бытие и небытие. В класс бытия включается
все, что есть, или все положительные реальности,
как, например, существующие предметы,
ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия
объединяет все отрицательные факты, например
несуществующие вещи. Существует шесть
видов бытия, то есть шесть видов положительных
реальностей: субстанция, качество, действие,
всеобщность, особенность, присущность.
Позднейшие вайшешики добавляют к ним
седьмую категорию — небытие, которая
обозначает все отрицательные факты.
Философские школы Древнего Китая
Китай - страна древней истории, культуры,
философии; уже в середине второго
тысячелетия до н. э. в государстве
Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает
рабовладельческий уклад
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование
династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое
мировоззрение. Одно из отличительных
черт китайских мифов был зооморфный характер
действующих в них богов и духов. Многие
из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели
явное сходство с животными, птицами или
рыбами. Но Шан-ди был не только верховным
божеством, но и их родоначальником. Согласно
мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской
религии был культ предков, который строился
на признании влияния умерших на жизнь
и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было
ни неба, ни земли, Вселенная представляла
собой мрачный бесформенный хаос. В нем
родились два духа - инь и янь, которые
занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо
очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая,
просуществовала вплоть до первого тысячелетия
до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя
и появления новой системы общественного
производства не привели к исчезновению
мифов.
Философия зарождалась в недрах мифологических
представлений, использовала их материал.
Не была исключением в этом отношении
и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана
с мифологией. Однако эта связь имела некоторые
особенности, вытекавшие из специфики
мифологии в Китае. Китайские мифы предстают
прежде всего как исторические предания
о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Наряду с появлением космогонических
концепций, в основе которых лежали силы
ян и инь, возникает наивно-материалистические
концепции, которые прежде всего были
связаны с “пятью первостихиями”: вода,
огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами
привела во второй половине III в. до н. э.
к уничтожению “Сражающихся царств”
и объединению Китая в централизованное
государство под эгидой сильнейшего царства
Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад
древнего единого государства и укрепление
отдельных царств, острая борьба между
крупными царствами за гегемонию - нашли
свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических
и этических школ. Этот период характеризуется
рассветом культуры и философии.
В таких литературно- исторических памятниках
как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем
определенные философские идеи, возникшие
на основе обобщения непосредственной
трудовой и общественно-исторической
практики людей. Однако подлинный расцвет
древней китайской философии приходится
именно на период VI-III в до н. э., который
по праву называют золотым веком китайской
философии.
Именно в этот период зарождаются те проблемы,
те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей
истории китайской философии, вплоть до
новейшего времени.
Школы Конфуция
В момент становления основных школ философско-общественной
мысли Китая умы философов и мыслителей
охватывали все области социальной и духовной
жизни на несколько тысячелетий вперед.
Как регулировать государство, как привести
страну в гармонию с Небом — высшим деятельно-указующим
началом мира? Как сделать народ покорным,
устранить смуты? Так формируется мысль
конфуцианства, основателем которого
стал человек по имени Кун-цзы, известный
нам в западной транскрипции как Конфуций.
Его имя очень часто упоминается в одном
ряду с именами Будды, Заратустры, пророка
Мухаммеда. Конфуций оставил широкий и
неизгладимый след в духовном развитии
целого культурного региона .Сверх того
, его общественные и нравственные идеалы
стали впоследствии предметом повышенного
внимания и на Западе и в России .
Этого мыслителя древности, в отличии
от многих других, не скрывает завеса,
сотканная воображением последователей.
Наоборот - благодаря им мы можем узнать
о его привычках, характере, манерах, о
событиях его жизни, услышать его подлинные
слова. Как утверждают его последователи,
в его облике нет ничего сверхчеловеческого,
он удивительно прост, даже прозаичен.
Прежде всего, считал он, надо всё расставить
на свои места, или “исправить имена”,
когда “правитель будет правителем, отец
отцом, сын сыном”. Это можно было сделать
через соблюдение строгих морально-этических
устоев, суммируемых понятием ритуала
— ли, например, гуманности, справедливости,
долга, сыновней почтительности, заботы
о младших.
Конфуцианство выступало не как религия,
но как вид рационалистической социальной
философии. Правитель следовал Небу, которое
даровало ему свою Благую силу — Дэ, а
правитель транслировал эту силу на своих
подданных. Таким образом, государство
жило по типу единой семьи, не случайно
ходила поговорка: “Вся Поднебесная —
одна семья”. Семья служила идеальной
символической формой всякого сообщества
в Китае: государства, философской школы,
взаимоотношений чиновников и народа.
Идеология конфуцианства в целом разделяла
традиционные представления о небе и небесной
судьбе, в частности изложенные в “Ши
цзин”. Однако в условиях широко распространившихся
сомнений о небе в VI в. до. н. э. конфуцианцы
во главе с Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) делали
упор не на проповедь величия неба, а на
страх перед небом, перед его карающей
силой и неотвратимостью небесной судьбы.
Конфуций говорил, что “все первоначально
предопределено судьбой и тут ничего нельзя
ни убавить, ни прибавить”. Конфуций говорил
также, что благородный муж должен испытывать
страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал:
“Кто не признает судьбы, тот не может
считаться благородным мужем”.
Конфуций почитал небо как грозного, всеединого
и сверхъестественного повелителя, обладающего
при этом известными антропоморфическими
свойствами. Небо Конфуция определяет
для каждого человека его место в обществе,
награждает, наказывает.
Наряду с доминирующим религиозным взглядом
на небо у Конфуция уже содержались элементы
толкования неба как синонима природы
в целом.
Одно из главных мест в социально-политических
и этических воззрениях древнекитайских
мыслителей занимала проблема умиротворения
общества и эффективного управления государством.
Конфуцианство, выражавшее по преимуществу
интересы родовой знати, господство которой
приходило в упадок , подвергалось серьезным
ударам со стороны “новых богатеев” из
числа зажиточных общинников, купцов и
т. д.
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
1.упорядочить отношение родства среди
самой родовой знати, упорядочить ее взаимные
отношения, сплотить родовую рабовладельческую
аристократию перед лицом нависшей
угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими”
людьми;
2.обосновать идеологически привилегированное
положение родовой знати
Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти
чужих людей и отстранял своих родственников.
И по его мнению это ослабляло господство
наследственной аристократии.
В древне китайском обществе в силу устойчивости
кровно родственной общины (патронимии)
человек рассматривался как частица общины,
рода, клана. Поэтому при рассмотрению
природы человека древнекитайские мыслители
брали в качестве объекта не индивида,
а некую абстракцию, “человека вообще”.
Однако и в Китае по мере развития классовой
борьбы и роста имущественной дифференциации
внутри общины шел процесс выделения человека
как индивида; он постепенно становился
предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил
Конфуций в связи со своей концепцией
воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной,
ее дальнейшее развитие привело к появлению
двух противоположных концепций - о “доброй
природе” и о “злой природе”. Общей для
той и другой концепции была убежденность
в том, что природа человека с помощью
воспитания, усовершенствования общества,
законов может быть изменена.
Конфуцианцы приводят в систему взгляды
Конфуция о воспитании и управлении. Они
утверждали, что природа человека изначально,
врожденно добра.
Человеческое сознание, мышление в китайской
философии стали предметом специального
исследования лишь в конце IV в. до. н. э.
До этого времени по вопросу о природе
мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники сводился
в основном к изучению древних книг заимствованию
опыта предков. Конфуций считал основным
методом получения знаний - обучения, а
источником знания древние предания и
летописи.
Конфуций проповедовал способ восприятия
знаний через призму традиционных установлений
и подгонки новых знаний, нового опыта
под авторитеты древности.
Превратившись в освященную авторитетом
веков традицию и привычку, конфуцианский
образ мышления став серьезным препятствием
развития науки и мысли в Китае.
Школы дао
Даосизм как религиозно-философская система
формируется на рубеже н. э. в результате
синтеза Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учения
(Лао Чжуан сюэ пай ); доктрин натурфилософов;
концепции “духа” как предельного выражения
процесса изменений, верований шаманов
и магов, представлений о “бессмертных
святых”. Даосы считают, что их учение
восходит к глубокой древности, когда
его тайны были открыты мифическому “Желтому
императору”. В китайских преданиях и
легендах рассказывается о 9-ти “первопредках”,
появлявшихся у истоков китайской цивилизации
друг за другом и принесших народу знания,
ремесла, письменность, музыку и т. д.
Одним из них был первопредок Хуан-ди.
Хуан-ди принес высшую духовную Истину
и целостную систему совершенствования
человека. Эта система включала в себя
теоретический аспект, где описывался
процесс творения мира Богом (Дао) и раскрывалась
цель человеческой жизни — развитие своего
сознания, заканчивающееся достижением
Божественного Совершенства и слиянием
с Дао. Большое значение также придавалось
этике, т. е. развитию “правильного чувства
и правильного действия”.
Эта изначальная многоплановая информация,
данная Хуан-ди, явилась истоком концепций
множества школ. Различия между ними происходили
от того, на какую конечную цель были направлены
усилия их адептов, — совершенствование
тела, “жизненной энергии” или сознания.
В зависимости от цели использовались
и различные физические или психофизические
методики, а также в разной степени стимулировалось
развитие этики и интеллекта. Даосская
традиция считает именно Хуан-ди основателем
даосизма.
Даосизм является многообразным учением
и не ограничивается только теоретическими
построениями. Уже ранние даосы выработали
свою собственную, причем очень глубокую
и оригинальную, концепцию культурного
развития человека, которая легла в основу
даосской культуры психической деятельности,
оказавшей огромное влияние на всю психическую
культуру древнего и средневекового Китая.
Особенность психических концепций даосов
заключалась в том, что они рассматривали
природное не как сугубо психофизиологическое
в человеке, а как воплощение всеобщих
и универсальных закономерностей структурной
организации и функционирования мира,
единых для всей природы — как живой, так
и неживой, хоть и изоморфных таковым в
человеческом существе, но несводимых
к ним целиком и полностью в силу определенной
специфики, с которой эти всеобщие закономерности
проявляются в человеке. Поэтому главная
задача даосской практики психотренинга
и психической саморегуляции (так называемой
даосской йоги) заключалась не в подчинении
человека биологическому началу как таковому,
а в выявлении изначально заложенного
в нем космического начала и в подчинении
психофизиологических процессов всеобщим
космическим законам с тем, чтобы устранить
все препятствия для их естественного
и полнокровного самопроявления и на макроскопическом
уровне, в результате чего человек становится
равноправным во всех отношениях членом
космической триады “небо – земля – человек”.
Предельным выражением всеобщей закономерности
функционирования вселенной есть “великое
Дао”, которое отождествлялось даосами
с “истинной сущностью” человека и в
полном подчинении которому они видели
высшую цель культурного развития человеческой
личности.
Они утверждали, что в “самозабвенном”
состоянии, постигая свою истинную природу,
тождественную истинной сущности каждой
вещи, каждого явления, человек одновременно
отождествляется с миром окружающей природы,
образуя с ней нераздельное и гармоничное
единство, так как постижение Дао есть
такой психологический опыт, в котором
исчезает различие между субъектом и объектом,
между “Я” и “не-Я”. При этом происходит
как бы “самоидентификация” всех противоречий
и оппозиций, раскалывающих изначальную
целостность мира и создающих в обыденном
сознании драматические коллизии между
микрокосмом и макрокосмом, с одной стороны,
и между человеческой личностью (точнее,
его индивидуальным “Я”) и истинной природой
человека — с другой. Психотерапевтическая
ценность “просветления”, по мнению даосов,
заключается в его способности примирять
противоречия на более высоком уровне
сознания, и в этом смысле Дао интерпретировалось
ими как путь к более целостной и гармоничной
жизнедеятельности человеческой психики,
ведущей к слиянию индивидуального потока
психики с универсальным Путем вселенной
и его функционированию в полном соответствии
с всеобщим принципом структурной организации
и функционирования космического целого.
Вместе с тем даосы утверждали, что противоречия
и противоположности взаимоидентифицируются
внутри себя (т. е. внутри каждой пары оппозиции).
Поэтому для даоса, обретающего состояние
“не-дуальности”, нет прогрессии к некоему
абсолюту, но все противоречия существуют
одновременно с их тождеством, так как
всякое явление одновременно и утверждает
и отрицает себя в процессе динамического
взаимодействия полярностей, которое
является источником всякого движения
и развития и которое предстает как диалектическое
единство непрерывности и дискретности.
В “Дао дэ цзине” метод психической саморегуляции
характеризуется следующим образом: “Нужно
сделать свое сознание предельно беспристрастным,
твердо сохранять покой, и тогда все вещи
будут изменяться сами собой, а нам останется
лишь созерцать их возвращение. В мире
большое разнообразие вещей, но все они
возвращаются к своему истоку (т. е. к Дао)”.
Достижение подобной “бесстрастности”
не означает, однако, выхолащивания психической
жизни человека. Напротив, отстраненность
субъекта, отсутствие деструктурирующего
вмешательства активности его личности,
его индивидуального “Я” приводит к более
полному проявлению специфики каждого
феномена как такового, к максимальному
выявлению его собственного Дао (т. е. Дао
“всех вещей”). Подобное следование “всех
вещей” своей собственной природе (а под
“всеми вещами” можно понимать как внешние
объекты, так и явления внутренней жизни,
т. е. психические феномены) имело большое
значение в любой сфере человеческой жизнедеятельности,
так как позволяло даосу решать сенсорно-перцептивные
и моторно-двигательные задачи, встававшие
перед ним во время занятий теми или иными
видами практической деятельности, которые
могли рассматриваться как конкретные
средства претворения принципов Дао на
практике.