Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 13:35, контрольная работа
Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. "Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным", - говорил в "Апологии" Сократ. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, - это и есть способ познания добра и зла.
Введение
Задача философа помочь человеку
родиться к новой жизни, к обретению подлинных
и истинных моральных норм. "Я поставил
своей жизненной целью оказывать каждому
в его индивидуальной духовной жизни посильную
помощь, стремясь наметить пути, по которым
каждый из вас мог бы стать лучшим и более
разумным", - говорил в "Апологии"
Сократ. Основное содержание сократовских
рассуждений посвящено проблемам морали:
что такое добро и зло, справедливость
и несправедливость. Философия, с точки
зрения Сократа, - это и есть способ познания
добра и зла. Это познание
Сократ осуществляет в процессе бесед.
Так что по форме метод Сократа - это беседы,
диалоги. В этих беседах Сократ исходит
из фактов частной жизни, из конкретных
явлений окружающей действительности.
Он сравнивает отдельные моральные поступки,
выделяет в них общие элементы, анализирует
их, чтобы обнаружить предшествующие их
объяснению противоречивые моменты и,
в конечном счете, сводит их к высшему
единству на основе вычленения каких-то
существенных признаков. Таким путем он
достигает общего понятия о добре, зле,
справедливости, красоте и т. д. Целью критической
работы ума, по Сократу, должно быть получение
понятия, основанного на строго научном
определении предмета. Сократ учил, что
философия - любовь к мудрости, любовь
к знанию - может рассматриваться как нравственная
деятельность в том случае, если знание
само по себе есть добро. И это положение
является движущей пружиной всей его деятельности.
1. Философские учения софистов и Сократа
Слово "софист" (от греческого "софия" - мудрость)1, первоначально означавшее "мудрец", "искусственник", "изобретатель", со второй половины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии.
Софисты
способствовали развитию логического
мышления, гибкости понятий, позволяющих
соединить и даже отождествить как будто
бы самые несовместимые вещи. Логическая
доказуемость считалась у них основным
свойством истины. Доказать - значило убедить,
уговорить. Софисты считали, что доказать
можно все, что угодно. Все, что требуется
доказать в тех или иных обстоятельствах.
"Познай самого себя"2 - этот призыв, помещенный у
входа в храм Аполлона в Дельфах, становится
у софистов и Сократа ведущим содержанием
всех их философских размышлений.
В философии софистов и Сократа
человек становится единственным бытием.
Имея в виду предшествующую философию,
искавшую бытие вне человека софист Горгий
доказывает, что, если бы оно существовало,
мы не могли бы иметь о нем никакого знания,
а если бы имели таковое, то не могли бы
его выразить. Иначе говоря, человек только
в себе самом может найти истину. Эта идея
очень четко была сформулирована другим
известным софистом Протагором: "Человек
есть мера всех вещей существующих, что
они существуют, и не существующих, что
они не существуют"3. Таким образом, следует констатировать,
что со времен софистов и Сократа проблема
человека, человеческой личности становится
одной из важнейших проблем философии.
Начиная с софистов и Сократа, философия
впервые формулирует основной мировоззренческий
вопрос как вопрос об отношении субъекта
к объекту, духа к природе, мышления к бытию.
И здесь мы должны подчеркнуть, что для
философии специфическим является не
раздельное рассмотрение человека и мира,
а постоянное их соотнесение. Философское
восприятие мира всегда субъективно, личностно
окрашено, в нем нельзя абстрагироваться
от присутствия познающего, оценивающего
и эмоционально переживающего человека.
Философия - это самосознающее мышление.
Учеником софистов в начальный
период своего творчества, а затем их непримиримым
оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н. э.).
Прогрессивное значение
софистики заключается в том, что она выдвинула
на передний план субъективный момент
в отношении человека к миру, выразившийся
в требовании: все, что ценное для личности,
должно быть оправдано перед ее сознанием.
Однако, это оправдание в софистике было
поставлено в зависимость от случайного
хотения и мнения отдельного индивида.
Сократ же выступил против релятивизма
софистов. Мерилом всех вещей для Сократа
является не субъективно-произвольный
единичный человек, а человек как разумное,
мыслящее существо, поскольку в мышлении
находят свое выражение общие законы.
Сократ выступил с требованием выработать
такие истины, которые имели бы общее и
объективное значение. Итак, основополагающая
способность человека, по Сократу, - это
разум, мышление. Именно разум способен
дать высшее, общеобязательное знание.
Но это знание нельзя получить в готовом
виде. Человек должен затратить значительные
усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает
метод Сократа - майевтика - (повивальное
искусство). Этот метод помогает рождению
человеческой мысли, а философ, работающий
по этому методу, уподобляется "бабке-повитухе".4
2.Понятие этического рационализма Сократа
Сократ вел пропаганду своего
этического рационализма. Разработка
идеалистической морали составляет основное
ядро философских интересов и занятий
Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ
обращал внимание на познание сути добродетели.
Как может человек жить, если он не знает,
что такое добродетель? В данном случае
познание сути добродетели, познание того,
что есть "нравственное", являлось
для него предпосылкой нравственной жизни
и достижения добродетели. Сократ отождествлял
мораль со знанием. Нравственность - знание
того, что есть благо и прекрасное и вместе
с тем полезное для человека, что помогает
ему достичь блаженства и жизненного счастья.
Нравственный человек должен знать, что
такое добродетель. Мораль и знание с этой
точки зрения совпадают. Для того, чтобы
быть добродетельным, необходимо знать
добродетель как таковую, как "всеобщее",
служащее основной всех частных добродетелей. Таким образом, одним из отличительных
признаков истинной философии и подлинного
философа являлось по Сократу, признание
единства знания и добродетели. И не только
признание, но также стремление к реализации
этого единства в жизни. Сообразно с этим,
философия в понимании Сократа не сводилась
к чисто теоретической деятельности, но
включала в себя также практическую деятельность
– правильный образ жизни, благие поступки.
Эта позиция Сократа получила в философии
определение – этический рационализм.
Современному человеку, окруженному
со всех сторон благами, полученными как
раз за счет исследования природы, тяжело
понять врага изучения природы («космоса»).
Но для Сократа все было наоборот. Он служил
лучшим примером, чего может достичь человек,
следующий его учению – познанию человеческого
духа. Достаточно вспомнить образ жизни
Сократа, нравственные и политические
коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую
доблесть и мужество, трагический финал.
Слава, которой Сократ удостоился еще
при жизни, легко переживала целые эпохи
и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной
тысячелетий дошла до наших дней.
3. Этическое учение Сократа
Термин "этика" 5- древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание- человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово приобретает новый смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии.
Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:
а) благо тождественно
б) добродетель тождественна знанию;
в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это - аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание»6.
Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.
Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взвешивающий разум.
Этика Сократа имела в становлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими сложными для этики Сократа вопросами.
1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, всё-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит представления о доброй воле.
2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозможно найти ответ в этике Сократа. Современные философы полагают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определяется приобретёнными им в процессе жизни ценностями. Но учения о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.
4.Сократовский поворот философствования от природы к человеку
Сократ - представитель идеалистического
религиозно-нравственного мировоззрения,
открыто враждебного материализму. Впервые
именно Сократ сознательно поставил перед
собой задачу обоснования идеализма и
выступил против античного материалистического
миропонимания, естественнонаучного знания
и безбожия. Сократ исторически был зачинателем
" тенденции, или линии Платона " в
античной философии.
Сократ - великий античный мудрец,
- стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной философии и этики,
логики, диалектике, политических и правовых
учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до
наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.7
Сократ - принципиальный враг
изучения природы. Работу человеческого
разума в этом направлении он считает
нечестивым и бесплодным вмешательством
в дело богов. Мир представляется Сократу
творением божества, "столь великого
и всемогущего, что оно все сразу и видит,
и слышит, и повсюду присутствует, и обо
всем имеет попечение". Нужны гадания,
а не научные исследования, чтобы получить
указания богов относительно их воли.
И в этом отношении Сократ ничем не отличался
от любого невежественного жителя Афин.
Он следовал указаниям дельфийского оракула
и советовал делать это своим ученикам.
Сократ аккуратно приносил жертвы богам
и вообще старательно выполнял все религиозные
обряды.
Основной задачей философии Сократ признавал
обоснование религиозно-нравственного
мировоззрения, познание же природы, натурфилософию
считал делом ненужным и безбожным. Сомнение
("я знаю, что ничего не знаю") должно
было, по учению Сократа, привести к самопознанию
("познай самого себя")8.
Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон" Сократа.
5. Моральная философия
Сократа
Моральная философия Сократа исходит из решения того, как должно жить. Сократ не оставляет человеку морального выбора, поскольку добродетель-это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению. Отсутствие бессмертной души замечает Сократ, было бы счастливой находке для дурных людей: со смертью души, они легко бы избавлялись от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела.
Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа вместе с тем подвержена как совершенствованию, так и порче - в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достается в своих вечных переселениях из этого мира в загробный (Аид) и возвращении назад. Когда человек умрет, его гений, который достался ему при жизни, уводит умершего в особое место, где все, пройдя суд, должны собраться, чтобы отправится в Аид с тем вожатым, которому поручено доставить их отсюда туда. Пробыв там срок, какой они должны пробыть, они возвращаются под водительством другого вожатого, и так, повторяется вновь и вновь через долгие промежутки времени. На суде в Аиде души присуждаются к различным тяжким наказаниям соответственно по земным повинностям, а за добрые дела получают воздаяния по заслугам. Цель загробного наказания состоит в исправлении и очищении души, с тем, чтобы она могла снова вернуться в земной мир. Если души испорчены и неисправимы, они низвергаются в мрачной Тартар. Души, совершившие тяжкие, но искупимые преступления, ввергаются в Тартар лишь на время, до тех пор, пока не вымолят прощения у жертв. Помимо неисправимых душ на землю больше не возвращаются души тех, кто проведет свою жизнь особо разумно светло и прекрасно. Это души философов - чистые и совершенные. После суда в Аиде они получают доступ " в страну высшего гистона, чтобы жить совершенно бестелесно". Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Беседуя с людьми, Сократ стремился заставить их думать об их действиях и жизненных ситуациях, а также размышлять об основных принципах и взглядах, которые определяют их поступки и слова. Образно говоря, Сократ пытался "разбудить" людей. Такой подход соответствует третьему аспекту знания. Подобно психиатру, разговаривая с людьми, Сократ не довольствовался тем, чтобы они только повторяли без должного понимания то, что слышали. Цель беседы, которая направлялась сократовской манерой ведения диалога, схожей с повивальным искусством, заключалась в извлечении из его собеседников того, что сейчас называется "личностным знанием".9