Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа
XX век в масштабах существования письменной истории человечества сравнительно-небольшой отрезок времени, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необходимо, учитывая его научно-технические, социально-экономические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказывают влияние на мир. Многочисленная литература, посвященная анализу XX века, разноречива и тенденциозна. Это неудивительно, потому что современники, как правило, не могут объективно и непредвзято осветить многочисленные события этого века и, тем более, предугадать, какое из них окажет особенно сильное влияние на последующую историю человечества.
1.Введение…………………………………………………………….………….3
2.Экзистенциализм ……………………………………………………………...5
3. Структурализм………………………………………………………………...7
4. Постмодернизм………………………………………………………………..8
5. Постструктурализм……………………………………………………………9
6. Аналитическая школа………………………………………………………..11
7.Заключение……………………………………………………………………14
8.Библиографический список………………………………………………….15
Постструктурализм
Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений, раскрепощение желаний и поиск удовольствий в любом жизненном акте). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики покинули социальную сферу, и нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на недифференцированной, самодостаточности события. Дух противоречия царит над каждой субстанцией. Вводится новый понятийный аппарат - концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции. Пост структуры обеспечиваются «метафизикой желаний»-пульсацией, интенсивностью, энергией, идущими извне. Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта (его присутствия, наличия, представлений), элементы релятивизма. Постструктурализм концептуально снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия (сингулярности, партикулярности), «тексты», «дискурсы», «стили письма» понимает значимыми по причине своей бессвязности, принципиальной необобщаемости, характеризуется интертекстуальностью - цитатностью, размыванием жанровых критериев философского рассуждения, метафоричностью. Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.
Постмодернизм как относительно новый этап философии постструктурализма начинается в работах французских мыслителей Ж. Дерриды и Ж. Делёза.
Постмодернизм в философии декларируется как «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., а такие понятия как «справедливость» и «правота» утрачивают свое значение...».
К факторам возникновения
философии постмодернизма
1) исчерпанность управленческого
2) антигуманность процессов технологической коммуникации;
3) активное включение в социальный процесс
новых социальных групп(феминисты,
экологи).
В основе мировоззрения постмодернизма л
Аналитическая школа
Аналитическая философия – направление западной интеллектуальной
культуры 20 в., широко применяющее методы
логического и лингвистического анализа
языка для решения философских проблем.
Аналитическая философия имеет классические
предпосылки в британском эмпиризме, с
одной стороны, и в континентальном рационализме
– с другой. Ее предшественниками считают
Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Д.С.Милля. А
также Аристотеля, представителей средневековой
схоластики, Декарта, Лейбница, Канта и
др. Аналитическая философия наследует
традиции изучения оснований знания –
как в его чувственной, эмпирической, так
и в рациональной, логической, концептуальной
форме. Поле исследований аналитической
философии (логика, эпистемология) постепенно
расширялось, охватывая все многообразие
форм человеческого опыта (этику, эстетику,
право и др.).
Исходные проблемы и понятия
аналитической философии были сформулированы
в статье немецкого логика и философа Г.Фреге «О смысле и значении» (1892). Но реальное
осуществление идея (метод и концепция)
аналитической философии получила в Англии
(Кембридж). Ее основоположниками стали Дж.Э.Мур и Б.Рассел. Про
Философов «аналитической» волны объединяет не столько тематика или тип философских концепций, сколько общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др.
Внутри аналитической
1-философию логического анализа;
2- философию лингвистического анализа (илилингвистическую философию).
Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена в реальном разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка и многообразном вне научном опыте людей.
В период, когда формировались проблемы
и понятия аналитической
В 1898 Мур и Рассел выступили против абсолютного идеализма, противопоставив ему философский «реализм» и «анализ». Учению об Абсолюте и принципу холизма были противоположены плюрализм и атомизм. Оба философа уделяли большое внимание традиционным проблемам теории познания, решаемым в духе реализма: признания независимости внешнего мира от его восприятия, факта – от суждения о нем и др. По методам же исследования и Мур, и Рассел выступили как аналитики, дав стимул аналитическому движению в философии («аналитический поворот»). Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Деятельность Мура способствовала «закату» английского гегельянства и усилению позиций философского реализма. Он возродил исконно английскую философскую традицию эмпиризма и здравого смысла, придал ей обновленный облик, отмеченный печатью пристального внимания к языку. Это и стало истоком аналитической философии. Вслед за ним Рассел впервые обосновал и применил анализ как собственно философский метод. Тем самым он внес решающий вклад в формирование философии логического анализа. Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). На них опирались теоретики Венского кружка, разрабатывавшие проблемы логического анализа науки, заданные «Логико-философским трактатом» Витгенштейна.
Теоретики логического позитивизма (Р.Карнап, Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.), продуктивно исследовавшие логику науки, интересовались философией лишь как общим основанием их по сути специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научного языка и других проблем. Анализ использовался ими главным образом как средство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма принимали все более специальный характер и дали ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и др.). В логико-методологических исследованиях познания (У. Куайн, Н. Гудмен, Н. Решер и др.) главным ориентиром и ценностью выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственно философии. На основе поздних работ Витгенштейна в 1930–40-х гг. в Англии формируется философия лингвистического анализа, или анализа обычного языка. В работах Г. Райла, Дж. Уиздома, Дж. Остина и др. получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических позитивистов философы этой волны, как правило, решительные противники сциентизма. Как и для Витгенштейна, главный предмет их интереса – сама философия. Они хорошо чувствуют тесную связь специфики философских проблем с механизмами реально работающего языка, понимают принципиальное их отличие от проблем науки. Их внимание привлекает глубоко исследованная Витгенштейном проблема дезориентирующего влияния языка на человеческое мышление.
В английской лингвистической
философии различают
Т.е., если на базе логического позитивизма были созданы труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функций философии – постановка и первоначальная проработка новых проблем с последующей их передачей науке. Важные философские достижения аналитической философии 20 в. – осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 1950–70-х гг., но работа эта еще не завершена: освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение продолжаются, что способствует нарастающему влиянию идей и методов аналитической философии. Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль в Великобритании, Австрии, Германии, Польше, Скандинавии, США и др. странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное движение, позиции которого наиболее сильны в англоязычных регионах мира. В последние годы здесь сложились течения, символами которых стали имена Фреге и Витгенштейна. В спорах об интерпретации их концепций, по сути отражается борьба различных течений в аналитической философии 1980–90-х гг.
Заключение
На формирование современной философии огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.
Философия XX – нач. XXI вв. представляет
логическое продолжение предшествующего
развития философской мысли. Традиционные
философские проблемы, приоритеты, принципы
переосмысляются в соответствии с особенностями
современной эпохи.
Современная общественная жизнь чрезвычайно
динамична и внутренне противоречива.
На основе НТР(научно - техническая революция)
происходят существенные изменения в
системе производства и духовной культуры,
но нередко достижения науки и техники
используются в антигуманных целях. Демократические
традиции в ряде стран сочетаются с тоталитарными
тенденциями, с захватнической политикой
по отношению к государствам, располагающим
сырьевыми ресурсами. Засилье массовой
культуры приводит к мифологизации и идеологизации
общественного сознания; усиливается
отчуждение и опустошение личности.
Многовариантность и противоречивость
общественной жизни осмысливается философами
в виде множества концепций, учений, школ,
которые полемизируют друг с другом и
предлагают различные варианты решения
социальных проблем. Это - так называемый
философский плюрализм (от лат. pluralis –
множественный).
В философии ХХ в. преобладала неклассическая
трактовка философской проблематики,
что означает отход от рационализма, признания
права на истину у художественного образа,
мифологического описания, религиозного
символа, обыденного или интуитивного
знания. Истины разума не отрицаются, но
им отводится более скромное место. Наука
уже не рассматривается как панацея от
всех бед и средство решения социальных
проблем. Философия все более обращается
к конкретным проблемам человеческого
бытия.
Среди основных направлений современной
философии можно выделить позитивизм,
феноменологию, экзистенциализм, структурализм,
герменевтику, постмодернизм и др.
Библиографический список
1. В.И. Добрынина. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997. - 288 с.
3.В.Д.Губин Основы философии: учебное пособие. – М.,ИНФРА-М, 2005 г.-288с.
4. http://www.phil-ed.ru/
5. http://www.dialog21.ru/