Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:56, реферат
Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля — отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все — и отец, и мать, и слуги, — разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.
1.Биография
2. История публикации
3.Жанр
4.Философские воззрения
5.Политика и педагогика
6.Развивающее обучение
7.Список литературы
Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его "Опыты" — одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.
Монтень
оказался одним из первых, кто откровенно
заявил о нуждах и желаниях "личного
Я" в условиях новой исторической эпохи.
И не зря многие мыслители последующих
времен столь часто обращались к мудрости
"Опытов" французского философа.
Подводя своеобразный итог развитию гуманистических
учений, идеи Монтеня были обращены в будущее.
Потому и сегодня "Опыты" стоят в
ряду книг, в которых современный человек
открывает для себя прелести повседневности.
Политика и педагогика.
Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка ради заключающихся в нем — и зачастую неизбежных — пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень — и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый — сильно недолюбливал гугенотов, потому что видел в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе её он ставит принцип возможно разностороннего развития.
По мнению Монтеня,
цель воспитания состоит в том, чтобы
сделать из ребёнка не специалиста-священника,
юриста или доктора, но прежде всего
человека вообще, с развитым умом, твёрдой
волей и благородным
Развивающее обучение.
Подвергая
сомнению различные обычаи и взгляды
современного ему общества, Монтень
высказывался против суровой дисциплины
средневековых школ, за внимательное
отношение к детям. Воспитание по
Монтеню должно способствовать развитию
всех сторон личности ребенка, теоретическое
образование должно дополняться
физическими упражнениями, выработкой
эстетического вкуса, воспитанием
высоких нравственных качеств. Многие
мысли Монтеня были восприняты педагогами
17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного
воспитания перед образованием подробно
развита Локком, а высокая оценка воспитательного
влияния сельской среды и отказ от принуждения
в обучении явились своего рода основой
теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории
развивающего обучения по Монтеню является
то, что развивающее обучение не мыслимо
без установления гуманных отношений
к детям. Для этого обучение должно осуществляться
без наказаний, без принуждения и насилия.
Он считает, что развивающее обучение
возможно только при индивидуализации
обучения. В своей книге «Опыты» в главе
«О воспитании детей» Монтень пишет: «Я
хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,
сообразуясь с душевными склонностями
доверенного ему ребенка, предоставил
ему возможность свободно проявлять эти
склонности, предлагая ему изведать вкус
разных вещей, выбирать между ними и различать
их самостоятельно, иногда указывая ему
путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать
дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник
один все решал и только один говорил;
я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.»
Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно,
сначала заставлял говорить учеников,
а затем уже говорил сам. «Пусть учитель
спрашивает с ученика не только слова
затверженного урока, но и смысл и самую
суть его, и судить о пользе, которую он
принес, не по показаниям памяти своего
питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя
что-либо ученику, он покажет ему это с
сотни разных сторон и применит к множеству
различных предметов, чтобы проверить,
понял ли ученик как следует и в какой
мере усвоил это». «Пусть его душе будет
привита благородная любознательность;
пусть он осведомляется обо всем без исключения;
пусть осматривает все примечательное,
что только ему не встретится, будь то
какое-нибудь здание, фонтан, человек,
поле битвы, происходящей в древности,
места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше
разъяснят, что же, собственно, ему нужно,
чтобы сделаться лучше и разумнее, следует
ознакомить его с основами логики, физики,
геометрии и риторики; и, какую бы из этих
наук он не выбрал, — раз его ум к этому
времени будет уже развит, он быстро достигнет
в ней успехов. Преподавать ему должны
то путем собеседования, то с помощью книг;
иной раз наставник просто укажет ему
подходящего для этой цели автора, а иной
раз он изложит содержание и сущность
книги в совершенно разжеванном виде.»
В этом заключаются основы развивающего
обучения педагогической теории М. Монтеня.
Список литературы.
· Виппер Ю. Б. Монтень
· Камалдинова Э. Ш. Развивающее обучение в современном вузе
// Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 74-81.
· Косиков Г. К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины
· Мишель де Монтень — Биография. Библиография. Философские взгляды. Высказывания
· Мокульский С. С. Мишель Монтень. Статья из «Литературной энциклопедии» (1937)
· Пахсарьян Н. Т. Мишель де Монтень