Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:49, реферат
Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину. Родился Федор Достоевский в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Мария Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери московского купца третьей гильдии. С 1831 года Достоевские – владельцы села Дарового и деревни Черемошны в Тульской губернии.
Реферат по философии
Философские взгляды Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.
Родился Федор Достоевский
в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила
Андреевича Достоевского и Мария
Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери
московского купца третьей
В 1838 году Федор Достоевский
переезжает в Петербург для поступления
в Инженерное училище. В 1839 году умирает
его отец (есть подозрение, что он
был убит его крепостными крестьянами).
Потрясение, связанное с известием
о смерти отца, явилось причиной
первого эпилептического
В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841 году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знак изучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака и Жорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы, довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемы всю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867 году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дел и отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.
В 1843 году заканчивается учеба
в училище и начинается служба
в инженерном корпусе при Санкт-
В ноябре 1844 года написана повесть “Бедные люди”. Через Д.В.Григоровича повесть попадает к Н.А.Некрасову, который, за ночь прочитав ее, едет вместе с Григоровичем около четырех утра знакомиться с автором. Повесть читает В.Г.Белинский и тоже приходит от нее в восторг. В 1845 году повесть публикуется в “Петербургском сборнике”, она приносит Достоевскому славу “второго Гоголя”. Однако следующие его повести и рассказы: “Двойник”, “Господин Прохарчин”, “Хозяйка” – вызывают недоумение и досаду тех, кто им недавно так восхищался. Творчество Достоевского все менее укладывается в рамки реалистической натуральной школы с ее критикой социальной действительности и любовью к “маленькому человеку”.
В 1847 году Достоевский начинает
посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского,
на котором обсуждались планы
преобразований в России на основе
идей французского утопического социалиста
Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов
кружка, в том числе и Достоевского,
арестовывают и помещают в Петропавловскую
крепость. В декабре 1849 года осужденных
привозят на Семеновский плац, имитируют
приготовления к смертной казни
и в последний момент сообщают
царскую милость о замене казни
каторгой и последующей ссылкой.
Свои переживания перед казнью Достоевский
через много лет отразит в
романе “Идиот”. Достоевский отбывает
4 года в Омской каторжной тюрьме,
после чего до 1859 года служит сначала
солдатом, а затем унтер-офицером
и прапорщиком в
С этого времени начинается
второй период творчества Достоевского,
принесший ему мировую
В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73), “Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).
Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистических журналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходивших в 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику на злобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещены рассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.
Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.
В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.
Общей темой произведений
Достоевского является человеческая свобода.
Здесь он совершает шаг вперед
по сравнению с классической европейской
философией. В последней свобода
(например, в философии И.Канта) рассматривалась,
с одной стороны, как поведение,
неподвластное природной
Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной, но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистических теорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построении на началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были бы добрыми и нравственными.
Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой, а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола, чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не только по отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям. Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходной формой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичной свободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинением нравственному долгу.
Здесь возникает напряженная
антиномия, которую не знает классическая
философия: человеческая свобода должна
быть подчинена нравственным ценностям
(тезис), и человеческая свобода должна
включать возможность произвола
по отношению к нравственным ценностям
(антитезис). Противоречивый характер
человеческой свободы открывает
возможность восстания
Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта против внешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна. Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.
Подпольный человек отвергает
всякую рациональную, заранее продуманную
организацию всеобщей гармонии и
благополучия. Он уверен, что даже в
случае построения в будущем такого
общества обязательно появится какой-нибудь
джентльмен с неблагородной и
насмешливой физиономией и
Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остается некий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствует иррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своей глупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживается у Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательному устроению человеческой судьбы.
В то же время Достоевский
открывает трагическую
Достоевский также показывает,
что человек, начинающий в своем
своеволии сам решать, что есть
добро и что есть зло, как раз
перестает быть свободной личностью
и становится ведомым как бы посторонней
силой. Так, Родион Раскольников превращается
в пленника собственной “идеи”,
его поведение, несмотря на все внутренние
борения, в целом предсказуемо, как
траектория движения механического
тела в поле тяготения. Люди, выбравшие
своеволие, сами превращаются в объект
использования и
Опыт героев Достоевского
показывает невозможность решения
антиномии человеческой свободы
чисто умозрительным, рассудочным
путем. Родион Раскольников, признавшись
в убийстве и попав на каторгу,
остается в состоянии отчуждения
от мира и окружающих его людей. Его
мысль продолжает ходить по кругу
прежних рассуждений о
Он не понимает, какая сила заставила его жить, когда он стоял над рекой, и почему он не смог ее одолеть. Достоевский пишет: “Он... не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни, будущего воскресенья его, будущего нового взгляда на жизнь”. Действительно, невозможно логически понять, что может помешать человеку как свободному существу распоряжаться своею собственной или чужой жизнью. Но то, что Раскольников не смог покончить с собой, означает, что в самих этих вроде бы логически безупречных рассуждениях присутствует ложь.
Раскольников выходит из состояния отчуждения через любовь к Соне. “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнений, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...”. Таким образом, решение антиномии свободы все-таки есть, но состоит оно в выходе за пределы навязчивых рассуждений о своей собственной свободе и в открытии в другом человеке не объекта моей личной свободы, но бесконечной ценности.
Вершиной творчества Достоевского
является знаменитая поэма о Великом
Инквизиторе, которую рассказывает
Иван Карамазов брату Алеше во
время их беседы в трактире. Н.Бердяев
пишет об изумительном художественном
приеме, использованном Достоевским: говорит
один Инквизитор, Христос все время
молчит, оставаясь в тени. Истина
о свободе оказывается
Великий Инквизитор апеллирует к очевидным фактам по поводу человека. Свобода человеческого духа не существует для большинства людей. Ее выдерживают лишь немногие. Христос, обременив людей непосильной свободой, поступил как бы не любя их. “Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее. И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда – ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе”.
Инквизитор упрекает Христа за то, что тот отверг три искушения умного духа в пустыне – превратить камни в хлеба и накормить человечество; чудесно спастись, бросившись с храма, чтобы люди безоговорочно поверили, что Он – Сын Божий; наконец, использовав власть, насильно повести людей за собой. “Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за тобою, прельщенный и плененный тобою”. “Ты... жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника перед могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но тут Ты судил о людях слишком высоко, ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщиками”. “Уважая его менее, менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к любви, ибо легче была бы ноша его. Он слаб и подл”. “Ты обещал им хлеб небесный, но… может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным?”.