Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 13:35, контрольная работа
Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. "Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным", - говорил в "Апологии" Сократ. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, - это и есть способ познания добра и зла.
6.Специфика метода ведения диалога
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то "определение"10 - это установление родов и видов, их соотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический" метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в графу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу "альфа" (несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта" (справедливости), Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее "определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение": "По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу "дельта", а не "альфа", как это предполагается предыдущим "определением". Равным образом, продолжает "индукцию" Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее "определения" и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного "определения" справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзец с намерением им навредить.
Истина
и нравственность для Сократа - понятия
совпадающие. " Между мудростью и нравственностью
Сократ не делал различия: он признавал
человека вместе и умным и нравственным,
если человек, понимая, в чем состоит прекрасное
и хорошее, руководиться этим в своих поступках
и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно
безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки,
основанные на добродетели, прекрасны
и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем
состоят такие поступки, не захотят совершить
никакой другой поступок вместо такого,
а люди, не знающие, не могут их совершить
и, даже если пытаться совершить, впадают
в ошибку. Таким образом, прекрасные и
хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаться
совершить, впадают в ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что и справедливость
и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу,
это знание того, что хорошо и прекрасно,
вместе с тем и полезно человеку, способствует
его блаженству, жизненному счастью. Тремя
основными добродетелями Сократ считал: -Умеренность
(знание, как обуздывать страсти)
- Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
-Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)
Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.11
Заключение
Постоянная мысль Сократа - об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Если же он ведет себя хорошо только потому, что, например, «все так делают» - то, если «все» станут вести себя плохо - не будет причин быть добродетельным. Норма нравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение большинства. Философия Сократа находилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.
По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное - всегда хорошо, а бессознательное - плохо. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. Сократ стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что значение и роль рассматриваемых течений в контексте исторических корней, несомненно, велики. И именно образовательная сфера должна способствовать подготовке и созиданию человека культурного, гуманного. Написав работу, прояснилось ли что-нибудь в моей голове относительно собственного жизненного пути? Может быть! Главное: нужно работать, развиваться, самосовершенствоваться, пробиваться в жизнь, творить добро, жить по заповедям Божьим, не забывать своих родителей, помнить свою историю.
Словарь
Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу.
Этика (греч. ἠθικόν, от др.- греч. ἦθος — этос,
«нрав, обычай») — философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.- греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии. В качестве антонима используется понятие «ложь».
Диалектика (греч. διαλέγοαι – веду беседу, спор) – философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления и практического преобразования действительности.
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных, адекватных знаний о мире и самом себе.
Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования.
Материя (лат. materia – вещество) – категория, в материалистической традиции обозначающая субстанцию (начало, основу) мира, все бесконечное множество существующих объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния.
Досократики —
условное название древнегреческих философов
раннего периода (VI-V века до н. э.), а также
их преемников IV в. до н. э., творивших
вне русла аттической сократической и соф
Благочестие - (калька с греч. εὐσέβεια) - христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии. В более позднем, византийском, употреблении часто используется как синоним богословского значения «правоверие».
Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.
Эгоизм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.
Свобода – понятие, фиксирующее способность действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.
Список использованной литературы
1. Горбачев, В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Гросс, Р. Путь Сократа/ Р. Гросс. - М.: Попурри, 2004.
3. Митрошенкова,О.А. Философия/ О.А. Митрошенкова 2002.
4. Скирбекк, Г. История философии/ Г. Скирбекк. - М.: Философская мысль, 2001.
5. Фролов, И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003.
6. Философия: учебное пособие / под ред. В. В. Трушкова. – М.: Былина, 2004.
7.История философии: учебник. – Ростов – н/Д., 1999.
8. Нерсесянц В. С. Сократ. – М., 1996.
9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998 .
10.Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева и др. – М.,1994.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 1998
2 Гросс, Р. Путь Сократа/ Р. Гросс. - М.: Попурри, 2004.
3 Гросс, Р. Путь Сократа/ Р. Гросс. - М.: Попурри, 2004.
4 Фролов, И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 1998
6 Философия: учебное пособие / под ред. В. В. Трушкова. – М.: Былина, 2004.
7 Философия: учебное пособие / под ред. В. В. Трушкова. – М.: Былина, 2004.
8 Фролов, И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003
9 Скирбекк, Г. История философии/ Г. Скирбекк. - М.: Философская мысль,2001.
10 Философский энциклопедический словарь. – М., 1998
11 История философии: учебник. – Ростов – н/Д., 1999.