Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа
XX век в масштабах существования письменной истории человечества сравнительно-небольшой отрезок времени, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необходимо, учитывая его научно-технические, социально-экономические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказывают влияние на мир. Многочисленная литература, посвященная анализу XX века, разноречива и тенденциозна. Это неудивительно, потому что современники, как правило, не могут объективно и непредвзято осветить многочисленные события этого века и, тем более, предугадать, какое из них окажет особенно сильное влияние на последующую историю человечества.
1.Введение…………………………………………………………….………….3
2.Экзистенциализм ……………………………………………………………...5
3. Структурализм………………………………………………………………...7
4. Постмодернизм………………………………………………………………..8
5. Постструктурализм……………………………………………………………9
6. Аналитическая школа………………………………………………………..11
7.Заключение……………………………………………………………………14
8.Библиографический список………………………………………………….15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра философии и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия» на тему:
Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)
Студентка: Савельева Анастасия Игоревна
Учебная группа: ВЗ-46с, курс 1
Специальность: Финансы и кредит.
Савельева А.И._________
Дата выполнения (08 декабря 2012г.)
Проверил: преподаватель _________________________
Дата проверки ____________
Номер студенческого билета: 1223406
Санкт-Петербург
(2012)
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Экзистенциализм ……………………………………………………………...5
3. Структурализм……………………………………………
4. Постмодернизм……………………………………………
5. Постструктурализм…………………………………
6. Аналитическая школа………………………………………………………..11
7.Заключение………………………………………………
8.Библиографический список…………
Введение
XX век в масштабах существования
письменной истории
Двадцатый век называли веком прогресса науки, победы гуманизма и демократии, веком грядущего процветания человечества и всевозрастающего могущества над слепыми силами природы. Однако, уже в первые годы XX века ни меньшее число ученых говорили, что грядущий век будет веком все большего озверения людей, роста их аморализма и беспринципности, что техника превратит человека в своего раба, а погоня за богатством и бесконечно сменяющими друг друга удовольствиями при росте влияния тоталитарных режимов и уничтожении демократических свобод превратит человечество в послушное стадо потребителей-индивидуалистов, не нуждающихся в философской рефлексии. XX век завершается, но споры о том, что он дал человечеству не прекращаются. Безусловно, на первый план в характеристике века необходимо поставить науку, которая достигла больших высот, практически во всех областях научного знания. Изучая космос и элементарные частицы, биосферу и гены, человечество в целом и его многочисленные культуры, - везде наука XX века совершила новые открытия, революционизировавшие все научное знание. Созданы десятки новых наук, значение которых еще только раскрывается: кибернетика, экология, генная инженерия, синергетика и многие другие. Наука двадцатого века в своем абсолютном большинстве неразрывно связана не столько с тайнами природы или человеческого бытия, сколько с военно-техническими разработками, поэтому запасов вооружения сегодня хватит, чтобы уничтожить не только все живое, но и саму планету Земля.
Двадцатый век характеризуется развитием мирового рынка, а это формирует новые отношения между странами и народами. Гонка вооружений и создание разного рода военных блоков привели к резкой конфронтации. Мир поделен на бедные и богатые государства, обрекая целые континенты на выматывающие силы народов догоняющие концепции развития.
Особой остроты в двадцатом веке достигали общественно-политические отношения, как внутри стран, так и между ними. Если начало века было отмечено рядом революций и гражданскими войнами — в России, Венгрии, Германии, Китае и других странах, то затем началась эпоха становления авторитарных и тоталитарных режимов, называвших себя по-разному, но одинаково жестоко относившихся к любому инакомыслию или критике власть имущих: достаточно вспомнить фашистские режимы в Европе, годы культа личности Сталина в нашей стране. Конец века принес не меньшие испытания жителям планеты - это и "культурная революция" в Китае и режим Пол-Пота в Индокитае, революция и контрреволюция в Чили, падение коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы; что, как правило, сопровождалось системным кризисом, усугубившим и без того тяжелое материальное положение бывших "стран социализма". Уход с политической арены коммунистических лидеров не улучшил политическую обстановку в большинстве постсоциалистических стран, а новый их приход к власти в 90-е гг. практически не способствовал разрешению социальных проблем, прекращению кризисов в экономической, финансовой, политической и социальной сферах. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др., современным языком описывает такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Так, например, исследуя эстетический потенциал современного авангардизма и модернизма в различных областях искусства, философия прибегает не только к эстетическому знанию, но и использует эвристический потенциал интуитивизма, рефлексию о непознаваемом, а прибегая к миру современной науки и техники объясняет специфику "виртуальной реальности". Используя, метод проектирования и конструирования современная эстетика, создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.
Итак, рассмотрим подробно:
1- экзистенциализм;
2- структурализм;
3- постмодернизм;
4- постструктурализм;
5- аналитическая школа.
Экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования - один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.
Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс Во Франции - Жан Поль Сартр Альбер Камю, В России - Лев Шестов, Николай Бердяев.
Обычно различают религиозный
и атеистический
Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность". Другими словами, экзистенциальные проблемы - этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование, или экзистенция - это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в "пограничных ситуациях" - в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.
Для экзистенциалиста у человека нет определения до его существования - личностного бытия, направленного к ни что и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное, как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Только действительность идет в счет. Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует прислушаться к экзистенциалистским философам, подчеркивающим ответственность человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе. Второй принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.
Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.
Структурализм
Структурализм - (от лат. - structure - строение, расположение, порядок) направление и интеллектуальное движение в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX ст., базирующееся на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. В античности понятие структуры было синонимом понятия «форма». В XIX веке, когда возникли предпосылки синтеза философских и конкретно-научных знаний, понятие «структура» приобрело общенаучный статус. Современная философия понимает структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».
Становление структурализма вкл
1) становление метода (в структурной лингвистике
Р. Якобсон, Р. Трубецкой, Ф. де Соссюр);
2) распространение метода (культурология
Ю. Лотмана в Эстонии), (этнография К. Леви-Стросса, психоанализ Ж. Лакана литературоведение Р. Барта,
истории науки М. Фуко во Франции);ы
3) размывание метода;
4) критика и самокритика.
К методам структурного анализа
относят: структурно-функциональный анализ,
гештальтпсихологию, лингв. семиотический
анализ, методы аналогии и социологии.
Различают:
- русскую формальную школу;
- Пражский лингвистический
кружок;
- Копенгагенскую и Иельскую
школы.
Отличительные черты структурализма:
- безличная логика;
- порядок;
- целостность;
- слаженный ансамбль;
- органическое единство.
В целом структурализм
Постмодернизм
Постмодернизм - основное направление
современной философии, искусства и науки.
В первую очередь постмодернизм отталкивается,
естественно, от модернизма (постмодернизм
и означает - "все, что после модернизма").
Непосредственными предшественниками
постмодернизма являются постструктурализм
и деконструкция как философский метод.
Последние два понятия чрезвычайно близки
основным установкам постмодернизма - постструктурализм и деконструкция
"свели историю к философии, а философию
к поэтике". Главный объект постмодернизма - Текст с большой буквы. Одного из
главных лидеров постмодернизма, Жака
Деррида, называют Господин Текст.
Различие между постмодернизмом и
постструктурализмом состоит, в первую
очередь, в том, что если постструктурализм
в своих исходных формах ограничивался
сферой философско-литературоведческих
интересов (втайне претендуя на большее),
то постмодернизм уже в 1980-е гг. стал претендовать
на выражение общей теоретической надстройки
современного искусства, философии, науки,
политики, экономики, моды.
Вторым отличием постмодернизма от предшественников
стал отказ от серьезности и всеобщий
плюрализм. В том, что касается философии,
например, постмодернизм готов сотрудничать
и с аналитической философией, и с феноменологией,
и даже с прагматизмом. Здесь, по-видимому, дело в том, что
постмодернизм явился проводником нового
постиндустриального общества, сменившего
или, по крайней мере, сменяющего на Западе
традиционное буржуазное индустриальное
общество. В этом новом обществе самым
ценным товаром становится информация,
а прежние экономические и политические
ценности - власть, деньги, обмен, производство
- стали подвергаться деконструкции.
В постмодернизме господствует всеобщее
смешение и насмешливость над всем, одним
из его главных принципов стала "культурная
опосредованность", или, если говорить
кратко, цитата. "Мы живем в эпоху, когда
все слова уже сказаны", - как-то обронил С.С. Аверинцев;
поэтому каждое слово, даже каждая буква
в постмодернистской культуре - это цитата.
Другой фундаментальный принцип постмодернизма
- отказ от истины. Разные философские
направления по-разному понимали истин.
Но постмодернизм вообще отказывается
решать и признавать эту проблему - разве
только как проблему языковой игры в духе
позднего Витгенштейна, дескать, истина
- это просто слово, которое означает то,
что означает в словаре. Важнее при этом
- не значение этого слова, а его смысл
(см. логическая семантика, знак), его этимология,
то, как оно употреблялось раньше. "Иными
словами, - пишет Пятигорский, - вполне
соглашаясь с Витгенштейном, что "истина"
- это слово, которое не имеет иного смысла,
нежели тот, что это слово означает, и решительно
не соглашаясь с марксизмом, утверждающим,
что истина исторична, постмодернисты
видят ее (истину - В.Р.) только как слово,
как элемент текста, как, в конце концов,
сам текст. Текст вместо истории. История
- не что иное, как история прочтения текста"
(здесь в статье Пятигорского столь характерная
для постмодернизма игра значениями слов
"история" как англ. history "история"
и как англ. story "рассказ, повествование,
сюжет").