Философские взгляды Ф.М.Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Становление философских воззрений Достоевского происходило под воздействием многих факторов – воспитания в детстве, ближайшего круга общения, литературы философского, естественно - научного и исторического плана, которую изучал писатель в течение жизни, а также зигзагов судьбы, главным поворотным моментом в которой стало увлечение идеями кружка Петрашевского и отбывание наказания на каторге. Философия Достоевского – это, прежде всего, философия человека. Философскую систему Достоевского можно назвать антропоцентричной. Он считал, что качества человеческой личности, отражающие его положительные и отрицательные стороны, нужно рассматривать через их антиномию и цельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3
1. Ранний Достоевский и идеи социалистического гуманизма……….
5
2. Зрелый Достоевский и идеи христианского гуманизма…………….
8
3. Отношение Достоевского к различным философским течениям….
14
Заключение……………………………………………………………….
16
Список использованной литературы……………………………………
8

Файлы: 1 файл

философия люда.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

- путь человекобожества;

- путь богочеловека.

Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Значительную роль в распространении гуманистических идей в России в XIX в. и в последующее время сыграли русские писатели и поэты. К числу наиболее крупных писателей этого времени относят Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Крупнейшими поэтами выступают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Они благодаря своему творчеству стали подлинными властителями дум молодежи своего времени.

Особое влияние на умонастроения второй половины XIX в. в России имело творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Таким образом, воззрения Достоевского как философа можно разделить на два основных этапа, сутью которых являются социалистический и христианский гуманизм. Во многом формированию зрелых религиозно-эстетических взглядов способствовало четырехлетнее пребывание писателя на каторге в Сибири и сближение с православными священниками и старцами в Оптиной пустыни.

Философская система Достоевского носит антропоцентричный характер. В своих трудах писатель исследует проблемы соотношения своеволия и внутренней свободы в человеке, наказания и страдания, любви и ненависти. Вместе с тем Достоевский не был в полной мере гуманистом, он, как философ, пошел дальше, исследуя самые сокровенные глубины человеческого духа. «Если гуманизм учил о человеке, как о трехмерном существе, то для Достоевского человек уже четырехмерное существо. И в этом новом измерении открываются иррациональные начала, которые опрокидывают истины гуманизма. В человеке открываются новые миры. И меняется вся перспектива» [2, с.13].

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философию, передав ей не какую-то систему идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта».

 

 

Список использованной литературы

  1. Горелов А.А. Философия: учебное пособие/ А.А.Горелов-М.: Юрайт, 2011.
  2. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.-М.: Хранитель, 2006.
  3. Достоевский Ф.М. Великий инквизитор / Ф.М. Достоевский // Антихрист (Из истории отечественной духовности) : антология.– М.: Высшая школа, 1995.
  4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 28, кн. 1.
  5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1877 (сентябрь– декабрь)–1880 (август) // Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1984. – Т. 26.
  6. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т / В.В. Зеньковский. – Л.: Эго, 1991. – Т. 1.– Ч. 2.
  7. Кудрявцев Ю.Г.Три круга Достоевского.-М.: Издательство Московского

Университета, 2010.

  1. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Р. Лаут. – М.: АСТ,2011.
  2. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. – М.: Молодая гвардия, 1991.
  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2009.

 

 

 

 


Информация о работе Философские взгляды Ф.М.Достоевского