Философские взгляды А. Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Артур Шопенгауэр развивал новейшую форму абсолютного пессимизма.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ XIX века,представитель не классической философии, с иррациональным направлением. Называл существующий мир, «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Я выбрала эту тему, потому что мне интересно разобраться в истоках пессимизма, так как я считаю что это очень актуальная тема не только современности, но и вообще за всю сознательную историю человечества. Тем более, не так много людей занимались именно этим направлением, а работы Шопенгауэра оказали значительное влияние на такие известные личности, как Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Альберт Энштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, и наш знаменитый соотечественник Лев Николаевич Толстой

Файлы: 1 файл

готовая контр.doc.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ  ГОСОДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВА  И КУЛЬТУРЫ»

Кафедра Философии 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине философия

“Философские  взгляды А. Шопенгауэра.”

 

 

 

 

Контрольную работу

Выполнила:

Студентка 2 курса

гр.ЗТ/12-1б

Федотова М.А.

Проверил:

Заякин А.М.

 

 

 Пермь - 2013

 

Введение

 

Артур Шопенгауэр развивал новейшую форму абсолютного пессимизма.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ XIX века,представитель не классической философии, с иррациональным направлением. Называл существующий мир, «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Я выбрала эту тему, потому что мне интересно разобраться в истоках пессимизма, так как я считаю что это очень актуальная тема не только современности, но и вообще за всю сознательную историю человечества. Тем более, не так много людей занимались именно этим направлением, а работы Шопенгауэра оказали значительное влияние на такие известные личности, как Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Альберт Энштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, и наш знаменитый соотечественник Лев Николаевич Толстой

Так как мы разбираем его  философские взгляды, считаю нужным кратко разобрать его биографию. Отец - Генрих Флорис Шопенгауэр, Мать- Иоганна.

В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого.

В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге

В 1803 году около полугода обучался в Уимблдоне (Великобритания).

В январе 1805 года начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге. Весной того же года отец Артура погиб при загадочных обстоятельствах.

В 1809 году (после двухлетней подготовки) поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Гёттингене прожил с 1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера.

В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

В 1819 году опубликовал свой основной труд «Мир как воля и представление».

В 1820 году получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете.

В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне.

В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли».

В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

В 1843 году Шопенгауэр переиздаёт трактат «Мир как воля и представление» и добавляет к нему второй том.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

 

Мир как воля и  представление

 

Основная работа Шопенгауэра  «Мир как воля и представление». Большую часть  своего времени он работал и размышлял именно над ней, значит по ней правильнее всего будет рассматривать его философские взгляды.

Основная часть работы предполагает предварительное знакомство с теориями И.Канта. Шопенгауэр требует прочтения своего приложения перед чтением самой книги, хотя оно не содержится в самой книге, а появилось ранее под названием «Четырехкратный корень принципа достаточного основания». Согласно Шопенгауэру, весь мир – это представление единой Воли, в которой наши индивидуальные воли являются феноменами. Материя и причинность поняты им как единение времени и пространства, а потому эквивалентны. Таким образом мы видим связь с предыдущими работами философа.

Первая книга состояла из четырех томов, посвященных: эпистемологии, онтологии, эстетике и этике. Значительно позднее, в 1844, Шопенгауэр публикует второе издание в двух томах, первый том – перепечатка предыдущего издания, а второй – новая работа, состоявшая из пояснений и дополнительных размышлений о первой части. Запоздалая известность после 1851 стимулировала новый интерес к его главной работе, что привело к третьей и окончательной редакции в 1859. В предисловии к последней редакции, Шопенгауэр отметил: "Если я наконец, добился успеха, получил удовлетворение в конце своей жизни, глядя на начало влияния моих идей, то только от надежды на то, что влияние это будет увеличиваться тем дольше, чем оно запоздало в начале". Таким образом мы наблюдаем развитие работы.

В книге первой понятие "воли" у Шопенгауэра происходит из кантианской "вещи в себе", которую Кант считал фундаментальной реальностью, стоящей за представлением, предоставленным восприятием, которому не хватает формы. Шопенгауэр указывал на то, что ничто помимо времени и пространства не может быть определено, следовательно "вещь в себе" должна быть одной и всеми вещами которые существуют, включая человечество, должна быть частью фундаментального единства. Наш внутренний опыт должен быть проявлением области ноумена, и воля – это внутреннее ядро каждого существа. Все знание полученное от объектов ссылается на само себя, так мы распознаем ту же волю в других вещах как и внутри себя.

Во второй книге электричество и гравитация описаны как фундаментальные силы "воли". Знание – это нечто изобретенное служить "воле" и представлено оно как в людях, так и в животных. Фундаментальная природа вселенной и всё в ней видится как эта воля. Шопенгауэр представляет пессимистическую картину, в которой не исполненные желания являются болезненными, а удовольствия – это просто ощущения, испытанные в определенный момент, когда боль уходит. Так или иначе, большинство желаний никогда не исполняются, а те, которые исполняются, немедленно замещаются не исполненными.

В третьей книге Шопенгауэр концентрируется на концепции гения. Согласно философу, гением обладают все люди в той или иной степени, и он состоит в способности к эстетическому опыту. Эстетическое переживание происходит когда человек воспринимает объект, но понимает не сам объект, а его платоновскую идею. Человек становится способным потерять себя в объекте созерцания на короткое время, вырваться из порочного круга невыполнимого желания, став "чистым субъектом воли меньше знать". Те, кто имеют высокую степень гениальности, могут научиться сообщать эти эстетические переживания другим, а объекты, которые сообщают это переживание – произведения искусства. Шопенгауэр рассматривал голландский натюрморт как лучший вид живописи, поскольку он заставляет зрителя видеть прекрасное в обычных, бытовых предметах. Однако он резко критиковал изображения обнаженного женского тела и приготовления еды, как стимулирующие желание и препятствующие получению зрителем эстетического опыта и становления "чистым субъектом воли меньше знать". Музыка также занимала привилегированное место в эстетике Шопенгауэра, так как он полагал, что оно имеет отношение к воле. Там, где другие искусства являются имитацией воспринимаемых вещей, мир музыки является прямой копией воли.

В четвертой книге Шопенгауэр предполагал в этой книге установить чисто описательную часть о человеческом этическом поведении, в котором он выделил два типа: утверждение и отрицание воли. Согласно Шопенгауэру Воля (великая Воля, которая есть вещь в себе, а не индивидуальные воли людей и животных, которые являются феноменами Воли) конфликтует с эгоизмом, которым наделен каждый человек или животное. Сострадание возникает из трансцендентности этого эгоизма (проникновение иллюзорного восприятия личности, благодаря которому можно сопереживать другому) и может служить ключом к возможности выхода за пределы желания и воли. Шопенгауэр категорически отвергал существование "свободы воли" в общепринятом смысле, и только предвещал, что воля может быть выпущена или отвергнута, но не может быть изменена, а является корнем цепи причинности детерминизма. Его похвала аскетизму привела к высоким размышлениям о буддизме, веданте, о некоторых монашеских орденах и аскетической практике католицизму. Он выражал презрение протестантизму, иудаизму и исламу, которые описывал как оптимистические, лишенные метафизики и жестокие к животным. По словам Шопенгауэра, глубокая истина заключается в том, что в случаях чрезмерного утверждения Воли (когда один человек выказывает свою волю не только для собственного исполнения, но для не надлежащего господства над другими), он не понимает, что на самом деле не является идентичным тому человеку, которому вредит, то есть в этом случае Воля постоянно вредит самой себе, а справедливость торжествует, когда преступление совершено, так как метафизический индивид является одновременно и жертвой и палачом. Шопенгауэр подробно рассматривает самоубийство, отмечая, что оно не разрушает Волю или какую-либо ее часть, поскольку смерть является лишь концом одного конкретного явления Воли, которое впоследствии перестраивается. Аскетизм, конечный итог ослабления Воли, может ослабить индивидуальную волю, что является, по мнению Шопенгауэра, гораздо более значительным, чем насильственное самоубийство, которое по сути, в некотором смысле, утверждение воли. В окончательном выводе о том, как можно вести сносную жизнь не ликвидируя желание, поскольку это приводит к скуке, Шопенгауэр предлагает стать сторонним наблюдателем собственной воли и постоянно понимать, что большинство желаний останутся невыполнимыми. В конце четвертой книги Шопенгауэр прилагает подробное обсуждение достоинств и недостатков философии Канта. Здесь он утверждает, что величайшей ошибкой Канта был отказ различения между восприятием, интуитивным знанием и концептуальным, дискурсивным знанием. Главным же вкладом Канта по его мнению, было различение между феноменом и вещи в себе.

Второй том состоит  из различных эссе, расширяющих темы, охваченные в первой. Он содержит раздумья о смерти и его теорию сексуальности, которые рассмотрены как проявления общей Воли, сообщая, что и смерть и сексуальность лишают людей здравомыслия в их тоске по любимым. Шопенгауэр говорит не только о важной роли сексуальности в жизни человека, но и предлагает собственное предположение о генетике, в которой он утверждает, что люди наследуют свою Волю, а следовательно и характер происходит от отцов, а разум – от матерей, приводя примеры из биографий великих деятелей.

 

Палингенезия

В книге «Мир как воля и представление», у Шопенгауэра  была большая теория – палингенезия - о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах. Вместе с тем Шопенгауэр отвергает основные положения реинкарнации о переселении конкретной души. Теория палингенезии была изложена во втором томе его книги «Мир как воля и представление» — в частности, в главе «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа».

В отличие от открытого индивидуализма, палингенезия рассматривает пространственные границы между людьми метафизически значимыми, то есть одна личность не может существовать одновременно в двух или нескольких местах пространства.

Сам термин палингенезия впервые  встречается в Новом Завете и переводится на русский язык то как пакибытие, то как возрождение. В других переводах этот термин звучит как Wiedergeburt и regenerationis.

В своём сочинении Шопенгауэр утверждает:

 

“Бесконечное время протекло, прежде чем я родился, — чем же был я всё это время?” Метафизический ответ на это, пожалуй, был бы такой: “я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я”.

 

Шопенгауэр отрицал возможность  сохранения, после разрушения тела, индивидуального «Я» со всеми  его воспоминаниями. Разрушение мозга  означает полное уничтожение личности. С другой стороны, уникальная воля каждого  человека не подвержена уничтожению. Воля человека сохраняется после распада тела и со временем эта воля оказывается в новой интеллектуальной оболочке. Новая личность предстаёт совершенно отличной от старой.

Шопенгауэр отказывается говорить о метемпсихозе, то есть «переходе целой так называемой души в другое тело», предпочитая именовать свою теорию «палингенезией», под которой он понимал «разложение и новообразование индивида, причём остаётся пребывающей лишь его воля, которая, принимая образ нового существа, получает новый интеллект».

Фактически в идее Шопенгауэра  о «неуничтожимости нашего существа»  можно найти преемственность  с идеями древнегреческого философа Парменида об отсутствии небытия.

В ответ на возможную критику  палингенезии Шопенгауэр пишет:

 

“... Если же это не удастся и робкое сердце опять затянет свою старую жалобную песнь: «я вижу, как все существа путём рождения возникают из ничего и спустя короткое время снова обращаются в ничто: и моё бытие, теперь настоящее, скоро тоже будет лежать в далёком прошлом, и я буду ничто!», - то правильный ответ на эту жалобу будет такой: «Разве ты не существуешь? Разве ты не живёшь в нём, этом драгоценном настоящем, к которому вы все, дети времени, так жадно стремитесь, - разве оно не твоё, действительно твоё? И разве ты понимаешь, как ты достиг его? Разве тебе известны те пути, которые привели тебя к нему, - чтобы ты мог сознавать, будто смерть замкнёт их для тебя? Самая возможность какого бы то ни было существования твоего я, после разрушения твоего тела, для тебя непостижима. Но разве она может быть для тебя более непостижима, чем твоё нынешнее существование и то, как ты его достиг? Почему же ты сомневаешься, что те самые пути, которые открылись пред тобою для этого настоящего, не будут открыты для тебя и ко всякому будущему?»

 

 

О Шопенгауэре  от его последователей

 

Лев Толстой: «Знаете ли, что было для меня настоящее лето? Непрестающий восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений, которых я никогда не испытывал… мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестным? Объяснение только одно — то самое, которое он так часто повторяет, — «что кроме идиотов на свете почти никого нет».

 

Карл  Густав Юнг: «Главной удачей моих исследований стал Шопенгауэр. Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира. Он не рассуждал о совершенном благе, о мудром провидении, о космической гармонии, он прямо сказал, что все беды человеческой истории и жестокость природы происходят от слепоты творящей мир Воли. И я видел подтверждение этому еще в детстве больных и умирающих рыб, чесоточных лис, замерзших и погибших от голода птиц, т.е. те жестокие трагедии, которые скрываются под цветущим покровом луга: земляных червей, заеденных муравьями, насекомых, разрывающих друг друга на куски, и т. д. Мой опыт наблюдения над людьми тоже научил меня чему угодно, только не вере в изначально присущие человеку доброту и нравственность. Я достаточно хорошо узнал себя и видел, что я лишь в какой-то степени, условно говоря, отличаюсь от животных.

Информация о работе Философские взгляды А. Шопенгауэра