Философские взгляды Мишеля Монтеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

Содержание работы

1.Биография
2. История публикации
3.Жанр
4.Философские воззрения
5.Политика и педагогика
6.Развивающее обучение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

   Министерство  образования и науки Российской Федерации

   Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

   высшего профессионального образования

   Российский  Государственный профессионально-педагогический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Реферат на тему:

   «Философские  взгляды Мишеля Монтеня» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: студент группы АТ-203

   Агишев  А.В. 
 

   Проверил:

   Мельник В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Екатеринбург 2011 

   Содержание 
 

   1.Биография 

   2. История публикации 

   3.Жанр

   4.Философские воззрения

   5.Политика  и педагогика

   6.Развивающее  обучение

   7.Список  литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Биография.

     Известнейший  французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем  его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более  того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали  с ним только на латыни, поэтому  с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось  шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

     В двадцать один год Мишель де Монтень  стал советником Счетной палаты в  Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он, "давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости". В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его "Опытов" — произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.

     Однако  желаниям Монтеня до конца дней своих  провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был  избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял  эту должность. Франция, раздираемая  в тот период религиозными войнами  между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему  столь значительный пост, не раз  приходилось участвовать в решении  многих спорных вопросов. Сам он всецело находился на стороне  короля и не поддерживал гугенотские  притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

     В 1586–1587 гг. Монтень, уже свободный  от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу "Опытов". Позднее ему вновь  пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

     Умер  Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

История публикации

   Работа  над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 19541960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (19241927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов». 
 
 

   Жанр.

   Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана  не наблюдается, изложение подчиняется  прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются  с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» — обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень — родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Философские воззрения.

     Если  говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить — в  своем духовном развитии он пережил  увлечение разными философскими учениями. Так, из первой книги "Опытов" видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем  значительное влияние на его мировоззрение  оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого  учения, известного с древности —  скептицизма.

     «Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

     Скептицизм  Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

     Основной  чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали  громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

     Сомнение  — в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком  нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей  идеалов — вот что пронизывает все содержание "Опытов". Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом — "Что я знаю?".

     Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен — человек  знает слишком мало, и, что еще  более неутешительно, даже не может  знать многого. Причина подобного  положения вещей заключена в  природе самого человека: "Изумительно  суетное, поистине непостоянное и вечно  колеблющееся существо — человек. Нелегко  составить себе о нем устойчивое и единообразное представление".

     О суетности, непостоянстве и несовершенстве человеческой природы говорилось задолго  до Монтеня. Но он оказался первым, кто  вдруг обнаружил — в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого  существования. Монтень как бы призывает  своих читателей — признайте  свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. "Жизнь — вот мое занятие и мое искусство", — утверждает Монтень.

     И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: "Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни..."

     Монтень утверждает, что не стоит предаваться  страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям — и то, и другое только прячут от человека радость  повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению "великих  дел" и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая — "Я сегодня ничего не совершил!" "Как! А разве ты не жил? — спрашивает французский мыслитель и продолжает: — Просто жить — не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело". мишель монтень философский взгляд

     Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает  именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: "Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески".

     И Монтень приходит к выводу — жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что  большее: "Надо не сочинять умные  книги, а разумно вести себя в  повседневности, надо не выигрывать битвы  и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир  в обычных жизненных обстоятельствах".

     По  сути дела, в своих "Опытах" Мишель де Монтень как бы завершает этические  поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на "вечные", "проклятые" вопросы  о смысле жизни — вот на чем  держится все человеческое общество. Гуманистический лозунг "Великое  чудо — человек!" находит в  рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит  только в одном — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни. "Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, — пишет Монтень. — Незачем  нам вставать на ходули, ибо и  на ходулях надо передвигаться с  помощью своих ног. И даже на самом  высоком из земных престолов сидим  мы на своем заду".

     Исходя  из подобного мироощущения, Монтень  по-новому решает и проблему, которая  волновала многих мыслителей с момента  возникновения христианства — проблема соотношения веры и разума, религии  и науки. Французский философ  просто-напросто разделяет сферы  действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами  веры, а наука — познанием природных  законов.

     При этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: "Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет".

Информация о работе Философские взгляды Мишеля Монтеня